г. Тюмень |
|
27 февраля 2014 г. |
Дело N А03-7924/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Маняшиной В.П.
судей Григорьева Д.В.
Отческой Т.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай на решение от 09.09.2013 Арбитражного суда Алтайского края (судья Музюкин Д.В.) и постановление от 18.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А03-7924/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (659100, город Заринск, улица Союза Республик, 4, 1, ИНН 2205007498, ОГРН 1022200705493) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю и Республике Алтай (656043, город Барнаул, улица Интернациональная, 72, ИНН 2224088213, ОГРН 1042202173485) о признании недействительным предписания.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вертикаль" (далее - ООО "Вертикаль", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Алтайскому краю (далее - Управление, Служба) о признании недействительным предписания об устранении выявленного нарушения от 18.02.2013 N П-64444-22-05/1/0002.
Решением от 09.09.2013 Арбитражного суда Алтайского края требования общества удовлетворены.
Постановлением от 18.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права, просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В связи с болезнью судьи Ильина В.И. на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу N А03-7924/2013 произведена замена судьи Ильина В.И. на судью Григорьева Д.В., судебное заседание начато сначала.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 АПК РФ.
Согласно материалам дела по результатам проверки соблюдения обществом лицензионных условий при осуществлении деятельности по предоставлению услуг связи для целей кабельного вещания составлен акт от 18.02.2013 N А-64444-22-05/1/0038, в котором зафиксировано нарушение Обществом положений раздела 17 Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания соответствующих услуг связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 N 87, пункта 40 Правил оказания услуг связи для целей телевизионного вещания и (или) радиовещания, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 N 785, пункта 5 условий лицензии N 64444 на предоставление услуг связи для целей кабельного вещания.
Управлением выявлено, что в договорах, заключенных с лицензиатами-вещателями, не указаны реквизиты выданной оператору связи лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи и реквизиты выданной вещателю лицензии, дающей право осуществлять распространение продукции средств массовой информации с использованием технических возможностей сети связи телерадиовещания оператора связи.
По факту выявленного нарушения Управлением 18.02.2013 составлен протокол 22 N 035 об административном правонарушении, принято постановление о привлечении общества к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ) вынесено предписание N П-64444-22-05/1/0002 с требованием устранить нарушения в срок до 18.06.2013.
Общество, считая, что указанное предписание является незаконным, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Принимая во внимание положения пункта 1 статьи 2 Закона N 294-ФЗ, статьи 27 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи), пунктов 6, 8 Порядка осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.2005 N 110 (далее - Порядок N 110), арбитражные суды удовлетворили заявленные требования, исходя из того, что оспариваемое предписание Управления выдано должностными лицами, не обладающими соответствующими полномочиями.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286 АПК РФ законность решения и постановления арбитражных судов, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены принятых судебных актов и направления дела на новое рассмотрение.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений (в редакции Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 25.06.2012 N 93-ФЗ).
В силу части 3 статьи 27 Закона о связи к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного надзора в области связи, организацией и проведением проверок юридических и физических лиц, применяются положения Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 4 - 7 названной статьи.
На основании части 8 статьи 27 Закона о связи должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда средствам связи, предназначенным для целей государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также предотвращения нарушения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации.
Таким образом, из совокупности положений статьи 27 Закона о связи и статей 17, 27 Закона N 294-ФЗ в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемого предписания, следует, что должностные лица органа государственного контроля (надзора) в области связи, проводившие проверку, наделены полномочиями по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.
Вместе с тем, арбитражные суды, неправильно истолковав перечисленные выше нормы права, пришли к ошибочному выводу об отсутствии полномочий на вынесение оспариваемого предписания у проводивших проверку работников Управления Коваленко Я.В. и Кислициной Л.М. (которые по должности являются главными специалистами-экспертами отдела надзора в сфере электросвязи и почтовой связи и одновременно государственными инспекторами Российской Федерации в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций).
Ссылка арбитражных судов на судебные акты по делу N А60-46408/2010 отклоняется, поскольку в рамках указанного дела оспаривалось предписание от 20.10.2010, принятое до введения в действие указанных выше положений Закона N 294-ФЗ и внесения изменений в статью 27 Закона о связи.
Поскольку вывод арбитражных судов об отсутствии полномочий на выдачу предписания у должностных лиц Управления, проводивших проверку, основан на неправильном применении норм материального права, а спор о законности предписания об устранении нарушений лицензионных условий не рассматривался судами по существу, принятые судебные акты подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение для установления фактических обстоятельств дела, исследования доказательств и доводов сторон в соответствии с требованиями арбитражного процессуального законодательства.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 2 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.09.2013 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 18.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-7924/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.П. Маняшина |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании части 8 статьи 27 Закона о связи должностные лица органов государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований, о проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда средствам связи, предназначенным для целей государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, а также предотвращения нарушения целостности, устойчивости функционирования и безопасности единой сети электросвязи Российской Федерации.
Таким образом, из совокупности положений статьи 27 Закона о связи и статей 17, 27 Закона N 294-ФЗ в редакции, действующей на дату вынесения оспариваемого предписания, следует, что должностные лица органа государственного контроля (надзора) в области связи, проводившие проверку, наделены полномочиями по выдаче предписания об устранении выявленных нарушений.
...
Ссылка арбитражных судов на судебные акты по делу N А60-46408/2010 отклоняется, поскольку в рамках указанного дела оспаривалось предписание от 20.10.2010, принятое до введения в действие указанных выше положений Закона N 294-ФЗ и внесения изменений в статью 27 Закона о связи."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 февраля 2014 г. N Ф04-762/14 по делу N А03-7924/2013