г. Тюмень |
|
22 января 2014 г. |
Дело N А27-7516/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.07.2013 (судья Гуль Т.И.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 (судьи Ходырева Л.Е., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу N А27-7516/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТОР" (650010, Кемеровская обл., г. Кемерово, ул. Карболитовская, 1, 124, ИНН 4205263061, ОГРН 1134205007111) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (650000, г. Кемерово, ул. Ноградская, 5, ИНН 4205199592, ОГРН 1104205007840) о признании бездействия незаконным.
Другие лица, участвующие в деле: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "ТОР" (далее - ООО "ТОР", общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области (далее - ТУФАУГИ в Кемеровской области, Территориальное управление) о признании незаконным бездействия, выразившегося в не оформлении с обществом аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201013:0139 общей площадью 69 687, 5 кв. м, на котором расположено здание, находящееся по адресу: г. Кемерово ул. Ворошилова, 22 "б".
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на подпункт 7 пункта 1 статьи 1, статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статью 652 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункты 14, 16 статьи 1, статью 40, часть 12.1 статьи 48, часть 3.4 статьи 49, статью 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), пункт 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", условия договора N 1-04-ф/13 аренды недвижимого имущества от 16.04.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Росимущество)
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.07.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013, требование ООО "ТОР" удовлетворено.
ТУФАУГИ в Кемеровской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По его мнению, выводы судов не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда приняты с нарушением норм материального и права.
Заявитель считает, что бездействия, не соответствующего закону или иному нормативно правовому акту, со стороны Территориального управления по настоящему требованию нет, в связи с тем, что по заявлению, поступившему в Территориальное управление, была проведена работа, что подтверждается письмом, направленным в адрес общества (N 2-6-05/238 от 17.05.2013), кроме того, было направлено письмо в Росимущество N 2-1-05/207 от 17.05.2013, что, по мнению ТУФАУГИ в Кемеровской области, подтверждает совершение с его стороны действий, а, следовательно, отсутствие бездействия.
Территориальное управление указывает, что у него отсутствует обязанность по направлению каких-либо дополнительных запросов в отношении уже направленного в Росимущество пакета документов на согласование предоставления земельного участка.
ТУФАУГИ в Кемеровской области отмечает, что не возражает относительно урегулирования земельных отношений с обществом в соответствии с пунктом 3 статьи 652 ГК РФ и не стремилось препятствовать ограничению прав лица на использование земельного участка.
Заявитель указывает, что Территориальное управление является территориальным органом Федерального агентства по управлению государственным имуществом и осуществляет свою деятельность на основании Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом N 278 от 29.09.2009 (далее - Положение о ТУФАУГИ в Кемеровской области), в соответствии с которым земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, предоставляются Территориальным управлением в аренду исключительно по поручению агентства, то есть без поручения Росимущества либо судебного решения ТУФАУГИ в Кемеровской области не вправе самостоятельно предоставлять земельные участки на праве аренды.
Территориальное управление отмечает, что в кратчайшие сроки рассмотрело обращение ООО "ТОР" и на момент рассмотрения настоящего дела в суде первой инстанции им направлен соответствующий пакет документов (представленный в Территориальное управление обществом) в Росимущество для согласования, что, по его мнению, также подтверждает отсутствие бездействия со стороны Территориального управления.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что в соответствии с договором N 1-04-ф/13 аренды недвижимого имущества от 16.04.2013 (далее - договор), заключенным по результатам открытого аукциона, ООО "ТОР" является арендатором объекта недвижимости, находящегося в федеральной собственности и расположенного по адресу: г. Кемерово, ул. Ворошилова, 226, состоящего из административного здания общей площадью 9 541,6 кв. м, в том числе 7 этажей основного здания лит. А с подвалом общей площадью 8 658,4 кв. м и 3-этажной пристройки лит. А1 общей площадью 883,2 кв. м (далее - объект).
Договор аренды заключен на срок до 01.03.2023 (пункт 5.1 договора).
В соответствии с пунктом 1.3 договора объект передается арендатору в целях реконструкции в части осуществления изменения параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройки, перестройки, расширения объекта капитального строительства, а также замены и (или) восстановления несущих строительных конструкций объекта капитального строительства в соответствии проектно-сметной документацией, а также последующего использования по прямому назначению в случае ввода объекта в эксплуатацию уполномоченным органом.
