г. Тюмень |
|
19 декабря 2013 г. |
Дело N А67-5337/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 19 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Андреевой Н.Н., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на решение от 10.06.2013 Арбитражного суда Томской области (судья Сенникова И.Н.) и постановление от 12.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л.А., Журавлева В.А., Ходырева Л.Е.) по делу N А67-5337/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (636780, Томская область, город Стрежевой, улица Буровиков, 23, ИНН 7022000310, ОГРН 1027001618918) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, 69, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания.
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании - Тимофеев А.В. по доверенности от 01.08.2011.
Путём использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (судья Гавриш С.А.) в заседании участвовал представитель Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры - Гультяева Г.А. по доверенности от 29.12.2012.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (далее - ОАО "Томскнефть" ВНК, общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее - Служба, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 18.07.2012 N 02-412/2012 о назначении административного наказания виде штрафа в размере 150 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 10.06.2013 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 12.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
Служба обратилась в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Считает, что арбитражные суды неверно обосновали правомерность определения количества средств пожаротушения исходя из общей площади земельного участка, а не из протяжённости линий электропередач.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель административного органа поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества отклонил их по мотивам, содержащимся в отзыве на неё.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в апреле 2012 года административным органом были проведены проверки соблюдения обществом договорных обязательств по договорам аренды лесных участков от 21.07.2010 N 121/10-08-КА, от 08.09.2010 N 209/10-08-ДА, от 30.03.2009 N 194/09-08-КА, от 08.09.2010 N 201/10-08-ДА, от 07.08.2007 N 029/07-09-ДА, от 07.09.2011 N 109/11-07-КА, в ходе которых установлено отсутствие укомплектованных пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря (далее - ПСПИ) на территории Излучинского участкового лесничества Территориального отдела Нижневартовского лесничества, лицензионный участок ОАО "Томскнефть" ВНК в кварталах NN 438, 673, 659 (К-47 Советское месторождение, К-17 Нижневартовское место-рождение, ДНС-17).
По результатам проведённого административного расследования на основании протокола об административном правонарушении от 29.05.2012 заместителем главного государственного инспектора Службы по контролю и надзору в отношении общества было вынесено постановление от 08.06.2012 N 02-252/2012 о назначении административного наказания по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ за отсутствие укомплектованных ПСПИ на территории Излучинского участкового лесничества Территориального отдела Нижневартовское лесничество, лицензионный участок в кварталах N N 438, 673, 659 (К-47 Советское месторождение, К-17 Нижневартовское месторождение), а также выдано предписание от 09.06.2012 N 02-252/2012, которым обществу предписано в срок до 02.07.2012 укомплектовать ПСПИ в соответствии с проектами освоения лесов по договорам аренды лесных участков от 08.09.2010 N 209/10-08-ДА, от 30.03.2009 N 194/09-08-КА, от 08.09.2010 N 201/10-08-ДА, от 07.08.2007 N 029/07-09-ДА, от 07.09.2011 N 109/11-07-КА, от 22.05.2009 N 264/09-08-ДА.
ОАО "Томскнефть" ВНК в адрес административного органа было направлено письмо от 29.06.2012 о выполнении предписания от 09.06.2012 N 02-252/2012 с указанием на то, что для обеспечения тушения лесных пожаров на участках по вышеуказанным договорам аренды на УПСВ-9 Советского нефтяного месторождения оборудован и укомплектован соответствующим инвентарём пункт сосредоточения средств пожаротушения в соответствии с требованиями раздела XII Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов, утверждённых Приказом Минсельхоза Российской Федерации от 22.12.2008 N 549.
В ходе внеплановой выездной проверки поведённой по выполнению данного предписания с 03.07.2012 по 04.07.2012 сотрудниками Службы установлено, что обществом не укомплектованы ПСПИ по следующим договорам аренды лесных участков от 30.03.2009 N 194/09-08-КА, от 07.08.2007 N 029/07-09-ДА, от 07.09.2011 N 109/11-07-КА, от 22.05.2009 N 264/09-08-ДА.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 04.07.2012 N 02-512.
По выявленным фактам в отношении общества составлен протокол от 04.07.2012 N 02-412/2012 об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения вышеуказанного протокола и материалов проверки старшим государственным инспектором Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды Брусковым В.А. в отношении общества вынесено постановление от 18.07.2012 N 02-412/2012 о назначении административного наказания по части 3 статьи 8.32 КоАП РФ с наложением административного штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из недоказанности административным органом в действиях общества состава вменяемого правонарушения.
