г. Тюмень |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А27-21554/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Поликарпова Е.В.
Чапаевой Г.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Кузбасское региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 12) на решение от 15.05.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Драпезо В.Я.) и постановление от 09.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Жданова Л.И., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А27-21554/2012 по заявлению территориальной организации г. Прокопьевска и Прокопьевского района Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепрофа) (653000, Кемеровская область, г.Прокопьевск, ул. Карла Либкнехта, 4, ОГРН 1044200002747, ИНН 4223036230) к Государственному учреждению - Кузбасское региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (650066, г.Кемерово, проспект Ленина, 80 "А", ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857) о признании недействительным решения.
В заседании приняли участие представители:
от территориальной организации г. Прокопьевска и Прокопьевского района Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (Росуглепрофа) - Базаркина О.В. по доверенности от 18.02.2013,
от Государственного учреждения - Кузбасское региональное Отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 12) - Перелыгина К.Е. по доверенности от 03.09.2013 N 123, Гончарова О.Ю. по доверенности от 26.03.2013 N 102.
Суд установил:
Территориальная организация города Прокопьевска и Прокопьевского района Российского независимого профсоюза работников угольно промышленности (далее по тексту - Территориальная организация, Росуглепроф) обратилась в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным и отмене решения Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, ГУ - КРОФСС) от 08.11.2012 N 614 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах; обязании ГУ КРОФСС вернуть на расчетный счет заявителя взысканную сумму штрафа в размере 60 554 руб. 32 коп.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15.05.2013, оставленным без изменения постановлением от 09.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Считая вышеуказанные судебные акты незаконными, ГУ - КРОФСС обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами положений пункта 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ), просит обжалуемые решение и постановление отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Росуглепроф просит судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив материалы дела в порядке статьи 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Судами при рассмотрении дела установлено, что Фондом проведена проверка Территориальной организации за период с 01.01.2012 по 30.06.2012 по вопросам правомерности применения пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. По результатам проверки составлен акт и с учетом возражений Росуглепрофа принято решение от 08.11.202 N 614, в соответствии с которым Территориальная организация привлечена к ответственности, предусмотренной пунктом 1 части 1 статьи 47 Федерального закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 60 544,32 руб.; начислены пени по состоянию на 30.06.2012.
Кроме того, указанным решением Фонда Территориальной организации доначислены страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 302 721,59 руб. и предложено их уплатить (за минусом уплаченных страховых взносов и произведенных расходов), а также уплатить соответствующие суммы штрафа и пени; внести необходимые исправления в документы бухгалтерского учета.
Не согласившись с принятым решением, Территориальная организация обратилась в суд с настоящим заявлением.
Основанием для принятия оспариваемого решения явился вывод Фонда о неправомерном применении Росуглепрофом установленного пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ пониженного тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Проанализировав положения данной нормы в совокупности с установленными по делу обстоятельствами, суды обеих инстанций пришли к выводу о том, что пониженный тариф страховых взносов применен заявителем правильно исходя из вида осуществляемой им деятельности.
Кассационная инстанция, поддерживая данный вывод судов, исходит из следующего.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ в течение переходного периода применяются пониженные тарифы страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, для некоммерческих организаций (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), зарегистрированных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального), с учетом особенностей, установленных частями 5.1 - 5.3 настоящей статьи.
