г. Тюмень |
|
16 декабря 2013 г. |
Дело N А27-17319/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сидоровой А.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Рябининой Т.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" на решение от 30.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Е.Н. Михаленко) и постановление от 21.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Терехина И.И., Киреева О.Ю., Лобанова Л.Е.) по делу N А27-17319/2012 по иску государственного бюджетного учреждения Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (650099, Кемеровская область, Кемеровский район, город Кемерово, улица Н. Островского, 32, 408, ИНН 4205006434, ОГРН 1024200722523) к открытому акционерному обществу "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (650000, город Кемерово, улица Кузбасская, 6, ИНН 4205153492, ОГРН 1084205006600) о взыскании задолженности.
Другие лица, участвующие в деле: Совет народных депутатов Кемеровской области, Администрация Кемеровской области.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" - Рычагов М.И. по доверенности от 27.06.2013.
В судебном заседании, начавшемся 03.12.2013, в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлен перерыв до 10.12.2013 до 16 часов 10 минут. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе.
Суд установил:
Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (далее - учреждение, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, к открытому акционерному обществу "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК", ответчик) о взыскании с задолженности 18 836 295,39 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Кемеровской области (далее - Администрация), Совет народных депутатов Кемеровской области (далее - Совет депутатов).
Решением от 30.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 21.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО "СКЭК" просит принятые решение и постановление отменить, прекратить производство по делу.
Податель жалобы полагает, что у истца отсутствуют полномочия по сбору и истребованию целевых отчислений, также истец утратил право обращаться в суд с подобным требованием о взыскании отчислений с энергоснабжающих организаций.
Заявитель указывает на то, что Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) не предусмотрены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по определению размера отчислений средств в сфере энергосбережения и порядка их использования; в связи с принятием данного закона фактически произошло совпадение должника (лица, финансирующего энергосбережение) и кредитора (исполнителя энергосберегающих мероприятий) в одном лице, что в соответствии со статьей 413 Гражданского кодекса Российской Федерацией (далее - ГК РФ) является основанием для прекращения обязательства ответчика.
Заявитель указывает, что суды применили не подлежащие применению Закон Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-03 и распоряжение от 31.01.2000 N 58-р, которые противоречат вышеуказанному Закону N 261-ФЗ и Федеральному закону "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; принятие данных нормативных актов не входит в компетенцию органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Учреждение возражает против доводов кассационной жалобы, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменений.
В материалы дела после перерыва представлены дополнительные пояснения сторон.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика, не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ОАО "СКЭК" является энергоснабжающей организацией, в отношении которой осуществляется государственное регулирование.
Постановлениями Региональной Энергетической Компании Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области) от 30.11.2008 N 199, от 12.12.2008 N 277, от 23.12.2009 N 188, от 27.12.2009 N 222 для ОАО "СКЭК" утверждены тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче электрической энергии, в состав которых включены целевые отчисления для выполнения региональной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 1 процент от необходимой валовой выручки энергоснабжающей организации.
Согласно письмам РЭК Кемеровской области от 11.10.2009 N Кр-2-34/1452-02, от 19.02.2010 N КР-8-38/317-02 плановый объем целевых средств энергосбережения, включенный в тариф для ОАО "СКЭК", составил на 2009 год 3 961,57 тыс. рублей, на 2010 год - 13 190 тыс. рублей.
В соответствии с расчетом истца, основанным на представленных ответчиком справках об объемах принятой в сеть фактической расчетной мощности, за период с 01.12.2009 по 31.12.2010 задолженность ответчика по оплате целевых средств составила 18 836 295,39 руб.
Неисполнение ОАО "СКЭК" обязанности по перечислению целевых средств, полученных им в составе тарифа на тепловую энергию и услуги по передаче электрической энергии, за период с 01.12.2009 по 31.12.2010 явилось основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что обязанность ОАО "СКЭК" по отчислению в счет формирования целевых средств для реализации областной программы установлена нормативными актами субъекта Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, доказательств по отчислению денежных средств за указанный период ответчиком в материалы дела не представлено.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
Согласно статье 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Следовательно, отсутствие соглашения между сторонами не исключает возникновения гражданских правоотношений по указанным основаниям.
