г. Тюмень |
|
13 февраля 2014 г. |
Дело N А27-17762/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Орловой Н.В.
Сириной В.В.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "КАМАЗ" на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2013 (судьи Гуль Т.И., Ходякова О.С., Аникина Н.А.) по делу N А27-17762/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Тибет СВ" (650000, г. Кемерово, ул. Кирова, 14, 51, ИНН 4206029949, ОГРН 1034205025227) и открытого акционерного общества "КАМАЗ" (423827, Республика Татарстан, г. Набережные Челны, пр-кт Автозаводский, 2, ИНН 1650032058, ОГРН 1021602013971) к Коллегии администрации Кемеровской области (650099, г. Кемерово, пр-кт Советский, 62, ИНН 4200000647, ОГРН 1024200697377) и Комитету по управлению государственным имуществом Кемеровской области (650064, г. Кемерово, пр-кт Советский, 58, ИНН 4200000478, ОГРН 1024200702569) о признании недействующим подпункта 5.9 приложения N 1 постановления Коллегии администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62.
Другие лица, участвующие в деле: прокурор Кемеровской области.
В заседании приняли участие представители: открытого акционерного общества "КАМАЗ" Звеков А.В. по доверенности N 01/07-239 от 06.02.2014; Комитета по управлению государственным имуществом Кемеровской области Жимайлова Т.Н. по доверенности N 7-2-06/1510; Коллегии администрации Кемеровской области Жимайлова Т.Н. по доверенности N 10-16/2399 от 07.05.2013; прокурор Кабанова А.А.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Тибет СВ" (далее - ООО "Тибет СВ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании подпункта 5.9 приложения N 1 к Порядку определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Кемерово, утвержденному Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62 (далее - Постановление N 62), не соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582) в части, касающейся принципа экономической обоснованности.
Заявленные требования мотивированы со ссылкой на статьи 8, 34, 55 Конституции Российской Федерации, пункт 4 статьи 22, статью 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статью 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), Постановление N 582, главу 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Возбуждено производство по делу N А27-17762/2012.
Открытое акционерное общество "КАМАЗ" (далее - ОАО "КАМАЗ") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением, в котором просит признать недействующим Постановление N 62 в части определения размера коэффициента вида разрешенного использования, равного 4,02%, по тем же основаниям, что и ООО "Тибет СВ".
ОАО "КАМАЗ" указывает, что спорный коэффициент был применен Комитетом по управлению государственным имуществом Кемеровской области (далее - КУГИ Кемеровской области, комитет) при расчете суммы неосновательного сбережения, взысканной с него в связи с использованием земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:886 для размещения автосервисного центра.
Возбуждено производство по делу N А27-4993/2013.
В порядке, предусмотренном частью 5 статьи 52 АПК РФ, в дело вступил прокурор Кемеровской области.
Определением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.07 2013 в порядке, предусмотренном статьей 130 АПК РФ, дела N А27-17762/2012 и N А27-4993/2013 были объединены в одно производство с присвоением N А27-17762/2012.
В ходе рассмотрения дела ООО "Тибет СВ" заявлен и принят судом, как не противоречащий закону и не нарушающий права и законные интересы третьих лиц, отказ от заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2013 подпункт 5.9 приложения N 1 к Порядку определения размера арендной платы, порядка, условии и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков государственная собственность на которые не разграничена на территории города Кемерово, утвержденного Постановлением Коллегии администрации Кемеровской области от 27.02.2008 N 62, признан соответствующим Постановлению Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации". ОАО "КАМАЗ" отказано в удовлетворении заявленных требований. Производство по делу в части требований ООО "Тибет СВ" прекращено.
ОАО "КАМАЗ" обратилось в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить и направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Кемеровской области.
По его мнению, арбитражным судом неполно выяснены обстоятельства дела, его выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам, решение арбитражного суда принято с нарушением норм материального права.
Заявитель ссылается на противоречие обжалуемого положения Постановлению N 582, а именно на несоблюдение принципа экономической обоснованности и на противоречие подпункта 5.9 приложения N 1 Постановления N 62 статье 15 Закона о защите конкуренции, чему, по его мнению, суд не дал оценки, соответственно, не применил закон, подлежащий применению.
Представитель ОАО "КАМАЗ" в заседании суда кассационной инстанции поддержал доводы кассационной жалобы, просил отменить обжалуемый судебный акт и направить дело на новое рассмотрение.
Представители Коллегии администрации Кемеровской области, КУГИ Кемеровской области и прокурор в заседании суда кассационной инстанции заявили, что считают кассационную жалобу необоснованной и не подлежащей удовлетворению, решение суда первой инстанции просят оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены исходя из следующего.
В рассматриваемом случае Коллегией администрации Кемеровской области принято Постановление N 62 в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, опубликовано в газете "Кузбасс" 12.03.2008, вступило в законную силу со дня его опубликования.