Кассационная инстанция, оставляя судебные акты без изменения, исходит из следующего.
Согласно статье 51 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс РФ) леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия
В соответствии с пунктом 1 статьи 52 Лесного кодекса РФ охрана лесов от пожаров включает в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров в лесах.
Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (статья 53 Лесного кодекса РФ).
Постановлением Правительства от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила безопасности в лесах (далее - Правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов и обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах, несоблюдение которых в условиях особого противопожарного режима образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Приказом от 22.12.2008 N 549 Министерства сельского хозяйства Российской Федерации утверждены Нормы наличия средств пожаротушения в местах использования лесов (далее - Нормы). В разделе XIV Норм приведён перечень пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря, которые должны быть в наличии в пункте сосредоточения противопожарного оборудования и инвентаря. При этом предусмотрено, что такой пункт организуется на 100 километров линейного объекта.
В силу положений части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Учитывая, что обществу в соответствии с договором от 07.09.2011 N 109/11-07-КА предоставлен в аренду лесной участок площадью 1,4063 га под строительство реконструкцию, эксплуатацию линейного объекта "Нефтесборный коллектор "уз.вр.к.Ю-уз.вр.к.17" Нижневартовского м/р". Согласно представленной схеме расположения лесных участков данный участок располагается на расстоянии 13,9 км от УПСВ-9 Советского месторождения. Дополнительным соглашением от 03.07.2012 N 1 к данному договору определено: устройство ПСПИ и оборудования - УПСВ-9, ЦППН-1 Советского н.м.р квартал 673 Излучинское участковое лесничество (земли промышленности); договором от 07.08.2007 N 029/07-09-ДА предоставлены в аренду лесные участки общей площадью 0,615 га под строительство, реконструкцию, эксплуатацию линейного объекта "Замена трубопроводов Нижневартовского месторождения. 1 очередь". Согласно представленной схеме расположения лесных участков данные участки располагаются на расстоянии 10,2-12,5 км от УПСВ-9 Советского месторождения; договором от 30.03.2009 N 194/09-08-КА предоставлен в аренду лесной участок площадью 31,789 га под разработку месторождений полезных ископаемых "Сухоройный карьер грунта в районе УПСВ-9 (куста N 47) Советского месторождения". Согласно представленной схеме расположения лесных участков данный участок располагается на расстоянии 2,5 км от УПСВ-9 Советского месторождения.
Суды правомерно указали, что указание в оспариваемом постановлении на договор аренды лесного участка от 22.05.2009 N 264/09-08-ДА является неправомерным, поскольку какие-либо доказательства заключения данного договора ОАО "Томскнефть" ВНК в материалах дела отсутствуют.
При этом согласно схеме расположения лесных участков общая площадь земель, на которых расположены лесные участки, предоставленные обществу по данным договорам аренды, составляет менее 10 000 га.
Кроме того из содержания проектов освоения лесов к указанным договорам следует, что данные проекты не устанавливают обязанность лесопользователя укомплектовывать ПСПИ по каждому заключённому договору аренды лесных участков, а содержат информацию о требованиях Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов.
Доказательств несоответствия ПСПИ, организованного обществом на территории УПСВ-9, требованиям вышеуказанных Норм применительно к площади лесных участков или протяжённости линейного объекта, в материалы дела не представлено.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу о соблюдении обществом Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов в отношении лесных участков, используемых им по договорам от 30.03.2009 N 194/09-08-КА, от 07.08.2007 N 029/07-09-ДА, от 07.09.2011 N 109/11-07-КА.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии в действиях общества вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, является правомерным.
Доводы кассационной жалобы аналогичны доводам общества, изложенным в апелляционной жалобе, позиция кассатора изложена без учёта выводов арбитражных судов обеих инстанций, сделанных по результатам установленных обстоятельств и изученных доказательств по делу.
С учётом изложенного, суд кассационной инстанции приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьёй 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.06.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 12.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-5337/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Григорьев |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
...
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд первой инстанции пришёл к выводу о соблюдении обществом Норм наличия средств пожаротушения в местах использования лесов в отношении лесных участков, используемых им по договорам от 30.03.2009 N 194/09-08-КА, от 07.08.2007 N 029/07-09-ДА, от 07.09.2011 N 109/11-07-КА.
При таких обстоятельствах вывод судов об отсутствии в действиях общества вины и, соответственно, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 КоАП РФ, является правомерным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19 декабря 2013 г. N Ф04-7382/13 по делу N А67-5337/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7382/13
13.08.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5495/13
12.08.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5495/13
10.06.2013 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-5337/12