г. Тюмень |
|
17 января 2014 г. |
Дело N А45-5847/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибтрейд" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.07.2013 (судья Векшенков Д.В.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 (судьи Ходырева Л.Е., Колупаева Л.А., Усанина Н.А.) по делу N А45-5847/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сибтрейд" (630100, г. Новосибирск, ул. Дружбы, 5, ИНН 5404326141, ОГРН 1075404013288) к мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) о признании недействительными постановлений от 22.01.2013 NN 370, 371, действий по принятию решений комиссии незаконными.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибтрейд" (далее - ООО "Сибтрейд", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - мэрия) о признании недействительными постановлений от 22.01.2013 N N 370, 371, действий по принятию решений Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска от 29.11.2012 по пунктам 2.1.2, 2.1.10, 10.22, 10.24, 10.26, 10.28 протокола N 350 незаконными.
Заявленные требования со ссылкой на статьи 197 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) мотивированы тем, что отказ обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков не соответствует статье 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), испрашиваемые земельные участки являются свободными.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 18.07.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Сибтрейд" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По его мнению, судебными инстанциями неполно выяснены обстоятельства дела, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение арбитражного суда и постановление апелляционного суда приняты с нарушением норм материального и процессуального права.
Заявитель считает, что суды первой и апелляционной инстанций, в нарушение пункта 1 статьи 65, пункта 5 статьи 200 АПК РФ, фактически освободили мэрию от доказывания законности и обоснованности отказа в выборе земельных участков.
Общество полагает, что не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам выводы судов о соответствии оспариваемых постановлений мэрии закону и о том, что имелись основанные на законе и подтвержденные надлежащими доказательствами основания для отказа в выборе ему спорных земельных участков.
По мнению ООО "Сибтрейд", по представленным мэрией документам невозможно идентифицировать испрашиваемые обществом земельные участки с теми, о которых приняты решения на заседании Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска от 29.11.2012 N 350, оформленные пунктами 2.1.2, 2.1.10, 10.22, 10.24, 10.26, 10.28 протокола комиссии N 350.
Заявитель указывает, что оспариваемые отказы в выборе спорных земельных участков приняты мэрией с нарушением норм части 2 статьи 31 ЗК РФ.
Общество считает, что в период рассмотрения его заявления от 31.10.2012 N 301012-3 решения Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска от 29.11.2012 N 350, на которое мэрия ссылается как на основание отказа в отношении спорных земельных участков, не существовало и не могло существовать.
ООО "Сибтрейд" полагает, что вывод апелляционного суда о том, что в судебных актах по делу N А45-20842/12 отсутствует вывод о том, что спорные земельные участки были свободны, не соответствует обстоятельствам дела.
Заявитель отмечает, что о том, что спорные земельные участки, каждый площадью 0,9 га, свободны, мэрия неоднократно заявляла при рассмотрении дела N А45-20842/12.
Общество указывает, что решение Комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска от 29.11.2012 N 350 на момент рассмотрения арбитражным судом дела N А45-20842/12 не касалось спорных земельных участков, что подтверждается, по его мнению, последовательной позицией мэрии по указанному делу.
ООО "Сибтрейд" считает, что не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам выводы судов о соблюдении мэрией при рассмотрении заявления общества от 30.10.2012 N 301012-3 пунктов 4.5, 4.6 Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города Новосибирска, утвержденного Постановлением от 27.10.2010 N 3671, отмечая, что представленное мэрией письмо от 27.11.2012 N 17057-10/13 ООО "Сибтрейд" не получало, а обратное мэрией не доказано.
Общество полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства соблюдения в работе комиссии от 29.11.2012 пунктов 5.1 - 5.4 Положения о комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска, утвержденного Постановлением мэрии города Новосибирска от 04.02.2013 N 907 "Об утверждении состава и Положения о комиссии по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска".
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что 30.10.2012 ООО "Сибтрейд" обратилось в мэрию города Новосибирска с заявлением о предоставлении в аренду с предварительным согласованием объектов следующих земельных участков: 1) земельного участка площадью 0,4 - 0,6 га для строительства торгового комплекса; 2) земельного участка площадью 0,4 - 0,9 га для строительства информационного и компьютерного центров с кафе по ул. Большевистской в Октябрьском районе г. Новосибирска.
