г. Тюмень |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А45-10227/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу мэрии города Новосибирска на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.09.2013 (судья Емельянова Г.М.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 (судьи Бородулина И.И., Музыкантова М.Х., Скачкова О.А.) по делу N А45-10227/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Новосибирскспецмонтаж" (630000, г. Новосибирск, Красный проспект, 153а, ИНН 5402102643, ОГРН 1025401005541)
к мэрии города Новосибирска (630099, г. Новосибирск, Красный проспект, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) и Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр.1, ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757) в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" по Новосибирской области
о признании незаконными действий.
Другие лица, участвующие в деле: товарищество собственников жилья "Тихая площадь", Департамент земельных и имущественных отношений города Новосибирска.
В заседании приняли участие представители:
от открытого акционерного общества " Новосибирскспецмонтаж" - Борисов Е.С. по доверенности от 19.12.2013, Кухарчук А.Г. по доверенности от 19.12.2013.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Новосибирскспецмонтаж" (далее - ОАО "Новосибирскспецмонтаж", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к мэрии города Новосибирска (далее - мэрия), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "ФКП Росреестра" (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", учреждение регистрации) о признании незаконными действий мэрии по подаче заявлений в орган кадастрового учета о снятии с государственного кадастрового учета земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:032700:1111, площадью 1 343 кв. м; 54:35:032700:1113, площадью 1 368 кв. м; 54:35:032700:1114, площадью 6 932 кв. м, с местоположением Новосибирская область, г. Новосибирск, Красный проспект; об обязании ФГБУ "ФКП Росреестра" в срок не более двадцати календарных дней после вступления настоящего решения в законную силу восстановить и поставить на государственный кадастровый учет указанные земельные участки (разрешенное использование для строительства жилого квартала, категория земель земли населенных пунктов).
Заявленные требования со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что действия мэрии по обращению с заявлением о снятии спорных земельных участков с кадастрового учета являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены товарищество собственников жилья "Тихая площадь" (далее - ТСЖ "Тихая площадь"), Департамент земельных и имущественных отношений города Новосибирска (далее - Департамент).
Решением арбитражного суда от 16.09.2013, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013, заявленные требования удовлетворены.
Мэрия в поданной кассационной жалобе, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов доказательствам по делу, просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По утверждению мэрии, судом первой инстанции сделан неверный вывод о злоупотреблении правом, поскольку оспариваемые действия совершены в рамках предоставленных законом полномочий и обусловлены необходимостью защиты прав и законных интересов граждан - собственников помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном на размежеванном земельном участке; наличие судебных актов по иным делам не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела; отсутствует совокупность условий для признания оспариваемых действий незаконными.
ООО "Новосибирскспецмонтаж" в представленном в электронном виде отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, просило принятые по делу судебные акты оставить без изменения, считая выводы судебных инстанций законными и обоснованными.
В судебном заседании представители общества высказались против удовлетворения кассационной жалобы, пояснив свою позицию.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей мэрии, ТСЖ "Тихая площадь" и Департамента, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами норм права, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Из материалов дела видно, что ОАО "Новосибирскспецмонтаж" принадлежит на праве постоянного бессрочного пользования земельный участок с кадастровым номером 54:35:032700:34, площадью 31 937 кв. м с разрешенным использованием "для строительства жилого квартала".
Общество за счет собственных средств выполнило мероприятия по разделу указанного земельного участка на три земельных участка с постановкой их на государственный кадастровый учет. В результате были образованы земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:032700:1111 площадью 1 343 кв. м; 54:35:032700:1113 площадью 1 368 кв. м; 54:35:032700:1114 площадью 6 932 кв. м.
С целью исполнения обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, установленной пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" общество обратилось 28.06.2012 в мэрию с заявлением об образовании вышеуказанных земельных участков и предоставлении их в собственность.
Отказ мэрии, оформленный письмом от 21.09.2012 N 1570-5/19, был оспорен в судебном порядке. Вступившими в законную силу судебными актами по делу N А45-25723/2012 суд обязал мэрию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем принятия решения об образовании земельных участков с кадастровыми номерами 54:35:032700:1111 площадью 1 343 кв. м и 54:35:032700:1113 площадью 1 368 кв. м из земельного участка с кадастровым номером 54:35:032700:34, и принятия решения по вопросу переоформления прав ОАО "Новосибирскспецмонтаж" на земельные участки с кадастровыми номерами 54:35:032700:1111, 54:35:032700:1113.
