г. Тюмень |
|
11 декабря 2013 г. |
Дело N А75-8992/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" на решение от 27.03.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) и постановление от 07.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда(судьи Киричек Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-8992/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Славнефть-Мегионнефтегаз" к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре о признании незаконным предписания.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Славнефть-Мегионнефтегаз" (далее - ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", Общество, завитель) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о признании недействительным предписания от 30.07.2012 N 146-ЗК/34 (далее - предписание) об устранении нарушений законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований, выданного Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Управление Росприроднадзора по ХМАО-Югре, заинтересованное лицо), которым предписывалось проведение экологического мониторинга и производственного контроля за объектами размещения опасных отходов, расположенных на кустовых площадках N 5, 4 Южно-Покамасовского лицензионного участка на основании инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчетах и прогнозах миграции загрязняющих веществ в подземных водах с учетом особенностей загрязняющих веществ. Представить результаты экологического мониторинга и производственного контроля за состоянием подземных вод (водных объектов) в зоне влияния объекта размещения отходов в срок до 30.07.2013.
Решением от 27.03.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 07.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявления Обществу отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных Обществом требований.
Заявитель жалобы указывает на то, что в соответствии с лицензионным соглашением и на основании утвержденного Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, осуществляет мониторинг подземных вод на данном месторождении.
По мнению заявителя кассационной жалобы в обжалуемом предписании не содержится указаний на конкретные меры, которые следует предпринять Обществу в целях выполнения предписания, что свидетельствует о невозможности его исполнения и его неправомерности.
Отзыв на кассационную жалобу Управлением Росприроднадзора по ХМАО-Югре в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, законность и обоснованность принятых по делу судебных актов судами первой и апелляционной инстанций, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в соответствии с приказом Управления от 04.07.2012 N 429 в период с 18.06.2012 по 13.07.2012 была проведена плановая выездная проверка соблюдения ОАО "Славнефть-Мегионнефтегаз" природоохранного законодательства Российской Федерации, что зафиксировано в акте от 13.07.2012 N 55.
В ходе данной проверки установлено, что у Общества отсутствует экологический мониторинг и производственный контроль за состоянием подземных вод в зоне влияния объектов размещения опасных отходов - шламовых амбаров, где размещены опасные отходы, расположенных на кустовых площадках N 4, 5 Южно-Покамасовского лицензионного участка месторождения нефти, что является нарушением требований статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления), части 1 статьи 34, частей 1, 2 статьи 39, статьи 46 Федерального закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.
В целях устранения выявленных проверкой нарушений природоохранного законодательства Российской Федерации Обществу выдано предписание, которым предписано в срок до 30.07.2013 организовать проведение экологического мониторинга и производственного контроля за объектами размещения опасных отходов, расположенных на кустовых площадках N N 4,5 Южно-Покамасовского участка месторождения нефти, на основании инженерно-геологических изысканий, фильтрационных расчётов и прогнозах миграции загрязнённых веществ в подземных водах с учётом особенностей загрязняющих веществ, а также представить результаты проведения экологического мониторинга и производственного контроля за состоянием подземных вод (водных объектов) в зоне влияния объекта размещения отходов.
Полагая, что данное предписание не соответствует действующему законодательству и нарушает его законные интересы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности факта несоответствия оспариваемого предписания требованиям действующего законодательства и нарушающим права и законные интересы Общества в области охраны окружающей среды, с целью обеспечения экологически безопасного обращения с опасными отходами, размещенных в шламовых амбарах на кустовых площадках N N 4,5 Южно-Покамасовского участка месторождения нефти.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 АПК РФ для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Из материалов дела следует, что Общество осуществляет деятельность по добыче сырой нефти и нефтяного (попутного) газа.
В процессе данной деятельности образуются отходы производства - буровой шлам, который размещается Обществом с последующим захоронением в шламовых амбарах, расположенных на кустовых площадках месторождений нефти.
Буровой шлам в силу своих физико-химических свойств является веществом, которое при попадании на объекты природной среды, безусловно, вызывает их загрязнение.
Кроме того, Общество осуществляет деятельность по сбору, использованию, транспортировке, размещению, обезвреживанию опасных отходов, образующихся в процессе деятельности по добыче нефти и газа на основании лицензия от 02.04.2009 N ОТ-58-000735 (86).
Статьёй 11 Закона об отходах производства и потребления установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Гигиенические требования к охране подземных вод при организации и эксплуатации объектов размещения отходов, в том числе промышленных, установлены Санитарными правилами "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения", утвержденных главным санитарным врачом Российской Федерации от 16.07.2001 (далее - СП 2.1.5.1059-01).
