г. Тюмень |
|
16 января 2014 г. |
Дело N А81-191/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Лаптева Н.В.,
Фроловой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газтеплоэнергоремонт" на решение от 01.04.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Максимова О.В.) и постановление от 21.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Солодкевич Ю.М., Кудрина Е.Н., Рожков Д.Г.) по делу N А81-191/2013 по иску муниципального казённого учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства Администрации муниципального образования город Надым" (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, посёлок Лесной, 20, ОГРН 1068903011011, ИНН 8903016581) к обществу с ограниченной ответственностью "Газтеплоэнергоремонт" (629730, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Надым, посёлок Лесной, ОГРН 1048900200018, ИНН 8903023300) о взыскании 25 841 000 рублей.
Суд установил:
муниципальное казённое учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и благоустройства Администрации муниципального образования город Надым" (далее - Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Газтеплоэнергоремонт" (далее - ООО "Газтеплоэнергоремонт", заявитель) о взыскании неосвоенной в 2011 году субсидии в размере 25 841 000 рублей.
Решением от 01.04.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 21.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда, исковые требования удовлетворены.
ООО "Газтеплоэнергоремонт" обратилось с кассационной жалобой, просит решение и постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, судебные акты являются необоснованными, вынесенными при неполном исследовании материалов и обстоятельств дела. Указывает, что суды не приняли во внимание и не оценили представленный в материалы дела Анализ сметы доходов и расходов по компенсации выпадающих доходов на жилищные услуги ООО "Газтеплоэнергоремонт" за 2011 год, согласованный и подписанный Учреждением, по которому сумма подлежащая возврату составляет 2 552 000 рублей.
Учреждение в представленном отзыве решение и постановление считает законными и обоснованными, просит отставить судебные акты без изменения, кассационную жалобу ООО "Газтеплоэнергоремонт" - без удовлетворения.
Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 АПК РФ.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что между Учреждением и ООО "Газтеплоэнергоремонт" заключён договор от 23.01.2008 N 008-д о взаимодействии по решению вопросов местного значения (с учётом дополнительных соглашений).
Предметом данного договора являлось выполнение ООО "Газтеплоэнергоремонт" работ по организации предоставления жилищных услуг, услуг теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, технического обслуживания, санитарного содержания, текущего ремонта жилого фонда, а также объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории муниципального образования город Надым.
По условиям договора Учреждение обязалось для выполнения установленного объёма работ выделять ООО "Газтеплоэнергоремонт" компенсацию выпадающих доходов по жилищно-коммунальному хозяйству в пределах утверждённых бюджетных ассигнований на текущий финансовый год.
Во исполнение обязательств по договору от 23.01.2008 N 008-д Учреждение перечислило ООО "Газтеплоэнергоремонт" денежные средства в размере 119 165 000 рублей.
Также между Учреждением и ООО "Газтеплоэнергоремонт" заключён договор от 30.01.2009 N 007/09 (с учётом дополнительных соглашений).
По условиям названного договора Учреждение в целях компенсации выпадающих доходов, возникающих в результате выполнения ООО "Газтеплоэнергоремонт" работ по предоставлению жилищно-коммунальных услуг, технического обслуживания, санитарного содержания, текущего ремонта жилого фонда, а также объектов инженерной инфраструктуры, расположенных на территории муниципального образования город Надым, обязалось предоставлять бюджетные средства (субсидия) в пределах финансовых средств, предусмотренных на эти цели в бюджете муниципального образования город Надым на соответствующий финансовый год.
Во исполнение принятого обязательства по договору от 30.01.2009 N 007/09 Учреждение перечислило ООО "Газтеплоэнергоремонт" денежные средства в размере 130 550 000 рублей.
Ссылаясь на наличие неосвоенных ООО "Газтеплоэнергоремонт" в 2011 году субсидий, Учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришёл к выводу о доказанности факта неиспользования ООО "Газтеплоэнергоремонт" бюджетных средств по целевому назначению и наличия неосвоенной в 2011 году части субсидии.
Суд апелляционной инстанции при повторном рассмотрении дела пришёл к аналогичным выводам и поддержал выводы суда первой инстанции.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в установленный срок, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ).
Условия предоставления субсидий ООО "Газтеплоэнергоремонт" определялись на основании Постановлений муниципального образования город Надым от 16.04.2008 N 74, от 05.03.2009 N 39, от 02.12.2010 N 333, от 31.03.2011 N 88, в соответствии с которыми устанавливалось их целевое расходование.
Суды первой и апелляционной инстанций, принимая во внимание изложенные нормы, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные доказательства в совокупности, установили, что факт наличия неосвоенных ООО "Газтеплоэнергоремонт" в 2011 году субсидий в размере 25 841 000 рублей подтверждается Анализами исполнения сметы доходов и расходов, подписанными ООО "Газтеплоэнергоремонт" 06.04.2012 без претензий и замечаний.
Учитывая, что доказательств возврата неосвоенных в 2011 году денежных средств, полученных в качестве субсидии, ООО "Газтеплоэнергоремонт" не представило, суды правомерно удовлетворили исковые требования Учреждения.
Отсутствие в решении суда первой инстанции отдельного указания на каждый из Анализов исполнения ООО "Газтеплоэнергоремонт" сметы доходов и расходов, содержащих соответственно суммы неосвоенных денежных средств в размере 2 552 000 рублей и 23 289 000 рублей, не привело к принятию неправильного судебного акта.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Суд кассационной инстанции считает, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.04.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 21.08.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-191/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газтеплоэнергоремонт" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
Н.В. Лаптев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, руководствуясь статьёй 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьями 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пришёл к выводу о доказанности факта неиспользования ООО "Газтеплоэнергоремонт" бюджетных средств по целевому назначению и наличия неосвоенной в 2011 году части субсидии.
...
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в установленный срок, односторонний отказ от исполнения обязательств недопустим.
В силу статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров), выполнением работ, оказанием услуг.
Нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении (пункт 3 статьи 78 БК РФ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 января 2014 г. N Ф04-7454/13 по делу N А81-191/2013
Хронология рассмотрения дела:
16.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-7454/13
21.08.2013 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4867/13
29.05.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-4867/13
01.04.2013 Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа N А81-191/13