Вступившим в законную силу постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2013 по делу N А45-25725/2012 признан незаконными отказ мэрии в образовании земельного участка с кадастровым номером 54:35:032700:1114, площадью 6 932 кв. м, разрешенное использование "для строительства жилого квартала", изложенный в письме от 21.09.2012 N 1570-5/19;
и бездействие в непринятии решения о предоставлении обществу земельного участка с кадастровым номером 54:35:032700:1114 на праве собственности. При этом суд апелляционной инстанции обязал мэрию устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Учреждение регистрации письмом от 08.04.2013 N 54/13-44138 сообщило обществу об отказе в предоставлении на вышеуказанные земельные участки кадастровых паспортов и выписок со ссылкой на то, что данные земельные участки прекратили свое существование 18.03.2013 на основании поступившего заявления мэрии от 19.02.2013 о снятии их с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Указывая на незаконность действий мэрии по подаче заявления о снятии спорных земельных участков с государственного кадастрового учета, ОАО "Новосибирскспецмонтаж" в защиту нарушенного права обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Судебные инстанции, оценив имеющиеся в деле доказательства и поведение сторон, пришли к выводу о доказанности незаконности оспариваемых действий мэрии, нарушающих права общества по приобретению в собственность спорных земельных участков, указав на злоупотребление мэрией правом.
Удовлетворяя заявленные требования, судебные инстанции приняли во внимание обстоятельства, установленные вступившими в законную силу судебными актами по делам N А45-25723/2012, N А45-25725/2012, обязательность исполнения вступивших в законную силу судебных актов.
Сделанные судами выводы основаны на правильной оценке доказательств и обстоятельств по делу, не противоречат действующему законодательству.
Из содержания пункта 1 статьи 198, пункта 4 статьи 200, пункта 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и положений пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, незаконными необходимо соблюдение двух условий: несоответствие оспариваемого правового акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу положений статьи 65, пункта 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия) возлагается на орган или лицо которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В свою очередь заявитель обязан доказать нарушение его права.
Статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указано, что вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Судами правильно указано, что мэрия, осведомленная о наличии вступивших в законную силу судебных актов по делам N А45-25723/2012, N А45-25725/2012 о признании незаконными отказов и бездействия мэрии по вопросу предоставления спорных земельных участков обществу, об обязании устранить нарушенное право общества, своими действиями по снятию с кадастрового учета спорных земельных участков сделала невозможным исполнение судебных актов по указанным делам, нарушив исключительное право общества на приобретение в собственность земельных участков.
Исходя из установленных обстоятельств по делу, при наличии правопритязаний на земельные участки, возложении судебными актами на мэрию обязанности устранить нарушения права общества путем разрешения вопроса о переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на спорные земельные участки, мэрия не имела правовых оснований для подачи заявления о снятии с кадастрового учета спорных земельных участков.
Мэрия, ссылаясь лишь на предоставленные законом полномочия для обращения в учреждение регистрации о снятии с кадастрового учета земельных участков, вместе с тем не привела обстоятельств, подтверждающих правомерность совершения действий по снятию с кадастрового учета спорных земельных участков.
Судами правильно указано, что действиями мэрии нарушено установленное законом исключительное право общества на приобретение в собственность земельного участка при переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
Установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статей 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды правомерно удовлетворили заявленные требования.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов судов, не подтверждают нарушение норм права.
По содержанию доводы кассационной жалобы аналогичны доводам апелляционной жалобы, которые являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, получили соответствующую правовую оценку.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суду кассационной инстанции не предоставлены полномочия для иной оценки доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Судами при разрешении спора не допущено нарушений, влекущих в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену или изменения судебных актов.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16.09.2013 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2013 по делу N А45-10227/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу мэрии города Новосибирска - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявленные требования со ссылкой на статью 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 10 Гражданского кодекса Российской Федерации мотивированы тем, что действия мэрии по обращению с заявлением о снятии спорных земельных участков с кадастрового учета являются незаконными, нарушают права и законные интересы общества.
...
С целью исполнения обязанности по переоформлению права постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, установленной пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" общество обратилось 28.06.2012 в мэрию с заявлением об образовании вышеуказанных земельных участков и предоставлении их в собственность."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 марта 2014 г. N Ф04-1277/14 по делу N А45-10227/2013