Комиссией по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории г. Новосибирска 29.11.2012 приняты решения: подпункт 2.1.9 протокола N 350 - о формировании земельного участка для предоставления с проведением аукциона с видом разрешенного использования: многоквартирные средне- и многоэтажные дома, в том числе со встроенными или встроенно-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе; подпункт 2.1.10 протокола - о формировании земельного участка для предоставления с проведением аукциона с видом разрешенного использования: многоквартирные средне- и многоэтажные дома, в том числе со встроенными или встроенно-пристроенными автостоянками, помещениями общественного назначения, помещениями общественного назначения и автостоянками по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе; подпункт 10.22 протокола N 350 - об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации озелененной территории общего пользования по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе; подпункт 10.24 протокола - об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации озелененной территории общего пользования по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе; подпункт 10.26 протокола N 350 - об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения: здания и комплексы зданий профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе; подпункт 10.28 протокола - об утверждении зоны планируемого размещения объекта капитального строительства местного значения: поликлиника общего типа по адресу: ул. Кирова в Октябрьском районе.
Комиссия по вопросам земельных отношений и застройки земельных участков на территории города Новосибирска 20.12.2012 отказала заявителю в выборе земельных участков для строительства торгового комплекса и информационного и компьютерного центров с кафе по ул. Большевистской в Октябрьском районе г. Новосибирска (подпункты 5.35 и 5.36 протокола N 351).
Постановлением мэрии от 22.01.2013 N 370 заявителю отказано в размещении объектов - информационного и компьютерного центров с кафе по ул. Большевистской в Октябрьском районе.
Постановлением мэрии от 22.01.2013 N 371 заявителю отказано в размещении объекта - торгового комплекса по ул. Большевистской в Октябрьском районе.
Указывая, что действия мэрии по принятию вышеназванных решений комиссии от 29.11.2012 N 350 являются незаконными и нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; отказ обществу в предоставлении испрашиваемых земельных участков не соответствует статье 31 ЗК РФ, испрашиваемые земельные участки являются свободными, ООО "Сибтрейд" обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно материалам дела постановлением мэрии от 30.09.2011 N 9022 утвержден проект планировки территории Ключ-Камышенского плато, постановлениями мэрии от 29.12.2011 NN 12811 и 12818 определено подготовить проект межевания территорий кварталов N 1.6 и N 1.8 в границах проекта планировки территории Ключ-Камышенского плато, установлен срок подготовки документации по проекту межевания территорий кварталов N 1.6 и N 1.8 в границах проекта планировки территории Ключ-Камышенского плато с учетом необходимых согласований и проведения публичных слушаний - десять месяцев с даты заключения муниципального контракта на подготовку документации по проекту межевания территорий кварталов N 1.6 и N 1.8 в границах проекта планировки территории Ключ-Камышенского плато.
Постановлениями мэрии от 11.12.2012 N 12736 и от 13.12.2012 N 12850 утверждены проекты межевания территорий кварталов N 1.6 и N 1.8 в границах проекта планировки территории Ключ-Камышенского плато в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений, границ застроенных земельных участков, в том числе границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты, границ формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства, границ земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий, границ зон действия публичных сервитутов.
Как следует из справок-обоснований Главного управления архитектуры и градостроительства мэрии (далее - ГУАиГ) к заседанию комиссии N 350 наличие препятствий к последующему формированию и освоению земельных участков с учетом данных государственного кадастра недвижимости, экологических и иных условий использования соответствующей территории не установлено.
На заседании комиссии приняты решения об утверждении зоны планируемого размещения поликлиники общего типа (в ред. N 351 от 20.12.2012) об утверждении зоны планируемого размещения библиотеки, об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории для организации озелененной территории общего пользования, о формировании земельного участка для предоставления с проведением аукциона, об утверждении зоны планируемого размещения детского сада.
