г. Тюмень |
|
29 января 2014 г. |
Дело N А45-11086/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 января 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу администрации Тогучинского района Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.09.2013 (судья Рубекина И.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 (судьи Лобанова Л.Е., Терехина И.И., Захарчук Е.И.) по делу N А45-11086/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Инвестиционная Группа" (630091, г. Новосибирск, ул. Писарева, 1а, оф.304, ИНН 5406532012, ОГРН 1095406015682)
к администрации Тогучинского района Новосибирской области (633456, Новосибирская область, г. Тогучи, ул. Садовая, д.9)
о признании недействительным договора аренды земельного участка в части.
В заседании принял участие представитель:
от общества с ограниченной ответственностью "Сибирская Инвестиционная Группа" - Фокин О.Л. на основании доверенности от 10.01.2014 N 2.
Суд установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Сибирская Инвестиционная Группа" (далее - ООО "Сибирская Инвестиционная Группа ", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с иском к администрации Тогучинского района Новосибирской области (далее - администрация) о признании недействующей редакцию пункта 3.1 договора аренды земельного участка N 10/1 от 01.02.2013 в части установления размера арендной платы за земельный участок в размере 3 608 360 руб. в год в связи с несоответствием требованиям действующего законодательства; внесении изменения в договор аренды земельного участка от 01.02. 2013 N 10/1.
Требования основаны ссылкой на статьи 12, 13, 167, 168, 445, 450, 452, 453 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 3 Федерального закона от 25.10.2011 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Решением арбитражного суда от 11.09.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 исковые требования удовлетворены.
Администрация в кассационной жалобе, ссылаясь на неправильное применение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит судебные акты отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать и принять по делу новый судебный акт, устанавливающий распространение действия договора аренды земельного участка от 01.02.2013 N 10/1 на отношения, фактически возникшие с 01.05.2012.
По мнению администрации, суды неверно применили постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09; право на заключение договора аренды земельного участка на условиях размера арендной платы не более 2% кадастровой стоимости возникло только с момента государственной регистрации объекта недвижимости 09.08.2013, тогда как спорный договор аренды земельного участка N 10/1 заключен 01.02.2013. Администрация считает, что судами не исследован вопрос о пользовании земельного участка до заключения договора аренды, ссылаясь на строительство железнодорожного тупика с нарушением требований действующего законодательства. Указывая на то, что ООО "Сибирская Инвестиционная Группа" фактически приступило к строительству 2-го этапа железнодорожного пути необщего пользования с вагоносборочной станцией с 01.05.2012, администрация считает, что условия договора аренды должны распространяться на отношения, возникшие по пользованию земельным участком с 01.05.2012.
В отзыве общество отклонило доводы кассационной жалобы, просило судебные акты оставить без изменения, находя их законными и обоснованными.
В судебном заседании представитель общества высказался против удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя администрации, извещенной надлежащим образом о судебном заседании, в том числе и публично путем размещения информации на официальном сайте Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела следует, что ООО "Сибирская Инвестиционная Группа" владеет на праве собственности сооружением - железнодорожным путем протяженностью 3637 м, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 54 АЕ 086597.
Во исполнение вступившего в законную силу решения Арбитражного суда по делу N А45-21583/2012 администрация приняла решение о передаче в аренду обществу земельного участка для строительства железнодорожного пути необщего пользования, заключив договор аренды земельного участка от 01.02.2013 N 10/1 (далее - договор аренды) сроком действия с 01.02.2013 по 30.09.2014.
Согласно пунктам 3.1 и 3.6 договора аренды годовой размер арендной платы за земельный участок общей площадью 350000 кв.м, с кадастровым номером 54:24:052709:675 установлен в размере 3 608 360 руб. на основании отчета от 27.12.2012 N 13018-ОР "Об определении рыночной стоимости годовой арендной платы за использование земельного участка".
Считая, что стоимость арендной платы превышает максимальный размер арендной платы, установленный действующим законодательством, общество направило в адрес администрации дополнительное соглашение к договору аренды от 01.02.2013 N 10/1 о внесении изменения в части размера арендной платы.
Администрация письмом от 06.05.2013 уведомила общество об отказе во внесении изменений в условия договора аренды.
Находя отказ администрации неправомерным, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев материалы дела с применением норм статей 424, 614 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 22, 30-32, 65 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", Положения о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденного постановлением администрации Новосибирской области от 21.01.2008 N5-па, учитывая правовую позицию Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлениях от 17.04.2012 N 15837/11 и от 02.04.2013 N14902/12, арбитражный суд пришел к выводу о несоответствии требованиям действующего законодательства пункта 3.1 договора аренды в части установления арендной платы и наличия оснований для внесения изменений в спорный договор аренды.
