г. Тюмень |
|
6 декабря 2013 г. |
Дело N А81-4771/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Уренгойгорводоканал" на решение от 23.04.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Сеитов Э.М.) и постановление от 19.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А81-4771/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Уренгойгорводоканал" (629305, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Новый Уренгой, улица Юбилейная, 5, ИНН 8904046652, ОГРН 1058900649620) к Отделу надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Новый Уренгой Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, 28, ИНН 8901015913, ОГРН 1048900005252) об оспаривании ненормативного правового акта.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Уренгойгорводоканал" - Смирнов В.В. (доверенность от 09.01.2013).
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Уренгойгорводоканал" (далее - ОАО "Уренгойгорводоканал", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением Отделу надзорной деятельности по муниципальному образованию г. Новый Уренгой Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Отдел надзорной деятельности, надзорный орган) и Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о признании недействительным предписания от 23.10.2012 N 699/1/1.
Решением от 23.04.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа требования ОАО "Уренгойгорводоканал" удовлетворены частично, признаны недействительными пункты 2, 6, 7, 8 оспариваемого заявителем предписания, в удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением от 19.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "Уренгойгорводоканал", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", СПа 4.13130.2009 и Административного регламента, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.06.2012 N 375, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение, которым признать предписание от 23.10.2012 N 699/1/1 недействительным.
В отзыве на кассационную жалобу надзорный орган, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 21.09.2012 N 699 Отделом надзорной деятельности в период с 26.09.2012 по 23.10.2012 проведена внеплановая выездная проверка выполнения ОАО "Уренгойгорводоканал" ранее выданного предписания от 13.09.2011 N 757/1/1, в результате которой выявлены и отражены в акте от 23.10.2012 N 699 следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности: в нарушение пункта 6.1.2 Свода правил СП 4.13130.2009 "Системы противопожарной защиты, ограничения, распространения пожара на объектах защиты требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" (далее - СП 4.13130.2009); не обеспечено расстояние не менее 15 метров от здания котельной до здания насосной N 2; в нарушение части 1 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2208 N 123) и пункта 5.4.5 СПа 2.13130.2009 машинный зал в здании насосной станции не отделен от административно-бытового корпуса противопожарной перегородкой 1-го типа; в нарушение части 8 статьи 100 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ в складе ГСМ не выполнено по всему периметру замкнутое земляное обвалование емкостей хранения ГСМ; в нарушение пункта 6.5.23 СПа 4.130.2009 и статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ не выполнены для перехода через обвалование, а также для подъёма на обсыпку резервуаров, лестницы-переходы шириной не менее 0,7 метра с ограждением высотой 1 метр; в нарушение пункта 2 части 6 статьи 100 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ не отделены внутренним земляным валом резервуары с маслом и мазутами от резервуаров с ГЖ; в нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ не выполнены устройства и мероприятия по молниезащите склада ГСМ.
Для устранения выявленных проверкой нарушений надзорным органом выдано ОАО "Уренгойгорводоканал" предписание от 23.10.2012 N 699/1/1.
Полагая, что данное предписание не соответствуют действующему законодательству, нарушает права и законные интересы ОАО "Уренгойгорводоканал" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Признавая недействительными пункты 2, 6, 7, 8 оспариваемого предписания, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе судебного заседания представитель надзорного органа признал неправомерное выставление ОАО "Уренгойгорводоканал" требований, изложенных в указанных пунктах оспариваемого предписания.
Отказывая в удовлетворении остальной части требований заявителя, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрены обязанности организаций по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности; проведению противопожарной пропаганды, обучению своих работников мерам пожарной безопасности, а также содержанию в исправном состоянии системы и средств противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допуская их использования не по назначению.
Под требованиями пожарной безопасности понимают специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом (статья 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности").
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Правилами о противопожарном режиме в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства от 25.04.2012 N 390, установлены требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами, местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливая общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, предусматривает, что со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям указанного Федерального закона (пункт 1 статьи 151).
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что выявленные проверкой ОАО "Уренгойгорводоканал" нарушения пожарной безопасности, изложенные в пунктах 1, 3, 4, 5 предписания от 23.10.2012 N 699/1/1, подтверждаются представленными Отделом надзорной деятельности письменными доказательствами и соответствуют требованиям указанных в этих пунктах нормативных правовых актов.
При таких обстоятельствах, а также принимая во внимание, что всем доводам заявителя, дана надлежащая правовая оценка при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.04.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 19.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-4771/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
...
Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ, определяя основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливая общие требования пожарной безопасности к объектам защиты, предусматривает, что со дня вступления в силу данного Федерального закона до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам защиты, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, не противоречащей требованиям указанного Федерального закона (пункт 1 статьи 151)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 декабря 2013 г. N Ф04-7770/13 по делу N А81-4771/2012