г. Тюмень |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А45-27018/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Новоселова В.И.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области на решение от 16.05.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Хорошилов А.В.) и постановление от 04.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Журавлева В.А., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу N А45-27018/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Центр школьной комплектации" (115054, город Москва, улица Дубининская, 57, стр. 1, пом. V, ИНН 5406333049, ОГРН 1055406387079) к Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, проспект Красный, 18, ИНН 5406313324, ОГРН 1055406151074), Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (630011, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405415852, ОГРН 1105476023212) о признании незаконными действий по отмене протоколов аукциона и внесению в аукционную документацию изменений.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области, общество с ограниченной ответственностью "Центр Инновационных Исследований и Разработок".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нахимович Е.А.) в заседании участвовали представители: общества с ограниченной ответственностью "Центр школьной комплектации" - Шугурова О.А. по доверенности от 25.06.2013; Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области - Сырвакова О.А. по доверенности от 26.06.2013, Афонькин С.С. по доверенности от 26.08.2013.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Центр школьной комплектации" (далее - ООО "Центр школьной комплектации") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - Минобрнауки НСО), Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее - Минпромторг НСО) о признании незаконными действий по отмене 26.09.2012 протоколов открытого аукциона на поставку комплектов цифрового учебно-лабораторного оборудования, учебно-лабораторно-методического оборудования и комплектов оборудования для конструирования и робототехники N 0151200000112004545; по внесению после окончания торгов 01.10.2012 изменений в аукционную документацию на поставку комплектов цифрового учебно-лабораторного оборудования, учебно-лабораторно-методического оборудования и комплектов оборудования для конструирования и робототехники N 0151200000112004545); об обязании Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области на основании статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), на основании протокола проведения аукциона заключить контракт с указанным обществом.
Решением от 16.05.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 04.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области по отмене 26.09.2012 протоколов открытого аукциона на поставку комплектов цифрового учебно-лабораторного оборудования, учебно-лабораторно-методического оборудования и комплектов оборудования для конструирования и робототехники N 0151200000112004545; по внесению после окончания торгов 01.10.2012 изменений в аукционную документацию на поставку комплектов цифрового учебно-лабораторного оборудования, учебно-лабораторно-методического оборудования и комплектов оборудования для конструирования и робототехники N 0151200000112004545, как несоответствующие нормам Закона N 94-ФЗ, в остальной части в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области просит изменить состоявшиеся по делу судебные акты в части, в частности,, отказать в удовлетворении требований о признании незаконными действий Минобрнауки НСО и Минпромторга НСО по отмене протоколов открытого аукциона, по внесению после окончания торгов изменений в документацию аукциона, поскольку на момент исполнения заказчиком действовало предписания антимонопольного органа.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу Минпромторг НСО просит удовлетворить заявленные в кассационной жалобе требования, поскольку после завершения всех процедур открытого аукциона в электронной форме (после размещения заказа и заключения контракта) признание арбитражным судом незаконными отдельных действий, совершенных в ходе такого аукциона заказчиком и уполномоченным органом во исполнение предписания антимонопольного органа не влечет восстановление каких-либо прав заявителя, как участника размещения заказа.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Центр школьной комплектации" просит состоявшиеся по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку независимо от того, что ответчики осуществляли действия по исполнению предписания Новосибирского УФАС России, которое на момент исполнения не было признано недействительным, доводы о законности таковых не могут являться основанием для отмены названных судебных актов, так как судами первой и апелляционной инстанций было правильно установлено, что оспариваемые действия совершены во исполнение незаконного решения и предписания Новосибирского УФАС России, что, в свою очередь, не может повлечь признания таких действий соответствующими требованиям закона.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к выводу, что состоявшиеся по делу судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что по результатам проведения открытого аукциона N 0151200000112004545 на поставку комплектов цифрового учебно-лабораторного оборудования, учебно-лабораторно-методического оборудования и комплектов оборудования для конструирования и робототехники в общеобразовательные учреждения, находящиеся на территории Новосибирской области, где заказчиком выступило Министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, а уполномоченным органом - Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, победителем признано ООО "Центр школьной комплектации".
Общество с ограниченной ответственностью "ГСК-27" обратилось в Управление Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган) с жалобой на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении открытого аукциона в электронной форме N 0151200000112004545, указав, что в совокупности технические требования, указанные в техническом задании открытого аукциона в электронной форме, соответствуют исключительно производителю LEGO.
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ при формировании технического задания, что ограничило количество участников размещения заказа.
На основании решения антимонопольного органа от 20.09.2012 N 08-01-309 Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области было выдано предписание об устранении нарушений законодательства о размещении заказов.
