г. Тюмень |
|
3 декабря 2013 г. |
Дело N А75-1192/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Черногорское" на решение от 24.04.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 24.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А75-1192/2013 по заявлению закрытого акционерного общества "Черногорское" (628647, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, поселок городского типа Новоаганск, улица Центральная, 9, а, ИНН 8620020442, ОГРН 1128603003363) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628007, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 2, ИНН 8601024089, ОГРН 1048600006179) об оспаривании постановления о назначении административного наказания и представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В заседании принял участие представитель закрытого акционерного общества "Черногорское" - Закирова Л.Т. по доверенности от 11.01.2013 N 005-ЧН.
Суд установил:
закрытое акционерное общество "Черногорское" (далее - ЗАО "Черногорское", общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - управление) о признании недействительным постановления о назначении административного наказания от 29.01.2013 N 81-ВК/3, а также представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от 20.01.2013 N 4-ВК/3 (т. 1, л. д. 13-2).
Решением от 24.04.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 24.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, поскольку суд не должен был применять в данном деле статью 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). Требования судов к представленному акту приема-передачи в части включения в состав комиссии по приемке представителя Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды не основаны на законе.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку доводы, изложенные в жалобе, были предметом рассмотрения в судах и получили надлежащую правовую оценку; состоявшиеся по делу судебные акты являются законными и обоснованными.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителя закрытого акционерного общества "Черногорское", поддержавшего доводы, изложенные в кассационной жалобе, проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
Из материалов дела следует, что на основании приказа управления от 19.10.2012 N 1054 в отношении общества была проведена проверка, в ходе которой установлено, что на кустовой площадке Черногорского лицензионного участка N 5 расположен шламовый амбар, являющийся объектом размещения опасных отходов - бурового шлама, при этом мониторинг по объекту размещения отходов (шламовый амбар) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов не ведется, контроль за объектами размещения опасных отходов не ведется в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод.
Постановлением от 29.01.2013 N 81-ВК/3 по данному факту ЗАО "Черногорское" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с наложением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 руб.
Представлением от 20.01.2013 N 4-ВК/3 управление обязало общество принять все меры по устранению выявленных нарушений.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу о доказанности материалами дела факта совершения ЗАО "Черногорское" административного правонарушения, отсутствии существенных нарушений закона при привлечении его к административной ответственности; законности выдачи представления.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.
Согласно статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами юридическим лицам установлена ответственность от 100 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Судами установлено, что ЗАО "Черногорское" осуществляет пользование недрами на основании лицензии ХМН N 00470ВЭ на добычу пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и производственного водоснабжения на Черногорском месторождении нефти. Участок недр расположен в Нижневартовском районе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В результате деятельности общества при строительстве скважин образуется буровой шлам, который с целью хранения отходов размещен обществом в шламовых амбарах кустов скважин N 5, N 8, N 7П Черногорского лицензионного участка.
Факт хранения отходов (бурового шлама) в шламовых амбарах кустов скважин N 5, N 8, N 7П Черногорского лицензионного участка установлен вступившим в законную силу решением от 19.03.2012 Арбитражного суда Ханты - Мансийского автономного округа - Югры по делу N А75-9982/2011, оставленным без изменения постановлением от 05.06.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда.
Соответственно, данные объекты должны отвечать требованиям, установленным законодательством к объектам размещения отходов, и обеспечивать в процессе захоронения отходов защиту от загрязнения атмосферы, почв, поверхностных и грунтовых вод.
В силу статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В данном случае обстоятельства, установленные судебным актом по делу N А75-9982/2011, имеют преюдициальное значение для настоящего спора.
Статьей 11 Закона об отходах производства и потребления установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В этой связи, общество обязано соблюдать при осуществлении своей производственной деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
Факт размещения отходов бурения подтверждается: актом натурного осмотра; протоколами взятия проб и образцов; актами отбора проб с приложенными схемами; заключениями филиала ФБУ "ЦЛАТИ по УрФО"; протоколами КХА отходов; протоколами биотестирования отходов; протоколом об административном правонарушении.
Поскольку шламовый амбар является объектом размещения опасных отходов - бурового шлама, к нему применяются специальные требования, снижающие уровень негативного воздействия отходов на окружающую среду, в том числе, в части предотвращения загрязнения подземных вод, установленные СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения".
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и подтверждается материалами дела, что мониторинг за состоянием окружающей среды, контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод на ЦПС Черногорского лицензионного участка, шламового амбара куста скважины N 5 Черногорского лицензионного участка в соответствии с действующим законодательством обществом не ведется.
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне представленные сторонами в дело доказательства, обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях ЗАО "Черногорское" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции при изложенных обстоятельствах считает правомерным вывод судов об отсутствии правовых оснований для признания незаконными и отмены постановления и представления управления.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, в том числе и о том, что на момент выявления административного правонарушения отсутствовал спорный объект размещения отходов, а также совершена надлежащим образом рекультивация земельного участка, были предметом судебного разбирательства.
Им дана соответствующая правовая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального и процессуального права.
Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.04.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 24.07.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-1192/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 11 Закона об отходах производства и потребления установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
В этой связи, общество обязано соблюдать при осуществлении своей производственной деятельности, в результате которой образуются отходы, требования Закона об отходах производства и потребления, в том числе экологические и санитарно-эпидемиологические требования, установленные действующим законодательством.
...
Суды первой и апелляционной инстанций, исследовав в соответствии со статьей 71 АПК РФ полно и всесторонне представленные сторонами в дело доказательства, обоснованно пришли к выводу о наличии в действиях ЗАО "Черногорское" состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2013 г. N Ф04-6308/13 по делу N А75-1192/2013
Хронология рассмотрения дела:
03.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6308/13
24.07.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-5430/13
24.04.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-1192/13