Исследовав представленные в материалы дела документы, в том числе, Устав Территориальной организации, отчеты о деятельности общественного объединения, представляемые заявителем в Управление центральной регистрационной службы по Кемеровской области, письмо от 08.04.2013 N 54 Администрации г. Прокопьевска, письмо от 05.03.2013 N02-105/114 Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области (Кемеровостат) суды установили следующие обстоятельства:
- Территориальная организация включена в федеральное статистическое наблюдение по форме N 1-СОНКО "Сведения о деятельности социально ориентированной некоммерческой организации" за 2012 год, в разделе 1 которой указаны такие виды деятельности как: социальная поддержка и защита граждан (строка 04), оказание помощи пострадавшим в результате стихийных бедствий, экологических, техногенных или иных катастроф, социальных, национальных, религиозных конфликтов, жертвам репрессий, беженцам и вынужденным переселенцам (строка 06), оказание юридической помощи на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, осуществляющей правовое просвещение населения и деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина (строка 09), благотворительная деятельность (строка 12), деятельность в области образования, просвещения, науки, содействие такой деятельности (строка 15), деятельность в области здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, содействие такой деятельности (строка 17) деятельность в области физической культуры и спорта, содействие такой деятельности (строка 20), содействие деятельности по производству и (или) размещению социальной рекламы (строка 23);
- Администрацией г. Прокопьевска, учитывая экономическую и социальную деятельность Территориальной организации, запланировано включение Росуглепрофа в формируемый Администрацией Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, оказывающих социальную поддержку и защиту граждан, а также юридическую помощь на безвозмездной или льготной основе гражданам и некоммерческим организациям, осуществляющей правовое просвещение населения и деятельность по защите прав и свобод человека и гражданина;
- из представленных Территориальной организацией Положений о правовой и технической инспекциях труда Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности (утвержденными постановлениями IV-го Пленума профсоюза работников угольной промышленности от 12.04.2012 N N 17, 18) следует, что данные Инспекции призваны защищать трудовые и связанные с ними права как членов профсоюза, так и иных обратившихся к ним лиц;
- в сфере социального обслуживания, применительно к положениям статьи 13, 17 Федерального закона N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения", Территориальная организация оказывает также консультативную помощь;
- в соответствии со статьями 22 и 23 Федерального закона N 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" Территориальная организация приобретает продуктовые наборы, оказывает разово материальную помощь, бесплатно предоставляет юридическую помощь, организует и проплачивает досуг и лечение, обеспечивает координацию деятельности государственных учреждений и первичных профсоюзных организаций для решения проблем граждан пожилого возраста и инвалидов.
Кроме того, судами изучен Устав Росуглепрофа, в соответствии с которым заявитель осуществляет деятельность в области:
- образования - п. 2.4, п.п. 20 Устава: осуществляет обучение, подготовку, переподготовку, повышение квалификации профсоюзных работников и профсоюзного актива, правовых и технических инспекторов труда, уполномоченных лиц по охране труда профсоюза; п. 2.4, пп. 22: оказывает информационно-методическую и консультативную помощь членам профсоюза и профсоюзным организациям;
- здравоохранения - п. 2.4, п.п. 16 Устава: участвует в разработке государственных, региональных, местных программ и нормативно-правовых актов по вопросам: охраны труда и здоровья;
- культуры и спорта: п. 9.6.2 Устава: имущество профсоюза формируется из доходов от культурно-просветительных, спортивных и физкультурных мероприятий; п. 9.6.3. п.п. 2: имущество профсоюза формируется из поступлений денежных средств от работодателей и их объединений, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями на проведение социально-культурной, спортивно-массовой, просветительской и другой работы в интересах членов профсоюза;
- социального обслуживания - п. 7.11.11 Устава: Территориальная организация готовит аналитическую информацию по вопросам охраны труда, трудовых отношений и социальной защиты членов профсоюза; п. 7.11.25 Устава: готовит разъяснения по вопросам охраны труда уставной деятельности, правовой и социально-экономической защиты; п. 7.11.29 Устава: защищает законные права и интересы работников - членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, получение компенсации и гарантий за тяжелые работы и работы с вредными и опасными условиями труда; возмещение вреда, причиненного здоровью работников увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья; п. 7.11.31 Устава: принимает участие в обучении профсоюзного актива по вопросам охраны труда, экологической безопасности, страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; п. 7.11.32 Устава: проводит анализ аварийности, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Довод кассационной жалобы о том, что заявитель не относится к организации социального обслуживания населения, был предметом рассмотрения судов, указавших, что применительно к рассматриваемым положениям, содержащимся в пункте 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ термин "организация, осуществляющая в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания населения" по своему содержанию шире, чем понятие "организация социального обслуживания населения", поскольку предполагает не только оказание социальных услуг, но и осуществление функций социальной защиты населения.
Исходя из конкретных обстоятельств, установленных судами при рассмотрении данного спора, кассационная инстанция поддерживает вывод судов о том, что Росуглепроф является некоммерческой организацией, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ (при отсутствии спора по иным критериям отнесения данной организации к организациям, указанным в данном пункте) является основанием для применения пониженного тарифа страховых взносов.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 15.02013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 09.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-21554/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
Е.В. Поликарпов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Проверив материалы дела в порядке статьи 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, заслушав представителей сторон, кассационная инстанция не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
...
Исходя из конкретных обстоятельств, установленных судами при рассмотрении данного спора, кассационная инстанция поддерживает вывод судов о том, что Росуглепроф является некоммерческой организацией, осуществляющей в соответствии с учредительными документами деятельность в области социального обслуживания, что в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 58 Федерального закона N 212-ФЗ (при отсутствии спора по иным критериям отнесения данной организации к организациям, указанным в данном пункте) является основанием для применения пониженного тарифа страховых взносов.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 декабря 2013 г. N Ф04-7254/13 по делу N А27-21554/2012