В силу пункта 1.3 указанных СП 2.1.5. 1059-01, данные правила обязательны для соблюдения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, гражданами, деятельность которых связана с проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по добыче питьевых подземных вод, и других хозяйственных и иных объектов, деятельность которых оказывает или может оказывать влияние на состояние подземных вод, а также для организаций, осуществляющих управление и контроль в области охраны подземных вод в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Абзацем 5 пункта 3.1 СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" установлено, что санитарная охрана подземных вод осуществляется при организации и эксплуатации полигонов твердых бытовых отходов, промышленных отходов, хранилищ радиоактивных отходов, шламохранилищ, золоотвалов.
Пунктами 5.3, 5.4. раздела V СП 2.1.5.1059-01 "Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения" установлено, что производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод предусматривается в обязательном порядке при эксплуатации объектов складирования твердо-бытовых отходов (ТБО), промотходов, ядохимикатов и других отходов. При выполнении производственного контроля следует ориентироваться на показатели, критериями, для выбора которых служат данные о характере хозяйственной деятельности, геохимических особенностях территории, прогнозируемом качестве подземных вод.
Согласно пунктам 5.6, 5.7 указанных СП 2.1.5.1059-01 периодичность производственного контроля должна обеспечивать достоверную информацию, позволяющую предотвратить опасность загрязнения, но не реже 1 раза в месяц, при анализе результатов производственного контроля учитывается динамика уровней контролируемых показателей относительно фоновых величин.
Поскольку шламовые амбары, расположенные на кустовых площадках N N 4, 5 Южно-Покамасовского месторождения нефти, являются объектами размещения (захоронения) отходов бурения, что следует также из представленных заявителем характеристик объектов размещения отходов, следовательно данные объекты должны отвечать требованиям, установленным законодательством к объектам размещения отходов, и обеспечивать в процессе захоронения отходов снижения уровня негативного воздействия отходов на окружающую среду, включая предотвращение загрязнения поземных вод, установленные СП 2.1.5.1059-01, которые предусматривают обязательность производственного контроля со стороны юридических лиц, деятельность которых прямо или косвенно оказывает влияние на качество подземных вод (пункт 5.2 Раздела V "Требование к организации контроля за охраной подземных вод").
На необходимость проведения лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления указано в Положении о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255. Указанное требование отнесено к лицензионным требованиям, несоблюдение которого является нарушением лицензионных требований.
Суд кассационной инстанции считает правомерными выводы судов о том, что Санитарные правила 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.04.2003 N 80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03) обязательны для соблюдения гигиенических требований к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления, что имеет мест в отношении шламовых амбаров, предназначенных для захоронения отходов бурения.
На основании изложенного, правомерными являются выводы судов о том, что Общество как хозяйствующий субъект, осуществляющий размещение отходов в шламовом амбаре, обязано проводить мониторинг объекта размещения отходов (шламового амбара) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, а также контроль за данным объектом размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, почв, водных объектов, атмосферного воздуха.
Поскольку Обществом не проводились предусмотренные законодательством обязательные мероприятия по производственному экологическому контролю за состоянием подземных вод по объектам размещения отходов (шламовые амбары) в соответствии с мероприятиями по организации производственного контроля и локального экологического мониторинга объекта размещения отходов, а также не ведется контроль за объектами размещения опасных отходов в части наблюдения за состоянием загрязнения подземных вод, суды обосновано сделали вывод о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в обжалуемом предписании не содержится указаний на конкретные меры, которые следует предпринять Обществу в целях выполнения предписания, что свидетельствует о невозможности его исполнения и его неправомерности, подлежит отклонению, поскольку был предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и которому дана правильная правовая оценка.
Суд кассационной инстанции не принимает довод заявителя жалобы о том, что в рамках Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, осуществляет мониторинг подземных вод на данном месторождении, поскольку данное обстоятельство не освобождает Общество от обязанности проведения мониторинга окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В целом доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении или нарушении судом норм права, не опровергают выводы арбитражного суда первой инстанции относительно установленных по делу обстоятельств, направлены на их переоценку, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах, у суда кассационной инстанции не имеется оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.03.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 07.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8992/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьёй 11 Закона об отходах производства и потребления установлена, в том числе, обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
...
На необходимость проведения лицензиатом мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду в соответствии с пунктом 3 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления указано в Положении о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов 1-4 класса опасности, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 255. Указанное требование отнесено к лицензионным требованиям, несоблюдение которого является нарушением лицензионных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2013 г. N Ф04-6648/13 по делу N А75-8992/2012
Хронология рассмотрения дела:
11.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-6648/13
07.08.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4462/13
22.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4462/13
27.03.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-8992/12