Из справок-обоснований ГУАиГ к заседанию комиссии N 351 усматривается наличие препятствий к последующему формированию и освоению земельных участков, а именно: расположение запрашиваемого земельного участка в зоне планируемого размещения объекта капитального строительства регионального, федерального или местного значения, принятие решения о формировании запрашиваемого земельного участка для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта, принятие решения об утверждении границ территории общего пользования, озелененной территории общего пользования.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, а апелляционный суд, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Из содержания приведенных норм права следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно пунктам 1, 2 и 6 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Статья 30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии с подпунктом 4.5 Порядка подготовки правовых актов мэрии города Новосибирска о предоставлении земельных участков для строительства на территории города, утвержденного постановлением мэрии города Новосибирска от 27.10.2010 N 3671 (далее - Порядок подготовки от 27.10.2010 N 3671), ГУАиГ в течение тридцати рабочих дней со дня поступления заявления обеспечивает подготовку и направляет на рассмотрение комиссии справку-обоснование, в которой указывается вид разрешенного использования земельного участка в соответствии с Генеральным планом города Новосибирска, Правилами землепользования и застройки города Новосибирска, проектами планировки территории, наличие (отсутствие) препятствий к последующему формированию и освоению земельного участка с учетом данных государственного кадастра недвижимости, экологических и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах.
Подпункт 4.2 Порядка подготовки от 27.10.2010 N 3671 предусматривает, что в заявлении указываются: назначение объекта в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка согласно градостроительному регламенту; предполагаемое место размещения объекта, выполненное на картографическом материале с нанесением границ испрашиваемого земельного участка; обоснование примерного размера земельного участка, включающее расчет его минимального размера, выполненный в соответствии с действующими правовыми актами, испрашиваемое право на земельный участок.
В силу подпункта 4.8 Порядка подготовки от 27.10.2010 N 3671 на основании заявления и представленных документов, справки-обоснования комиссия принимает решение о выборе земельного участка путем определения варианта(-ов) размещения объекта и проведения процедур согласования либо об отказе в размещении объекта.
Решение комиссии принимается не позднее сорока пяти рабочих дней с момента поступления заявления заинтересованного лица.
При необходимости исследования дополнительных обстоятельств, ставших известными при рассмотрении вопроса комиссией, рассмотрение заявления, обращения исполнительного органа государственной власти продлевается на срок не более двух месяцев со дня уведомления заинтересованного лица о принятом решении.
Подпункт 4.9 Порядка подготовки от 27.10.2010 N 3671 устанавливает исчерпывающий перечень оснований для отказа в размещении объекта, в том числе принятия комиссией решения о формировании запрашиваемого земельного участка для предоставления без предварительного согласования места размещения объекта; расположения запрашиваемого земельного участка в зоне планируемого размещения объекта капитального строительства регионального, федерального или местного значения; принятия решения об утверждении границ территории общего пользования, озелененной территории общего пользования.
Решение комиссии об отказе в размещении объекта является основанием для подготовки ГУАиГ проекта постановления мэрии города Новосибирска об отказе в размещении объекта. Проект постановления мэрии города Новосибирска об отказе в размещении объекта подлежит согласованию с руководителями следующих структурных подразделений мэрии города Новосибирска: ГУАиГ - в течение двух рабочих дней, правового управления мэрии города Новосибирска - в течение трех рабочих дней, комитета распорядительных документов мэрии города Новосибирска - в течение четырех рабочих дней (пункт 4.10 Порядка подготовки от 27.10.2010 N 3671).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что общество не представило доказательств, свидетельствующих о несоответствии закону или иному нормативному правовому акту обжалуемых ненормативных правовых актов, действий мэрии и нарушении этим его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности, исходя из того, что отказ мэрии города Новосибирска обусловлен невозможностью предоставления заявителю испрашиваемых земельных участков (на момент подачи заявлений имелись обстоятельства, которые послужили препятствием для выбора испрашиваемых земельных участков органом местного самоуправления, а именно, то, что испрашиваемые земельные участки затрагивают часть территорий земельных участков, в отношении которых приняты решения о формировании земельных участков и об утверждении зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения), суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требований ООО "Сибтрейд".
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции и апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.07.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2013 по делу N А45-5847/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сибтрейд" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пунктам 1, 2 и 6 статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
...
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
Статья 30 ЗК РФ устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
В силу пункта 2 статьи 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17 января 2014 г. N Ф04-8550/13 по делу N А45-5847/2013