г. Тюмень |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А03-8437/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 12 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Туленковой Л.В.,
судей Рябининой Т.А.,
Фроловой С.В.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" на решение от 27.09.2013 Арбитражного суда Алтайского края (судья Хворов А.В.) и постановление от 16.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сухотина В.М., Кайгородова М.Ю., Мухина И.Н.) по делу N А03-8437/2013 по иску открытого акционерного общества "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" (656002, город Барнаул, улица Воровского, 163, ОГРН 1102224005718, ИНН 2224143922) к Федеральной налоговой службе в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю (658087, город Новоалтайск, улица 22 Партсъезда, 12, ОГРН 1042201774020, ИНН 2208012087) о взыскании задолженности.
В судебном заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" Балашов Г.А. по доверенности от 04.12.2013 N 3.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" (далее - ОАО "СК Алтайкрайэнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Алтайского края с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Федеральной налоговой службе в лице Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Алтайскому краю (далее - Инспекция) о взыскании задолженности по договору от 09.07.2012 N 3076 о технологическом присоединении в размере 158 380 рублей 58 копеек, неустойки в размере 60 183 рублей 83 копеек.
Решением от 27.09.2013 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 16.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований отказано.
ОАО "СК Алтайкрайэнерго" в кассационной жалобе, доводы которой поддержаны представителем в судебном заседании, просит решение от 27.09.2013 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 16.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда отменить, дело направить на новое рассмотрение.
По мнению заявителя, судебные акты не обоснованы, не соответствуют нормам законодательства и фактическим обстоятельствам дела. ОАО "СК Алтайкрайэнерго" в доводах жалобы указывает, что в соответствии с нормами действующего законодательства и условиями договора от 09.07.2012 N 3076 существуют правовые и фактические основания для возникновения обязанности Инспекции по внесению двух первых платежей, являющихся предметом исковых требований, основания считать данную обязанность прекратившейся отсутствуют; вывод судов о том, что Инспекция в одностороннем порядке отказалась от исполнения договора не соответствует фактическим обстоятельствам и материалам дела. В судебных актах отсутствует обоснование отклонения довода заявителя о невозможности одностороннего отказа Инспекции от исполнения обязательств; является необоснованным вывод судов об истечении шестимесячного срока действия договора; суды не рассмотрели вопрос о периоде и законности начисления неустойки.
Инспекция в представленном отзыве указывает, что судебные акты законны и обоснованы, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда кассационной инстанции 27.02.2014 объявлен перерыв до 04.03.2014 до 14 часов 30 минут. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе суда и с участием того же представителя истца.
Проверив в соответствии со статьями 274, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что между ОАО "СК Алтайкрайэнерго" (сетевая организация) и Инспекцией заключён договор от 09.07.2012 N 3076 об осуществлении технологического присоединения (далее - договор).
По условиям договора ОАО "СК Алтайкрайэнерго" обязалось в соответствии с техническими условиями осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств для энергоснабжения административного помещения, расположенного по адресу: Алтайский край, Тальменской район, р.п. Тальменка, улица Вокзальная, 14, пом. N 2, 73/250 доли от общей площади здания (2-й, 3-й этажи).
Срок действия мероприятий по присоединению объекта к энергоустановкам сетевой организации - два года с даты заключения договора (пункт 1.4 договора).
Срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению - шесть месяцев с даты заключения договора (пункт 1.5 договора).
Инспекция обязалась в рассрочку оплатить за технологическое присоединение 351 956 рублей 85 копеек: 15% в размере 52 793 рублей 53 копеек в течение 15 дней со дня заключения договора; 30% в размере 105 587 рублей 05 копеек в течение 60 дней со дня заключения договора, но не позже даты фактического присоединения; 45% в размере 24 159 рублей 75 копеек в течение 15 дней с даты подписания сторонами акта о выполнении заявителем технических условий, акта об осмотре приборов учёта и согласовании расчётной схемы учёта, а также акта о разграничении балансовой принадлежности и акта о разграничении эксплуатационной ответственности сторон; 10% в размере 35 195 рублей 68 копеек в течение 15 дней со дня фактического присоединения.
ОАО "СК Алтайкрайэнерго" направило Инспекции письмо от 12.11.2012 N 01-17/8859 с указанием на возникновение необходимости изменения технических условий и предложением подписать дополнительное соглашение, выдать новые технические условия. Дополнительное соглашение Инспекцией не подписано.
