г. Тюмень |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А70-4482/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области на решение от 06.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Коряковцева О.В.) и постановление от 22.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-4482/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Тюменьмежрайгаз" (625013, г. Тюмень, ул. Энергетиков, 163, ИНН 7203058440, ОГРН 1027200785677) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (625026, г. Тюмень, пр. Геологоразведчиков, 1, ИНН 7203158490, ОГРН 1057200990593) о признании недействительным предписания.
В заседании приняли участие представители сторон:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области -Рядинская Н.С. по доверенности от 26.11.2013 N 42;
от открытого акционерного общества "Газпром Газораспределение Север" - Варлаков В.А. по доверенности от 08.07.2013 N 66/13-2.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Тюменьмежрайгаз" (далее - Общество, ОАО "Тюменьмежрайгаз") обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области (далее - Управление Роспотребнадзора по Тюменской области) о признании недействительным предписания от 26.03.2013 N 021.
Решением от 06.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 22.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные Обществом требования удовлетворены. Оспариваемое предписание от 26.03.2013 N 021, выданное Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области, признано недействительным.
Управление Роспотребнадзора по Тюменской области обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, Общество является специализированной организацией и осуществляет транспортировку газа по газораспределительным сетям в границах юга Тюменской области и занимает доминирующее положение как хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность в сфере естественных монополий в соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Заявитель ссылается на пункт 2 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, в котором указано, что составной частью деятельности по транспортировке газа является деятельность по подключению к газораспределительным сетям и техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования, поскольку договор о подключении и техническом обслуживании может быть заключен потребителями только с лицами, эксплуатирующими сети.
Податель жалобы считает, что открытое акционерное общество "Внутридомовое газовое оборудование "ТМРГ" (далее - ОАО "ВДГО "ТМРГ") не является специализированной организацией, техническое обслуживание внутридомового газового оборудования согласно представленным актам приемки-сдачи выполненных работ по ремонту данного оборудования осуществляет ОАО "Тюменьмежрайгаз", которому правомерно выдано оспариваемое предписание.
В отзыве на кассационную жалобу открытое акционерное общество "Газпром Газораспределение Север" (далее - ОАО "Газпром Газораспределение Север"), ранее ОАО "Тюменьмежрайгаз", считая законными принятые по делу судебные акты, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выступлении присутствующих в заседании представителей сторон, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Судами установлено и следует из материалов дела, что в связи с поступлением в Управление Роспотребнадзора по Тюменской области жалобы потребителя (Доронина В.Т.) на нарушение его прав работниками газовой службы при осуществлении ремонта внутридомового газового оборудования, на основании распоряжения Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Тюменской области в Бердюжском, Казанском и Сладковском районах от 22.02.2013 N 015 должностным лицом вышеуказанного отдела, в присутствии представителей ОАО "Тюменьмежрайгаза", ОАО ВДГО "ТМРГ" проведена внеплановая проверка, по результатам которой ОАО "Тюменьмежрайгаз" выдано оспариваемое предписание от 26.03.2013 N 021.
В соответствии с указанным предписанием Обществу предписано в срок до 01.06.2013 при реализации потребителям услуг по оказанию технического обслуживания и ремонту внутридомового газового оборудования (ВДГО), осуществляемых на основе заключаемых договоров, в платежных документах (актах сдачи-приемки выполненных работ) доводить достоверную информацию об условиях приобретения услуг в части указания информации о фирменном наименование и местонахождение (юридический адрес) исполнителя коммунальных услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО; обеспечить перед входом в здание Бердюжского газового участка наличие вывески, на которой до сведения потребителей довести необходимую информацию о фирменном наименовании и местонахождении (юридический адрес) и режиме работы исполнителя коммунальных услуг по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО; при реализации потребителям услуг по оказанию технического обслуживания и ремонту ВДГО, осуществляемых на основе заключаемых договоров довести необходимую информацию потребителям в удобном для ознакомления месте: информацию с указанием адреса и телефона подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления; книги отзывов и предложений организации, оказывающей коммунальные услуги по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО (ОАО "ВДГО "ТМРГ"); Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025.
Общество, считая, что указанное предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, арбитражные суды установили отсутствие оснований для вынесения Управлением Роспотребнадзора по Тюменской области в отношении заявителя оспариваемого предписания, возлагающего обязанности по представлению потребителям необходимой информации о своей организации и о своих товарах (работах, услугах).
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, соответствующими обстоятельствами дела и действующему законодательству.
Согласно статье 7 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система представляет собой имущественный производственный комплекс, который состоит из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям на соответствующей территории Российской Федерации, независим от Единой системы газоснабжения и региональных систем газоснабжения и находится в собственности организации, образованной в установленных гражданским законодательством организационно-правовой форме и порядке, получившей в процессе приватизации объекты указанного комплекса в собственность либо создавшей или приобретшей их на других предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации основаниях. Организация - собственник газораспределительной системы представляет собой специализированную организацию, осуществляющую эксплуатацию и развитие на соответствующих территориях сетей газоснабжения и их объектов, а также оказывающую услуги, связанные с подачей газа потребителям и их обслуживанием.