В соответствии с предписанием, указанные лица должны были прекратить устанавливать безальтернативные требования к характеристикам закупаемого товара, ограничивающие количество участников размещения заказа, влекущие возможность поставки товара только одного производителя; внести изменения в документацию об аукционе в электронной форме, продлив срок подачи заявок так, чтобы со дня размещения таких изменений до даты окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней; отменить решение, зафиксированное в протоколе N 0151200000112004545-1 рассмотрения первых частей аукционных заявок.
Данное предписание Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области было исполнено путем совершения вышеназванных действий 26.09.2012, 01.10.2012.
Победителем повторного открытого аукциона было признано общество с ограниченной ответственностью "Центр Инновационных Исследований и Разработок" (далее - ООО "ЦИИиР").
ООО "Центр школьной комплектации" обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с требованиями о признании недействительным решения от 20.09.2012 N 08-01-309 и предписания от 20.09.2012 N 08-02-288 антимонопольного органа.
Решением от 17.01.2013 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-25821/2012 заявленные требования удовлетворены, решение и предписание антимонопольного органа признаны недействительными, как несоответствующие нормам Закона N 94-ФЗ.
Считая действия Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Министерства промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области по отмене 26.09.2012 протоколов открытого аукциона; по внесению после окончания торгов 01.10.2012 изменений в аукционную документацию на поставку комплектов цифрового учебно-лабораторного оборудования, учебно-лабораторно-методического оборудования и комплектов оборудования для конструирования и робототехники N 0151200000112004545 незаконными, общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования в части, исходили из того, что оспариваемые действия были совершены во исполнение незаконного решения и предписания антимонопольного органа, поэтому они также являются незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО "Центр школьной комплектации" в части требований об обязании Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области на основании протокола проведения аукциона заключить контракт с указанным обществом, суд первой инстанции учитывал, что контракт на момент рассмотрения дела был заключен с ООО "ЦИИиР" и исполнен в полном объеме.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения состоявшиеся по делу судебные акты в обжалуемой части, исходит из следующего.
В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона N 94-ФЗ антимонопольному органу предоставлено право выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За уклонение от исполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) предусмотрена административная ответственность по части 7 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Изложенное свидетельствует о том, что обязательному исполнению подлежат законные предписания уполномоченного органа.
Оснований для исполнения незаконного предписания не имеется.
Исследовав полно и всесторонне в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды обоснованно пришли к выводу о том, что несмотря на осуществление Министерством образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, Министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области действий по исполнению предписания антимонопольного органа, которое на момент исполнения не было признано недействительным, оспариваемые действия были совершены во исполнение незаконного решения и предписания антимонопольного органа. Это обстоятельство не может повлечь признания таких действий соответствующими требованиям законодательства.
Доводы заявителя об обязанности исполнять любое предписание антимонопольного органа, в том числе незаконное, основаны на ошибочном толковании законодательства.
Доводы Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области, изложенные в кассационной жалобе, были предметом полного и всестороннего рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая правовая оценка.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального и процессуального права.
Оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 16.05.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 04.09.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-27018/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Новоселов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"общество с ограниченной ответственностью "Центр школьной комплектации" (далее - ООО "Центр школьной комплектации") обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству образования, науки и инновационной политики Новосибирской области (далее - Минобрнауки НСО), Министерству промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области (далее - Минпромторг НСО) о признании незаконными действий по отмене 26.09.2012 протоколов открытого аукциона на поставку комплектов цифрового учебно-лабораторного оборудования, учебно-лабораторно-методического оборудования и комплектов оборудования для конструирования и робототехники N 0151200000112004545; по внесению после окончания торгов 01.10.2012 изменений в аукционную документацию на поставку комплектов цифрового учебно-лабораторного оборудования, учебно-лабораторно-методического оборудования и комплектов оборудования для конструирования и робототехники N 0151200000112004545); об обязании Министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области на основании статьи 41.12 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), на основании протокола проведения аукциона заключить контракт с указанным обществом.
...
По результатам рассмотрения жалобы антимонопольный орган пришел к выводу о нарушении заказчиком требований части 1 статьи 41.6, части 3.1 статьи 34 Закона N 94-ФЗ при формировании технического задания, что ограничило количество участников размещения заказа.
...
В соответствии с частью 9 статьи 17 Закона N 94-ФЗ антимонопольному органу предоставлено право выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За уклонение от исполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) предусмотрена административная ответственность по части 7 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2013 г. N Ф04-7005/13 по делу N А45-27018/2012
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2490/14
25.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2490/14
25.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7005/13
04.09.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5056/13
17.06.2013 Определение Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-5056/13
16.05.2013 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-27018/12
23.10.2012 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-27018/12