ОАО "СК Алтайкрайэнерго", ссылаясь на неисполнение Инспекцией обязанности по внесению платежей со сроком исполнения в течение 15 и 60 дней с даты заключения договора в размере 158 380 рублей 58 копеек, обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды двух инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства, условия договора о технологическом присоединении, установили, что со стороны ОАО "СК Алтайкрайэнерго" доказательств исполнения принятых по договору обязательств, несения расходов по их осуществлению не представлено, при этом шестимесячный срок для осуществления мероприятий по технологическому присоединению истёк, и пришли к выводу о прекращении обязательств по договору в связи с невозможностью их исполнения. Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций установлено, что инициированное ОАО "СК Алтайкрайэнерго" дополнительное соглашение об изменении технических условий, Инспекцией не подписано. Возможность выполнения технологического присоединения на основании прежних технических условий ОАО "СК Алтайкрайэнерго" не обосновало.
Выводы судов соответствуют закону и материалам дела.
В соответствии со статьёй 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N N 35-ФЗ) технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. По договору об осуществлении технологического присоединения к электрической сети одна сторона (сетевая организация) обязуется в установленный действующими правилами порядке присоединить по заявке другой стороны (абонента) принадлежащие ему энергопринимающие устройства к электрической сети сетевой организации, а абонент обязуется оплатить мероприятия по технологическому присоединению и соблюдать его технические условия.
Предметом договора об осуществлении технологического присоединения выступают мероприятия по технологическому присоединению, представляющие собой систему действий, осуществляемых сторонами при участии уполномоченного органа государственной власти.
Мероприятия по технологическому присоединению являются существенным условием договора технологического присоединения и включают в себя, в том числе подготовку сетевой организацией технических условий; фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети.
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861) предусмотрено, что технологическое присоединение - это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения.
В силу пункта 15 Правил N 861 договор технологического присоединения считается заключённым с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
Исходя из содержания пункта 16 Правил N 861 одной из составляющих мероприятий по технологическому присоединению, которые должны быть осуществлены в течение двух лет, если иное не предусмотрено соответствующей инвестиционной программой или соглашением сторон, являются фактические действия по присоединению и обеспечению работы энергопринимающего устройства в электрической сети.
Размер платы за технологическое присоединение устанавливается уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов (пункт 17 Правил N 861).
Пунктом 19 Правил N 861 предусмотрено, что по окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт разграничения балансовой принадлежности электрических сетей, акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акт об осуществлении технологического присоединения.
Руководствуясь изложенными нормами, принимая во внимание, что договор заключён сторонами 19.09.2012, срок, установленный пунктом 1.5 договора, для технологического присоединения истёк 19.03.2013, при этом стороны не приступали к его исполнению, суды первой и апелляционной инстанций правильно установили, что у ответчика не возникло обязательство по внесению спорной суммы (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации) и обоснованно пришли к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы заявителя о наличии правовых и фактических оснований возникновения обязанности Инспекции по внесению двух первых платежей по договору подлежат отклонению, поскольку ОАО "СК Алтайкрайэнерго" не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих его доводы, на основании оценки которых возможно установление обстоятельства неизбежного исполнения им договора на условиях согласованных в нём.
К установленным судами обстоятельствам положения Правил N 861, статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации применены правильно.
Суд кассационной инстанции исходит из того, что при принятии решения и постановления судами не было допущено нарушений норм материального и процессуального права, выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьёй 288 АПК РФ отсутствуют.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.09.2013 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 16.12.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8437/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Сетевая компания Алтайкрайэнерго" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Туленкова |
Судьи |
Т.А. Рябинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьёй 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N N 35-ФЗ) технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер. По договору об осуществлении технологического присоединения к электрической сети одна сторона (сетевая организация) обязуется в установленный действующими правилами порядке присоединить по заявке другой стороны (абонента) принадлежащие ему энергопринимающие устройства к электрической сети сетевой организации, а абонент обязуется оплатить мероприятия по технологическому присоединению и соблюдать его технические условия.
...
Пунктом 7 постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 "Об утверждении Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила N 861) предусмотрено, что технологическое присоединение - это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения.
...
К установленным судами обстоятельствам положения Правил N 861, статьи 408 Гражданского кодекса Российской Федерации применены правильно."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 марта 2014 г. N Ф04-792/14 по делу N А03-8437/2013