г. Тюмень |
|
4 февраля 2014 г. |
Дело N А67-8748/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Маняшиной В.П.
Черноусовой О.Ю.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" на решение от 29.04.2013 Арбитражного суда Томской области (судья Идрисова С.З.) и постановление от 20.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Колупаева Л. А., Журавлева В.А., Хайкина С.Н.) по делу N А67-8748/2012 по заявлению открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (630007, город Новосибирск, улица Советская, 5, ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (634050, город Томск, проспект Ленина, 111, ИНН 7019027633, ОГРН 1027000886384) об оспаривании ненормативных правовых актов антимонопольного органа.
Другие лица, участвующие в деле: товарищество собственников жилья "Сергея Лазо 25" и Департамент тарифного регулирования Томской области.
В заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Титова И.Ю. (доверенность от 18.07.2013) и Департамента тарифного регулирования Томской области - Крынин М.А. (доверенность от 20.01.2014).
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - ОАО "ТГК N11", общество) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее - Управление ФАС, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 07.12.2012 по делу N 02-10/83-12.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: товарищество собственников жилья "Сергея Лазо 25" (далее - ТСЖ "Сергея Лазо 25") и Департамент тарифного регулирования Томской области (далее - Департамент).
Решением от 29.04.2013 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных ОАО "ТГК N 11" требований отказано.
Постановлением от 20.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОАО "ТГК N 11", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
Департамент, полагая, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит отменить обжалуемые ОАО "ТГК N 11" судебные акты и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
В отзывах на кассационную жалобу ТСЖ "Сергея Лазо 25" и Управление ФАС, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения дела N 02-10/83-12 о нарушении антимонопольного законодательства, возбужденного на основании заявления ТСЖ "Сергея Лазо 25", Управлением ФАС вынесено решение от 07.12.2012, которым действия ОАО "ТГК N11", выразившиеся в выставлении платы за тепловые потери трубопроводов системы горячего водоснабжения, признаны, ущемляющими интересы потребителей и нарушающими часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
На основании указанного решения ОАО "ТГК N 11" выдано предписание от 07.12.2012 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем прекращения начисления платы и выставления счетов за тепловые потери трубопроводов системы горячего водоснабжения в отношении ТСЖ "Сергея Лазо 25" с момента получения предписания.
Не согласившись с выводами Управления ФАС, ОАО "ТГК N 11" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными указанных решения и предписания.
Частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 постановления от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" разъяснил, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление.
В соответствии с частью 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за указанные коммунальные услуги, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Пунктом 4 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307), коммунальные услуги предоставляются потребителю в порядке, предусмотренном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящими Правилами, на основании договора, содержащего условия предоставления коммунальных услуг и заключаемого исполнителем с собственником жилого помещения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 15 Правил N 307 размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Таким образом, ресурсоснабщающие организации обязаны предоставлять потребителям коммунальные услуги, тарифы по которым установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации либо органами местного самоуправления.
В пункте 47 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования) указано, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, осуществляющих непосредственное производство горячей воды и оказание услуг по горячему водоснабжению с использованием систем централизованного горячего водоснабжения.
Пунктом 48 Основ ценообразования предусмотрено, что тарифы на горячую воду включают в себя стоимость 1 куб. метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева 1 куб. метра холодной воды до температуры, установленной в соответствии с нормативными правовыми актами, и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразованияв отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации".
Размер платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление, определяется по формулам, установленным Правилами N 307. Одной из составляющих при определении размера платы за отопление является - общая площадь жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме, или общая площадь жилого дома (кв. м).
В соответствии с частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Учитывая изложенное, суды пришли к обоснованному выводу, что ванные комнаты входят в общую площадь помещений и плата за отопление ванных комнат включена в плату за отопление помещения в целом. Действующим законодательством не предусмотрено взимание отдельной платы за отопление горячей водой ванной комнаты.
В соответствии с пунктом 8 Правил N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями, с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить настоящим Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Абзацем 2 пункта 15 Правил N 307, установлено, что в случае, если исполнителем коммунальных услуг является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что за период с ноября 2011 года по январь 2012 года ОАО "ТГК N 11" выставляло к оплате ТСЖ "Сергея Лазо 25" за тепловую энергию для отопления, величину которая формировалась путем выставления дополнительной расчётной величины по показаниям приборов учёта системы ГВС к показаниям приборов учёта системы отопления с использованием для этих величин тарифа на отопление.
Между тем приказом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 22.11.2011 N 65/476 "О тарифе на горячую воду (теплоноситель), отпускаемую потребителям системы централизованного теплоснабжения г. Томска ОАО "ТГК N 11" Томский филиал на 2012 год" утвержден тариф на горячую воду (теплоноситель), отпускаемую потребителям системы централизованного теплоснабжения, без учета услуги, представляемой названным обществом на отопление ванных комнат.
Следовательно, ОАО "ТГК N 11" предъявлялась потребителям коммунальная услуга, не предусмотренная действующим законодательством, без установленного тарифа, без согласования её сторонами в договоре от 01.08.2008 N 1965.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что такими действиями ОАО "ТГК N 11", занимающее доминирующее положение на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде в границах муниципального образования "Город Томск", ущемляет интересы потребителей коммунальных услуг и нарушает часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.04.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 20.08.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-8748/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
В.П. Маняшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что за период с ноября 2011 года по январь 2012 года ОАО "ТГК N 11" выставляло к оплате ТСЖ "Сергея Лазо 25" за тепловую энергию для отопления, величину которая формировалась путем выставления дополнительной расчётной величины по показаниям приборов учёта системы ГВС к показаниям приборов учёта системы отопления с использованием для этих величин тарифа на отопление.
Между тем приказом Департамента тарифного регулирования и государственного заказа Томской области от 22.11.2011 N 65/476 "О тарифе на горячую воду (теплоноситель), отпускаемую потребителям системы централизованного теплоснабжения г. Томска ОАО "ТГК N 11" Томский филиал на 2012 год" утвержден тариф на горячую воду (теплоноситель), отпускаемую потребителям системы централизованного теплоснабжения, без учета услуги, представляемой названным обществом на отопление ванных комнат.
Следовательно, ОАО "ТГК N 11" предъявлялась потребителям коммунальная услуга, не предусмотренная действующим законодательством, без установленного тарифа, без согласования её сторонами в договоре от 01.08.2008 N 1965.
При таких обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что такими действиями ОАО "ТГК N 11", занимающее доминирующее положение на рынке снабжения тепловой энергией в горячей воде в границах муниципального образования "Город Томск", ущемляет интересы потребителей коммунальных услуг и нарушает часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 февраля 2014 г. N Ф04-7774/13 по делу N А67-8748/2012