г. Тюмень |
|
2 октября 2014 г. |
Дело N А46-564/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Тандер" на решение от 28.02.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Долгалев Б.Г.) и постановление от 10.06.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Сидоренко О.А.) по делу N А46-564/2014 по заявлению закрытого акционерного общества "Тандер" (350000, город Краснодар, улица имени Леваневского, 185, ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644043, город Омск, улица Интернациональная, 41, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) в лице Территориального отдела надзорной деятельности Омского района о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности.
Суд установил:
Закрытое акционерное общество "Тандер" (далее - ЗАО "Тандер", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 24.12.2013 N 262/263, вынесенного Территориальным отделом надзорной деятельности Омского района Омской области Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее -надзорный орган), о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением от 28.02.2014 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 10.06.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, требования заявителя удовлетворены, оспариваемое им постановление надзорного органа признано незаконным и отменено.
Обе судебные инстанции пришли к выводу о наличии в действиях заявителя состава вменяемых административных правонарушений, но допущенное надзорным органом существенное нарушение порядка привлечения ЗАО "Тандер" к административной ответственности послужило основанием для признания незаконным и отмене постановления от 24.12.2013 N 262/263.
В кассационной жалобе ЗАО "Тандер", ссылаясь на отсутствие события административного правонарушения, просит изменить решение от 28.02.2014 Арбитражного суда Омской области, исключить из мотивировочной части абзацы 3, 4, отраженные на шестой странице решения суда.
В отзыве на кассационную жалобу надзорный орган, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной надзорным органом плановой проверкой противопожарного состояния здания и помещений ЗАО "Тандер", расположенных по адресу: Омский район, с. Лузино, ул. Майорова, 18, выявлены нарушения статьи 64 Федерального закона от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пункта 1.1 Приказа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) от 24.02.2009 N 91 "Об утверждении формы и порядка регистрации декларации пожарной безопасности (в редакции Приказов МЧС России от 26.03.210 N 135 и от 21.06.2012 N 350), пункта 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской федерации N 390 от 25.04.2012; пункта 5.22 Строительных норм и правил 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения"; пунктов 6.16, 6.29 Строительных норм и правил 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений"; статей 1, 4, 5, 6, 151 Федерального закона от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
Проверкой установлено отсутствие декларации пожарной безопасности на здание торгового центра; ширина основных эвакуационных проходов, расположенных в торговых залах на 1 и 2 этажах, менее 2.2 метра; ширина выхода в лестничную клетку со второго этажа, ширина марша лестницы лестничных клеток и ширина эвакуационного выхода, ведущего из лестничной клетки на улицу, менее 1.2 метра; ширина эвакуационных, выходов ведущих из тамбуров на улицу, составляет 1.14 и 1.12 метра.
На основании протокола осмотра от 11.11.2013, акта проверки от 13.11.2013 N 336 и протоколов об административных правонарушениях от 10.12.2013 NN 262/2 и 263/2 уполномоченным должностным лицом надзорного органа вынесено оспариваемое заявителем постановление от 24.12.2013 N 262/263 о привлечении ЗАО "Тандер" к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса, и частями 3 - 8 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Аналогичная ответственность установлена для юридических лиц частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Частью 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут не только собственники имущества, но и лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - Правила) установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В силу статьи 2 Закона о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; (статья 1 Закона о пожарной безопасности).
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что представленными надзорным органом доказательствами подтверждаются допущенные ЗАО "Тандер" нарушения требований пожарной безопасности.
Всем доводам заявителя, изложенным в кассационной жалобе, дана объективная правовая оценка при рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 28.02.2014 Арбитражного суда Омской области и постановление от 10.06.2014 по делу N А46-564/2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 2 Закона о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности. Под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; (статья 1 Закона о пожарной безопасности)."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 октября 2014 г. N Ф04-9473/14 по делу N А46-564/2014