г. Тюмень |
|
25 декабря 2013 г. |
Дело N А81-1461/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Перминовой И.В.
судей Кокшарова А.А.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 10.06.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Сеитов Э.М.) и постановление от 16.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н.) по делу N А81-1461/2013 по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (629810, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Ноябрьск, пр. Мира, 94, ОГРН 1118905004008, ИНН 8905049600) к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, ул.Республики, 43, ОГРН 1028900511529, ИНН 8900000174) об оспаривании действий (бездействия).
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Управление жилищного хозяйства" (629811, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Ноябрьск, проспект Мира, 61, ОГРН 1098905000875, ИНН 8905045700).
Суд установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением (уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - далее АПК РФ) к Управлению Федерального казначейства по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление, УФК по ЯНАО) о:
- признании незаконными действия УФК по ЯНАО, выразившиеся в принятии к исполнению заявления внешнего управляющего открытого акционерного общества "Управление жилищного хозяйства" Сентюрина М.В. и направлении уведомления от 15.03.2013 N УПЛ-13-4772 об истребовании документов;
- обязании Управления отозвать из Инспекции уведомление о поступлении исполнительного документа от 15.03.2013 N УПЛ-13-4772;
- признании незаконными действия УФК по ЯНАО, выразившиеся в приостановлении 09.04.2013 операций по расходованию средств на лицевых счетах Инспекции.
Решением суда первой инстанции от 10.06.2013, оставленным без изменения постановлением от 16.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Инспекцией требований отказано.
Инспекция, считая вышеуказанные судебные акты незаконными, обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами положений статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), пункта 4 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральным бюджетных учреждений, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 22.09.2008 N 99н. Кроме того, Инспекция ссылается на отсутствие на определении Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2013 по делу N А81-5451/2011 (в рамках которого выдан исполнительный лист) сведений о вступлении его в законную силу.
В отзыве на кассационную жалобу Управление просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты, считая их законными.
Проверив материалы дела в порядке статьи 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых решения и постановления.
Судами при рассмотрении спора установлены следующие обстоятельства:
- определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 04.02.2013 по делу N А81-5451/2011 удовлетворены требования внешнего управляющего ОАО "Управление жилищного хозяйства" Сентюрина М.В. о признании недействительными сделок по перечислению ОАО "Управление жилищного хозяйства" денежных средств в счет погашения задолженности перед бюджетом по пени и штрафу по налогу на доходы физических лиц в общей сумме 1 671 252,74 руб.;
применены последствия недействительности сделки; суд обязал Инспекцию возвратить ОАО "Управление жилищного хозяйства" из соответствующего бюджета денежные средства в размере 1 671 252,74 руб.;
- на основании указанного решения арбитражным судом был выдан исполнительный лист серии АС N 004742524 от 04.02.2013 на сумму 1 671 252,74 руб. в отношении Инспекции, который был представлен внешним управляющим ОАО "Управление жилищного хозяйства" Сентюриным М.В. в отделение по г. Ноябрьску Управления казначейства для исполнения на основании заявления от 13.03.2013;
- отдел N 5 Управления казначейства на основании поступивших заявления взыскателя и исполнительного листа АС N 004742524 направил налоговому органу уведомление о поступлении исполнительного листа от 15.03.2013 N УПЛ-13-4772, в котором Инспекции предложено представить в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления следующие документы: информацию в письменном виде об источнике образования задолженности, а при образовании задолженности в результате деятельности должника, финансируемой из бюджета, о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета по исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года; платежный документ на перечисление в установленном порядке средств в размере полного или частичного исполнения требования исполнительного документа;
- в связи с неисполнением Инспекцией требований, указанных в названном уведомлении Управление на основании пункта 3 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) приостановило операции по расходованию средств на лицевых счетах налогового органа до момента устранения нарушений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), о чем вынесло уведомление от 09.04.2013 N УБЛ-13-4977. Уведомлением от 11.04.2013 N УВР-13-3043 Управление казначейства уведомило Инспекцию о возобновлении операций по расходованию средств в связи с представлением взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа.
Считая уведомление от 15.03.2013 N УПЛ-13-4772 незаконным, Инспекция обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением, указав на нарушение Управлением порядка принудительного исполнения судебного акта.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу о правомерности действий Управления при исполнении судебного акта по делу N А81-5451/2011 и направлении оспариваемого уведомления.
Кассационная инстанция соглашается с данным выводом судов, при этом исходит из установленных судами обстоятельств и следующих норм права.
Статьей 241.1 БК РФ предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с названным Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ); к исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию; заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или нотариально удостоверенной копии доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.
Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения - должника, в соответствии со статьей 242.3 БК РФ направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета; орган федерального казначейства не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Судами установлено, что предъявленный внешним управляющим ОАО "Управление жилищного хозяйства" Сентюриным М.В. для исполнения исполнительный лист от 04.02.2013 серия АС N 004742524 содержал требования о взыскании с Инспекции в его пользу суммы в размере 1 671 252,74 руб., связи с чем суды пришли к правильному выводу, что судебный акт, на основании которого взыскателю был выдан исполнительный лист, обязывал обратить взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в смысле, придаваемом данной процедуре положениями пункта 1 статьи 242.1 БК РФ; а Инспекция является должником - федеральным казенным учреждением (в понимании статьи 242.3 БК РФ), с которого в пользу взыскателя подлежат взысканию бюджетные средства.
С учетом изложенного отклоняются доводы кассационной жалобы о том, что решением арбитражного суда по делу N А81-5451/2011 налоговый орган не признавался должником ОАО "Управление жилищного хозяйства".
Обстоятельств для возврата взыскателю документов на основании пункта 3 статьи 242.1 БК РФ, перечень которых является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, судами не установлено, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о правомерном принятии Управлением к исполнению заявления конкурсного управляющего и направлению в Инспекцию оспариваемого уведомления.
Отказывая в удовлетворении требований Инспекции, суды также учли правовую позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях Президиума от 08.06.2010 по делу N А81-87/2009 и от 01.11.2011 по делу N А41-8597/2010, в соответствии с которой наличие в резолютивной части судебного акта и исполнительного листа формулировки "обязать произвести возврат денежных средств" не является препятствием для принятия их к исполнению органом Федерального казначейства, поскольку данная формулировка предполагает передачу взыскателю денежных средств соответствующего бюджета.
Ссылка налогового органа о необходимости применения к спорным правоотношениям положений статьи 78 НК РФ также была предметом рассмотрения апелляционного суда, обоснованно указавшего, что данная норма определяет административный порядок возврата излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика и не применяется к правоотношениям, возникшим на стадии исполнения судебных актов.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на отсутствие отметки о вступлении определения от 04.02.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа в законную силу; ранее данный довод был заявлен в апелляционной жалобе и рассмотрен апелляционным судом. Отклоняя данный довод в качестве основания к отмене решения суда, апелляционный суд указал, что для вопроса об обязанности органа казначейства приступить к исполнению исполнительного листа указанное обстоятельство не имеет значения, поскольку выдача судом исполнительного листа свидетельствует о наступлении обязанности принудительного исполнения решения в силу положений части 3 статьи 319 АПК РФ.
Более того, судами обеих инстанций установлено, что определение арбитражного суда от 04.02.2013 изготовлено в полном объеме 04.02.2013, исполнительный лист серии АС N 004742524 выдан 04.02.20133, при этом в исполнительном листе сделана отметка о его немедленном исполнении.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют доводы апелляционной жалобы и основаны на неверном толковании вышеуказанных норм материального права; новых доводов, которые не были бы предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, Инспекцией не заявлено.
При таких обстоятельствах кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 10.06.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 16.09.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-1461/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Перминова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что предъявленный внешним управляющим ОАО "Управление жилищного хозяйства" Сентюриным М.В. для исполнения исполнительный лист от 04.02.2013 серия АС N 004742524 содержал требования о взыскании с Инспекции в его пользу суммы в размере 1 671 252,74 руб., связи с чем суды пришли к правильному выводу, что судебный акт, на основании которого взыскателю был выдан исполнительный лист, обязывал обратить взыскание на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в смысле, придаваемом данной процедуре положениями пункта 1 статьи 242.1 БК РФ; а Инспекция является должником - федеральным казенным учреждением (в понимании статьи 242.3 БК РФ), с которого в пользу взыскателя подлежат взысканию бюджетные средства.
...
Обстоятельств для возврата взыскателю документов на основании пункта 3 статьи 242.1 БК РФ, перечень которых является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, судами не установлено, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о правомерном принятии Управлением к исполнению заявления конкурсного управляющего и направлению в Инспекцию оспариваемого уведомления.
...
Ссылка налогового органа о необходимости применения к спорным правоотношениям положений статьи 78 НК РФ также была предметом рассмотрения апелляционного суда, обоснованно указавшего, что данная норма определяет административный порядок возврата излишне уплаченного налога по заявлению налогоплательщика и не применяется к правоотношениям, возникшим на стадии исполнения судебных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25 декабря 2013 г. N Ф04-8430/13 по делу N А81-1461/2013