В соответствии с Законом Кемеровской области "Об энергосбережении на территории Кемеровской области" от 14.01.1999 N 9-ОЗ (далее - Закон N 9-ОЗ, действовавший до принятия Закона Кемеровской области от 02.06.2011 N 60-ОЗ) под энергосбережением понимается комплекс правовых, организационных, научных, производственных, технических и экономических мер, направленных на эффективное использование энергетических ресурсов и на вовлечение в хозяйственный оборот возобновляемых и иных нетрадиционных источников энергии (статья 1). Законодательство Кемеровской области об энергосбережении состоит из указанного закона, принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Кемеровской области (статья 3).
Во исполнение положений Федерального закона от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении" для реализации областной Программы энергосбережения в Кемеровской области в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий принят Закон Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-ОЗ "О формировании целевых средств для реализации областной Программы энергосбережения" (далее - Закон N 78-ОЗ).
Согласно статье 2 Закона N 78-ОЗ источником формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок), утверждаемых энергоснабжающим и сетевым организациям на электрическую и тепловую энергию, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
Статьей 3 Закона N 78-ОЗ определено, что порядок консолидации целевых отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм включения в тарифы и порядок использования целевых средств определяется Коллегией Администрации Кемеровской области.
В соответствии со статьей 6 Закона N 9-ОЗ к полномочиям Коллегии Администрации Кемеровской области отнесено определение направлений проведения государственной энергосберегающей политики, утверждение краткосрочных и среднесрочных региональных программ энергосбережения и обеспечение их реализации, формирование инвестиционной политики, разработка финансово-экономических механизмов в области энергосбережения, определение порядка консолидации отчислений, включаемых в структуру регулируемых тарифов на энергию, в том числе их размер, источник, механизм включения в тарифы. К источникам финансирования программ и мероприятий по энергосбережению наряду со средствами бюджетов различных уровней отнесены также собственные средства предприятий и организаций и целевые средства, включаемые в структуру регулируемых тарифов (статья 16 указанного Закона).
Распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 N 58-р, в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.07.2006 N 139, утверждено Положение "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения, утвержденной на определенный срок, и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области" (далее - Положение).
В соответствии с Положением источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок) на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
Установленный Положением размер отчислений составляет 1 процент от необходимой валовой выручки (НВВ) энергоснабжающих организаций, которые обязаны ежемесячно письменно отчитываться перед учреждением о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту и производить перечисление целевых средств не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным (пункт 2.2 Положения).
Включение отчислений на целевые средства в структуру регулируемых цен (тарифов) осуществляет Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области (пункт 3.3 Положения).
ООО "СКЭК" включено в реестр энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.
Постановлениями РЭК Кемеровской области от 30.11.2008 N 199, от 12.12.2008 N 277, от 23.12.2009 N 188, от 27.12.2009 N 222 для ОАО "СКЭК" утверждены тарифы на тепловую энергию и услуги по передаче электрической энергии, в состав которых включены целевые отчисления для выполнения региональной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 1 процент от необходимой валовой выручки энергоснабжающей организации.
Расчет истца, основанный на представленных ответчиком справках об объемах принятой в сеть фактической расчетной мощности, за период с 01.12.2009 по 31.12.2010 представлен в материалы дела, в нарушение требований статьи 65 АПК РФ расчет истца ответчиком не опровергнут, доказательств оплаты не представлено.
Довод кассационной жалобы о принятии государственными органами Кемеровской области нормативных актов, устанавливающих размер и порядок консолидации целевых отчислений на обеспечение программ энергосбережения, с превышением полномочий ошибочен.
Судами установлено, что оспариваемый заявителем Закон N 78-ОЗ признан утратившим силу с 09.01.2011; распоряжение администрации Кемеровской области от 31.01.2000 N 58-р также утратило силу с 19.03.2011.
Суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь правовой позицией, сформированной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12.07.2006 N 182-О, проверили законность оспариваемых нормативных актов и установили, что в период своего действия они не противоречили нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в том числе Федеральному закону от 03.04.1996 N 28-ФЗ "Об энергосбережении", а, следовательно, не нарушали права и законные интересы ответчика в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Конституцией Российской Федерации регулирование вопросов в сфере энергосбережения не отнесено к исключительному ведению Российской Федерации или совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в связи с этим данный вопрос подлежит собственному правовому регулированию субъектов Российской Федерации, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов утверждения и реализации региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, организации проведения энергетического обследования жилых домов, многоквартирных домов, помещения в которых составляют жилищный фонд субъектов Российской Федерации, организации и проведения иных мероприятий, предусмотренных законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности (подпункты 65 - 66 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и субъектов Российской Федерации" в редакции Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ).
