г. Тюмень |
|
10 декабря 2013 г. |
Дело N А46-3534/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Маняшиной В.П.
Новоселова В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на решение от 23.05.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) и постановление от 04.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кливер Е.П., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А46-3534/2013 по заявлению бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 134" (644059, город Омск, проспект Космический, 79, ИНН 5506026884, ОГРН 1025501245440) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644043, город Омск, улица Интернациональная, 41, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Суд установил:
бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 134" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - административный орган) от 14.03.2013 N 67 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением от 23.05.2013 Арбитражного суда Омской области, оставленным без изменения постановлением от 04.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, административный орган просит отменить указанные судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению подателя кассационной жалобы, материалами дела подтверждается наличие в действиях учреждения состава вменяемого ему административного правонарушения.
Учреждение отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, административным органом проведена внеплановая выездная проверка соблюдения учреждением обязательных требований пожарной безопасности в здании по адресу: город Омск, проспект Космический, 79, в ходе которой выявлены следующие нарушения:
- не подтвержден класс пожарной опасности перегородок на этажах здания и сцены с целью соответствия их требуемому коэффициенту опасности;
- в местах перепада высот кровли более 1 метра отсутствуют пожарные лестницы.
По результатам проверки составлены акт от 01.03.2013 N 45, протокол об административном правонарушении от 01.03.2013 и вынесено постановление от 14.03.2013 N 67 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций, пришли к выводу об отсутствии вины учреждения в совершении административного правонарушения, поскольку им приняты все зависящие от него меры для соблюдения правил пожарной безопасности.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.6 названного Кодекса и частями 3-8 указанной статьи.
Согласно части 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований означенного Федерального закона.
Противопожарные требования, подлежащие обязательному соблюдению, содержатся в СНиП 21-01-97*.
Согласно пункту 8.7 СНиП 21-01-97 в местах перепада высот кровель (в том числе для подъема на кровлю светоаэрационных фонарей) более 1 м, как правило, следует предусматривать пожарные лестницы.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается невыполнение учреждением вышеназванных требований пожарной безопасности.
В связи с этим вывод судов о наличии в действиях учреждения объективной стороны состава правонарушений, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ является правомерным.
Вместе с тем, в силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП РФ).
Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что учреждение неоднократно направляло на имя учредителя (Департамент образования Администрации города Омска) письма с просьбой о выделении денежных средств на устранение нарушений норм противопожарной безопасности. Доказательств существования внебюджетных источников финансирования учреждения материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в данном конкретном случае вины учреждения в нарушении правил пожарной безопасности, поскольку им приняты все возможные меры для предотвращения правонарушения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требование учреждения о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 14.03.2013 N 67 в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Доводы административного органа, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки суда апелляционной инстанций. В силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.05.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 04.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-3534/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что учреждение неоднократно направляло на имя учредителя (Департамент образования Администрации города Омска) письма с просьбой о выделении денежных средств на устранение нарушений норм противопожарной безопасности. Доказательств существования внебюджетных источников финансирования учреждения материалы дела не содержат.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии в данном конкретном случае вины учреждения в нарушении правил пожарной безопасности, поскольку им приняты все возможные меры для предотвращения правонарушения.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили требование учреждения о признании незаконным и отмене постановления административного органа от 14.03.2013 N 67 в связи с отсутствием состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2013 г. N Ф04-8084/13 по делу N А46-3534/2013