Удовлетворяя предъявленные требования, арбитражный суд исходил из того, что арендуемая обществом земля не ограничена в обороте, арендная плата за использование земельного участка для эксплуатации железнодорожного пути необщего пользования (линейного объекта) установлена федеральным законом и не может превышать 2% от кадастровой стоимости земельного участка. Арбитражный суд указал, что в данном случае размер арендной платы составляет 490 000 руб., который подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Суд апелляционной инстанции согласился с обоснованностью выводов арбитражного суда, отклонив доводы администрации о том, что размер арендной платы (не более 2% кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, линейные объекты подлежит применению в зависимости от переоформления права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок и то, что на момент заключения спорного договора аренды на земельном участке отсутствовали объекты железнодорожного транспорта.
Выводы арбитражного суда, поддержанные судом апелляционной инстанции, основаны на правильной оценке доказательств по делу, соответствуют установленным обстоятельствам и не противоречат действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В силу пункта 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из части 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации.
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации".
Исходя из основных принципов определения арендной платы Правительство Российской Федерации определило соответствующие предельные ставки арендной платы для некоторых случаев сдачи в аренду земельных участков, находящихся в федеральной собственности, которые являются ориентирами для нормативно устанавливаемых ставок арендной платы при сдаче в аренду земельных участков в аналогичных случаях всеми иными публичными образованиями, за исключением случаев установления иных ставок непосредственно федеральными законами.
Постановлением администрации Новосибирской области от 21.01.2008 N 5-па утверждено Положение о порядке определения размера арендной платы, порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков на территории Новосибирской области, государственная собственность на которые не разграничена (далее - Положение N 5-па).
Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 24.07.2007 N 212-ФЗ) юридические лица могут переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), на право аренды таких земельных участков или приобрести такие земельные участки в собственность в соответствии с правилами, установленными настоящим абзацем, до 1 января 2015 года по ценам, предусмотренным соответственно пунктами 1 и 2 статьи 2 настоящего Федерального закона. Арендная плата за использование указанных земельных участков определяется в соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации, а за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, - в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи. При этом размер арендной платы на год устанавливается в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от 02.02.2010 N 12404/09 указал, что статья 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" устанавливает лишь срок для переоформления прав, но не предусматривает ограничения применения нормы о размере арендной платы. Внесенные Федеральным законом от 24.07.2007 N 212-ФЗ изменения в эту статью относительно определения размера арендной платы в пределах двух процентов кадастровой стоимости арендуемых земельных участков касаются земельных участков, на которых расположены особые объекты: линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
По договору аренды от 01.02.2013 N 10/1 спорный земельный участок предоставлен обществу в аренду для строительства подъездного железнодорожного пути необщего пользования с вагоносборочной станцией.
Согласно выданному свидетельству о государственной регистрации права от 09.08.2013 за обществом зарегистрировано право собственности на сооружение железнодорожного транспорта - железнодорожный путь протяженностью 3637 м, расположенное на спорном земельном участке.
Арбитражный суд, основываясь на статью 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", указал, что железнодорожный путь функционально связан с инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Судами принят во внимание правовой подход, изложенный в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, согласно которому установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет.
Оценив представленные доказательства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что условие пункта 3.1 договора аренды в части определения размера арендной платы (15% кадастровой стоимости) не соответствует действующему законодательству, арендная плата за земельный участок с расположенным на нем железнодорожным путем должна составлять 2% кадастровой стоимости арендованного земельного участка.
На основании правильного применения норм действующего законодательства и верно установленных обстоятельств дела суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Доводы администрации, приведенные в кассационной жалобе, отклоняются в виду их несостоятельности.
По существу доводы кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов, не свидетельствуют о неправильном применении норм права, а фактически направлены на иную оценку доказательств и установление иных обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов не выявлено судом кассационной инстанции.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.09.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2013 по делу N А45-11086/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тогучинского района Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд, основываясь на статью 16 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", указал, что железнодорожный путь функционально связан с инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
Судами принят во внимание правовой подход, изложенный в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.02.2010 N 12404/09, согласно которому установленный пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предельный размер арендной платы (не более двух процентов кадастровой стоимости) для договоров аренды земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты), подлежит применению независимо от того, заключен договор аренды в связи с переоформлением права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок или нет."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 января 2014 г. N Ф04-9766/13 по делу N А45-11086/2013