Согласно статье 3 Закона N 261-ФЗ законодательство об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, муниципальных правовых актов в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности относится установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению органами исполнительной власти субъектов РФ (пункт 3 статьи 7 Закона N 261-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 261-ФЗ региональные, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
На основании указанных положений для целей исполнения Региональной программы Коллегия Администрации Кемеровской области постановлением от 25.06.2007 N 161 утвердила долгосрочную целевую программу "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры и обеспечение энергетической эффективности и энергосбережения на территории Кемеровской области" на 2008 - 2013 годы (утратила силу только с 01.01.2012), а постановлением от 31.08.2010 N 363 утвердила Комплексную региональную целевую программу "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности экономики Кемеровской области" на 2010 - 2012 годы и на перспективу до 2020 года (утратила силу с 24.07.2013), которыми предусмотрено в качестве источников финансирования программ использование внебюджетных средств.
При этом одним из исполнителей программы является учреждение.
Закон N 261-ФЗ не содержит положений, которыми бы отменялись или признавались недействующими ранее принятые законы субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения. Суды правильно указали, что Закон N 261-ФЗ не устанавливает запрет на использование субъектами Российской Федерации внебюджетных источников на цели энергосбережения.
Более того, в части 2 статьи 14 данного Закона установлена возможность выполнения региональных и муниципальных программ за счет использования внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" также были утверждены перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов).
Предусмотренная в региональном законодательстве обязанность регулируемых организаций перечислять средства на энергосбережение подлежит исполнению, так как указанные выше нормативные правовые акты в установленном порядке не были признаны недействующими, соответственно, устанавливают права и обязанности неопределенного круга лиц, в том числе ответчика.
Соответственно, поскольку спорные денежные средства, будучи включенными в тариф, не являются платой за поставленную энергию, а имеют строго целевой характер, факт их получения порождает у ответчика обязанность по перечислению указанных средств учреждению.
Таким образом, поскольку ОАО "СКЭК" в результате своих действий получило целевые средства, предназначенные для реализации Региональной программы по энергосбережению, и у него возникла обязанность по перечислению спорной суммы истцу, арбитражные суды обоснованно удовлетворили заявленные учреждением требования.
Доводы подателя кассационной жалобы на необоснованное указание судов в судебных актах на определение Арбитражного суда Кемеровской области от 22.01.2013 по делу N А27-20038/2012 судом кассационной инстанции отклоняются, поскольку в обжалуемых судебных актах нет указания на преюдициальное значение указанного судебного акта для рассмотрения настоящего дела в смысле статьи 69 АПК РФ, а ссылка на данный судебный акт не привела к принятию неправильного решения.
Довод ответчика о реализации муниципальных программ по энергосбережению, судом кассационной инстанции отклоняется, учитывая, что собственные программы не освобождают от исполнения установленной законодательством Кемеровской области обязанности по перечислению целевых средств для выполнения региональной программы по энергосбережению.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определенными статьей 286 АПК РФ.
Поскольку оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке не имеется, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 21.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-17319/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Сидорова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 14 Закона N 261-ФЗ региональные, программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны соответствовать установленным в соответствии с настоящей статьей требованиям к таким программам и утвержденным Правительством Российской Федерации требованиям к ним. Утвержденные Правительством Российской Федерации требования к региональным, муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности должны включать в себя целевые показатели в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (без указания их значений), а также перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые подлежат включению в такие программы и проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов), и сроки проведения указанных мероприятий.
...
Закон N 261-ФЗ не содержит положений, которыми бы отменялись или признавались недействующими ранее принятые законы субъектов Российской Федерации в сфере энергосбережения. Суды правильно указали, что Закон N 261-ФЗ не устанавливает запрет на использование субъектами Российской Федерации внебюджетных источников на цели энергосбережения.
...
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1225 "О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности" также были утверждены перечень и сроки выполнения мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, проведение которых возможно с использованием внебюджетных средств, полученных также с применением регулируемых цен (тарифов)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2013 г. N Ф04-7269/13 по делу N А27-17319/2012