В соответствии с пунктом 2.2.4 договора в целях урегулирования отношений по использованию земельного участка под арендуемым объектом, руководствуясь подпунктом 7 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ, устанавливающим принцип платности использования земли, арендатор обязан обратиться в месячный срок с даты регистрации договора аренды в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области, в адрес арендодателя об оформлении арендных отношений в отношении земельного участка, занятого арендуемым объектом в порядке, установленном Земельным кодексом РФ и Гражданским кодексом РФ.
Объект находится на земельном участке площадью 69 687,5 кв. м с кадастровым номером 42:24:0201013:0139.
ООО "ТОР" в соответствии с условиями договора обратилось в ТУФАУГИ в Кемеровской области (арендодатель) с заявлением о предоставлении земельного участка, занятого объектом аренды, на праве аренды.
В соответствии с письмом N 2-6-05/238 от 17.05.2013 Территориального управления на основании Положение о ТУФАУГИ в Кемеровской области, обращение ООО "ТОР" направлено в Росимущество.
Не получив ответа на свое обращение и указывая на незаконность бездействия ТУФАУГИ в Кемеровской области, выразившегося в не оформлении с обществом аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201013:0139, ООО "ТОР" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из их доказанности и обоснованности.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По пункту 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из содержания приведенных норм права и положений пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь обязанность доказывания нарушенного права в соответствии со статьей 65 АПК РФ лежит на заявителе.
Согласно статье 652 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на земельный участок, который занят такой недвижимостью и необходим для ее использования.
Пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Приобретая право аренды на объект недвижимости (в том числе объект незавершенного строительства), арендатор в силу статьи 130 ГК РФ получает право использования земельного участка, занятого данным объектом недвижимости.
В соответствии с условиями договора объект предоставлен в целях реконструкции.
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ под реконструкцией объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) понимается изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов этаких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Для проведения реконструкции объекта арендатору необходимо получить разрешение на строительство, то есть документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
В соответствии с пунктом 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные в соответствии с частями 4 - 6 статьи 51 ГрК РФ федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории; материалы, содержащиеся в проектной документации: положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства (применительно к отдельным этапам строительства в случае, предусмотренном частью 12.1 статьи 48 ГрК РФ), если проектная документация подлежит экспертизе, положительное заключение государственной экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 3.4 статьи 49 ГрК РФ, положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 ГрК РФ; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 ГрК РФ); согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта; копия свидетельства об аккредитации юридического лица, выдавшего положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации, в случае, если представлено заключение негосударственной экспертизы проектной документации.
В силу части 7 статьи 51 ГрК РФ обязанность получить разрешение на строительство возлагается на застройщика.
Арендатор по договору аренды объекта недвижимости, имеющему условие о его реконструкции, обязан в силу указанных норм градостроительного законодательства получить разрешение на строительство и реконструкцию. Для получения разрешения на реконструкцию застройщик обязан предъявить документ, подтверждающий право на земельный участок.
В соответствии с пунктом 3.4 рекомендаций по организации работ Федерального агентства по управлению государственным имуществом и его территориальных органов при рассмотрении вопросов предоставления земельных участков, на которых расположены объекты недвижимости, в аренду, безвозмездное пользование или постоянное (бессрочное) пользование (абзац 2 письма ТУ ФАУГИ в Кемеровской области от 17.05.2013 N 2-6-05/238) Росимущество осуществляет рассмотрение представленного территориальным органом заявления и прилагаемых к нему документов на предмет наличия или отсутствия оснований для подготовки поручения либо письма Территориальному управлению в течение 10 рабочих дней.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что в установленный для этого срок Территориальное управление не уведомило общество о результатах рассмотрения его заявления, исходя из того, что договор аренды до настоящего времени не заключен, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование ООО "ТОР", пришел к правильному выводу о том, что Территориальным управлением допущено бездействие, которым нарушаются права и законные интересы общества, так как арендатор объекта недвижимости не имеет возможности выполнить условия договора, предусмотренные пунктом 1.3, использовать земельный участок без договора аренды, как предусмотрено пунктом 2.2.4 договора, поскольку его использования без оформления арендных отношений может привести к привлечению к административной ответственности на основании статьи 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал вынесенное по существу спора решение арбитражного суда первой инстанции.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судом первой инстанции и апелляционным судом не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 23.07.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 08.10.2013 по делу N А27-7516/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 января 2014 г. N Ф04-8638/13 по делу N А27-7516/2013
Хронология рассмотрения дела:
22.01.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-8638/13
08.10.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7711/13
08.10.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7711/13
23.07.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-7516/13