Согласно пункту 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.11.2000 N 878:
з) организация - собственник газораспределительной сети - организация, которая получила газораспределительную сеть в собственность в процессе приватизации либо создала или приобрела газораспределительную сеть на других предусмотренных законодательством Российской Федерации основаниях;
и) эксплуатационная организация газораспределительной сети - специализированная организация, осуществляющая эксплуатацию газораспределительной сети и оказывающая услуги, связанные с подачей газа потребителям. Эксплуатационной организацией может быть организация - собственник этой сети либо организация, заключившая с организацией - собственником сети договор на ее эксплуатацию.
Судами установлено и из материалов дела следует, что между открытым акционерным обществом "ВДГО "ТМРГ" и ОАО "Тюменьмежрайгаз" был заключен договор от 13.12.2011 N 941-Пр-220/11, в соответствии с которым ОАО "Тюменьмежрайгаз" оказывает услуги по представлению ОАО "ВДГО "ТМРГ" работников (персонала) для участия в производственном процессе либо для выполнения иных функций, связанных с производством Заказчика, а ОАО "ВДГО "ТМРГ", как Заказчик, обеспечивает руководство персоналом, обеспечивает безопасные условия труда, соблюдение требований техники безопасности и охраны труда персонала.
При этом, согласно пункту 3.2 договора от 13.12.2011 N 941-Пр-220/11, предоставленный ОАО "Тюменьмежрайгаз" персонал не оказывает какие-либо услуги и не осуществляет какие-либо действия от имени ОАО "Тюменьмежрайгаз".
Из вышеизложенного следует, что ОАО "ВДГО "ТМРГ" является эксплуатационной организацией, заключившей договор на эксплуатацию сетей, включая обслуживание внутридомового газового оборудования.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суды пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено административным органом без учета условий договора от 13.12.2011 N 941-Пр-220/11. Наличие данного договора, заключенного с ОАО "ВДГО "ТМРГ", не свидетельствует о возникновении каких-либо правоотношений непосредственно между ОАО "Тюменьмежрайгаз" и потребителями.
Кроме того, судами установлено, что договор на техническое обслуживание внутридомового газового оборудования от 31.05.2012 N 294/12 заключен между потребителем (Дорониным В.Т.) и ОАО "ВДГО "ТМРГ", которое выполняло все работы по ремонту указанного оборудования, за которые потребитель произвел расчет.
По своей правовой природе договоры о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования и аварийно-диспетчерском обеспечении относятся к договорам бытового подряда.
В соответствии с пунктом 2 статьи 730 Гражданского кодекса Российской Федерации договор бытового подряда является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) исполнителем услуг признается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В пункте 1 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025, указано, что настоящие Правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг.
Порядок оплаты работ, установленный статьей 735 Гражданского кодекса Российской Федерации, направлен на создание дополнительных гарантий для потребителей. По общему правилу работа должна оплачиваться заказчиком после принятия им ее результата.
С учетом установленных обстоятельств, суды правомерно указали на то, что выводы Управления Роспотребнадзора по Тюменской области, изложенные в оспариваемом предписании, основаны на неполно выясненных обстоятельствах и не подтверждены доказательствами.
Доводы подателя кассационной жалобы о том, что договор по техническому обслуживанию внутридомового оборудования может заключаться только с лицами, эксплуатирующими газораспределительные сети, а ОАО "ВДГО "ТМРГ" не является такой организацией, суд кассационной инстанции находит несостоятельными, противоречащими обстоятельствам дела.
Выводы арбитражных судов основаны на полном исследовании материалов дела, соответствуют как нормам материального права, а также положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ о возложении обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого в судебном порядке ненормативного правового акта, на орган, принявший такой акт.
Изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, которым дана надлежащая правовая оценка судами, и направлены на переоценку установленных обстоятельств дела, что недопустимо в силу положений статьи 286 АПК РФ.
У суда кассационной инстанции оснований для отмены принятых по делу судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округ
постановил:
решение от 06.06.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 22.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-4482/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Новоселов |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 730 Гражданского кодекса Российской Федерации договор бытового подряда является публичным договором (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) исполнителем услуг признается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.
В пункте 1 Правил бытового обслуживания населения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1025, указано, что настоящие Правила распространяются на отношения, вытекающие из договора бытового подряда и договора возмездного оказания бытовых услуг.
Порядок оплаты работ, установленный статьей 735 Гражданского кодекса Российской Федерации, направлен на создание дополнительных гарантий для потребителей. По общему правилу работа должна оплачиваться заказчиком после принятия им ее результата."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2013 г. N Ф04-7310/13 по делу N А70-4482/2013