В подпункте 5.9 приложения N 1 Постановления N 62 установлен процент к кадастровой стоимости земельного участка, учитывающий вид его использования под станции технического обслуживания, автомобильные мойки и иные объекты, предназначенные для оказания услуг по ремонту, обслуживанию и техническому содержанию автотранспортных средств, равный 4,02.
Согласно Постановлению N 582 арендная плата при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определяется исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к который отнесен такой земельный участок и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 19.08.2011 N 697).
Нормативный акт, отдельное положение которого оспорено, принят уполномоченным органом с соблюдением требований к форме акта, порядку принятия и введения в действие.
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в Постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
Постановлением N 62 установлен порядок определения размера арендной платы, согласно которому базовый размер арендной платы определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости по конкретному виду деятельности, осуществляемому на территории города Кемерово.
При разработке порядка использованы результаты работ, выполненные в 2003 году ООО "Геокад плюс" по договору с Комитетом по управлению муниципальным имуществом города Кемерово.
Названные работы заключались в анализе применения результатов государственной кадастровой оценки земель города Кемерово для установления ставок арендных платежей с учетом сложившейся практики установления арендных платежей предыдущих лет.
При выполнении работ использовались значения кадастровой стоимости земли в рублях за квадратный метр по 211 кадастровым кварталам и 14 основным видам функционального использования.
С учетом дополнительно проведенных Комитетом исследований был определен оспариваемый размер процента к кадастровой стоимости на 2008 год.
Указывая, на то, что положение подпункта 5.9 приложения N 1 Постановления N 62 противоречит Постановлению N 582, поскольку коэффициент к кадастровой стоимости для земельных участков города Кемерово под станциями технического обслуживания и иными объектами, предназначенными для оказания услуг по ремонту, обслуживанию и техническом содержанию автотранспортных средств, определенный в размере 4,02%, не соответствует принципу экономической обоснованности, при этом был применен комитетом при расчете суммы неосновательного сбережения, взысканной с ОАО "КАМАЗ" в связи с использованием земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:886 для размещения автосервисного центра, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Заявитель, ставя под сомнение возможность использования результатов работ, проведенных ООО "Геокад плюс" в 2003 году, считает, что представленное комитетом экономическое обоснование не подтверждает определение размера спорного коэффициента на основе многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков.
В связи с чем, в порядке статьи 82 АПК РФ ОАО "КАМАЗ" ходатайствовало о передаче представленного комитетом экономического обоснования спорного коэффициента на экспертизу.
Определением суда от 19.03.2013 ходатайство удовлетворено, производство экспертизы поручено обществу с ограниченной ответственностью "Информационно-Аналитическое Бюро", эксперту - Гладкой Дарье Андреевне.
На разрешение эксперта поставлен вопрос: "Соответствует ли принципу экономической обоснованности коэффициент к кадастровой стоимости земельных участков города Кемерово под станциями технического обслуживания и иными объектами, предназначенными для оказания услуг по ремонту, обслуживанию и техническому содержанию автотранспортных средств, определенный в размере 4,02% на основании результатов работ, проведенных ООО "Геокад плюс", а также исследований, проведенных КУГИ Кемеровской области, в частности, учитывался ли при этом многофакторный анализ доходности земельных участков и допустимо ли было использование в исследованиях 2007 года показатель коэффициента (6,7%), определенный по состоянию на 2003 год; и, соответственно, в отношении иных результатов государственной кадастровой оценки земель".
Согласно заключению эксперта N 1 от 17.05.2013 спорный коэффициент соответствует принципу экономической обоснованности.
Отказывая в удовлетворении требований ОАО "КАМАЗ", арбитражный суд исходил из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы арбитражного суда в этой части правомерными на основании следующего.
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что положение подпункта 5.9 приложения N 1 Постановления N 62 не противоречит постановлению N 582 в части соблюдения принципа экономической обоснованности, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении требований ОАО "КАМАЗ".
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии решения судом первой инстанции не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы имеющиеся в деле доказательства, оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Кемеровской области от 08.10.2013 по делу N А27-17762/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "КАМАЗ" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указывая, на то, что положение подпункта 5.9 приложения N 1 Постановления N 62 противоречит Постановлению N 582, поскольку коэффициент к кадастровой стоимости для земельных участков города Кемерово под станциями технического обслуживания и иными объектами, предназначенными для оказания услуг по ремонту, обслуживанию и техническом содержанию автотранспортных средств, определенный в размере 4,02%, не соответствует принципу экономической обоснованности, при этом был применен комитетом при расчете суммы неосновательного сбережения, взысканной с ОАО "КАМАЗ" в связи с использованием земельного участка с кадастровым номером 42:24:0201009:886 для размещения автосервисного центра, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
...
Согласно пункту 3 статьи 65 ЗК РФ за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
...
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса).
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что положение подпункта 5.9 приложения N 1 Постановления N 62 не противоречит постановлению N 582 в части соблюдения принципа экономической обоснованности, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении требований ОАО "КАМАЗ"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 февраля 2014 г. N Ф04-8862/13 по делу N А27-17762/2012