г. Тюмень |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А27-4369/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Маняшиной В.П.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Центрального банка Российской Федерации (Банк России) на решение от 20.06.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Душинский А.В.) и постановление от 27.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Журавлева В.А., Хайкина С.Н.) по делу N А27-4369/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания Коместра" (650025, г. Кемерово, ул. Чкалова, 7, ИНН 5409107859, ОГРН 1024200689512) к Федеральной Службе по финансовым рынкам Российской Федерации (г. Москва, Ленинский проспект, 9, ИНН 7706535184, ОГРН 1047796341361) об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности.
В судебном заседании принял участие представитель общества с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Коместра" - Матвиенко С.И. по доверенности от 08.05.2013 N 19.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Страховая компания "Коместра" (далее - ООО "СК "Коместра", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Федеральной службы по финансовым рынкам Российской Федерации (далее - ФСФР России, административный орган) от 12.03.2013 N 13-83/пн о назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 руб. за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 20.06.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 27.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требование заявителя удовлетворено.
Учитывая Положение о территориальном подразделении Службы Банка России по финансовым рынкам, Положение о Службе Банка России по финансовым рынкам, утвержденное 09.08.2013 решением Совета директоров Банка России, положения статьи 49 Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых услуг", суд кассационной инстанции считает возможным произвести процессуальную замену заинтересованного лица - Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Сибирском федеральном округе на его правопреемника - Центральный банк Российской Федерации (Банк России).
Не согласившись с принятыми судебными актами, Центральный Банк Российской Федерации обратился с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм процессуального права, не соответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, дело об административном правонарушении рассмотрено в срок (12.03.2013), о котором административный орган известил Общество своевременно телеграммой от 01.03.2013, но представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, не явился, ходатайств не заявлял.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "СК "Коместра", указывая на наличие при производстве дела об административном правонарушении процессуальных требований (статьи 28.2 КоАП РФ), просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу, выступлении присутствующего в заседании представителя Общества, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что по результатам проверки заместителем начальника Управления экономического анализа и контроля достоверности отчетности субъектов страхового дела 15.02.2013 обнаружен факт непредставления ООО "СК "Коместра" в ФСФР России отчета о составе акционеров (участников) страховой организации за 2012 год (служебная записка от 15.02.2013 N 13-1135-12/сз) на бумажном носителе.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления уполномоченным лицом ФСФР России 25.02.2013 протокола об административном правонарушении в отношении ООО "СК "Коместра" N 13-78/пр-ап, который направлен в адрес Общества 28.02.2013 и получен им 22.03.2013.
ФСФР России 12.03.2013 вынесено постановление о назначении административного наказания N 13-83/пн, в соответствии с которым ООО "СК "Коместра" привлечено к ответственности за совершение административного правонарушения в виде штрафа размере 500 000 руб., предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ, за непредставление в ФСФР России на бумажном носителе отчета о составе акционеров (участников) страховой организации (форма N 1-У) за 2012 год.
Общество, считая, что указанное постановление является незаконным и подлежит отмене, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные Обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7.3 КоАП РФ.
Вместе с тем, судами установлено наличие существенных нарушений порядка привлечения Общества к административной ответственности.
Судами установлено, что протокол об административном правонарушении от 27.02.2013 получен Обществом только - 22.03.2013, то есть после вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, что признано нарушение требований статьи 28.2 КОАП РФ, гарантировавшей защиту прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из обстоятельств дела и действующего законодательства.
Статьей 19.7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, сведений (информации), если представление таких сведений (информации) является обязательным в соответствии с законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, либо за представление заведомо недостоверных сведений.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", страховщики составляют статистическую отчетность и отчетность в порядке надзора по формам и в порядке, которые установлены органом страхового надзора по согласованию с органом страхового регулирования, и представляют эту отчетность в орган страхового надзора.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 05.08.2002 N 77н "Об отчете о составе акционеров (участников) страховой организации" (далее - Приказ - 77-н) утверждены форма отчета о составе акционеров (участников) страховой организации и Инструкция о порядке составления и представления Отчета о составе акционеров (участников) страховой организации.
Пунктом 3 указанной Инструкции предусмотрено, что отчет представляется страховыми организациями в Федеральную службу по финансовым рынкам не позднее 20 января года, следующего за отчетным годом, на бумажных носителях и в электронном виде в виде набора файлов. При этом должна быть обеспечена идентичность данных отчета, представленного на бумажных носителях и в электронном виде.
Согласно Приказу N 77н отчет о составе акционеров (участников) страховой организации составляют страховые организации (страховщики), являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившие лицензию на осуществление страховой деятельности.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 04.03.2011 N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" Федеральной службе по финансовым рынкам переданы функции присоединенной Федеральной службы страхового надзора по контролю и надзору в сфере страховой деятельности (страхового дела).
С учетом указанных обстоятельств, суды обосновано пришли к выводу о том, что ООО "СК "Коместра" обязано было представить отчет о составе акционеров (участников) страховой организации (форма N 1-У) не позднее 21.01.2013 не только в электронном виде, но и на бумажном носителе.
Судебными инстанциями установлено и заявителем не оспаривается, что отчет о составе акционеров (участников) страховой организации (форма N 1-У) за 2012 год Обществом представлен с нарушением установленного срока.
Доказательств невозможности соблюдения Обществом установленного Приказом N 77-н срока представления отчета о составе акционеров (участников) страховой организации в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении обычной степени заботливости и осмотрительности, в материалах дела не имеется.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава вмененного ему административного правонарушения.
Вместе с тем, при рассмотрении дела суды установили обстоятельства, свидетельствующие о допущенных процессуальных нарушениях со стороны ФСФР России в ходе привлечения Общества к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления.
В статье 28.2 КоАП РФ регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении, установлены гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ).
Вышеуказанные правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности.
Из материалов дела следует, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось 12.03.2013 в отсутствии представителя Общества.
Протокол об административном правонарушении, в котором указаны дата, время и место рассмотрения дела об административном правонарушении прибыл в почтовое отделение г. Кемерово 19.03.2013, вернулся в административный орган с отметкой о неполучении только 22.03.2013, то есть после вынесения обжалуемого постановления о привлечении Общества к административной ответственности.
Рассмотрение административного дела при отсутствии информации об извещении ООО "СК "Коместра" о времени, дате и месте рассмотрения признано судами существенным, так как не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении с учетом доводов и объяснений Общества; возможность устранения этого недостатка отсутствует, что явилось основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа о привлечении Общества к административной ответственности.
Суды не приняли в качестве доказательств надлежащего извещения Общества телеграммой с указанием времени и места составления протокола об административном правонарушении от 15.02.2013, поскольку данная телеграмма не содержала указания о существе установленного административным органом нарушения со ссылкой на нормативные акты, устанавливающие обязанность Общества, фактические обстоятельства дела, что лишило заявителя жалобы права на защиту в рамках рассматриваемого административного дела.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учетом установленных судами обстоятельств, суд кассационной инстанции считает обоснованными выводы судов о признании оспариваемого постановления административного органа незаконным и его отмене.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобы, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая правовая оценка. Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.06.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 27.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-4369/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 28.2 КоАП РФ регламентирован порядок составления протокола об административном правонарушении, установлены гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно части 3 статьи 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц, о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
При рассмотрении дела административный орган выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, причины их неявки, и принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела (пункт 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2013 г. N Ф04-6578/13 по делу N А27-4369/2013