г. Тюмень |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А45-9500/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Бушмелевой Л.В.,
Орловой Н.В.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Захарова Александра Анатольевича (заявителя) на решение от 01.08.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 21.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Колупаева Л.А., Кривошеина С.В.) по делу N А45-9500/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Захарова Александра Анатольевича к администрации Новосибирского района Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, ул. Коммунистическая, 33 "А", ИНН 5406300861, ОГРН 1055406001815) о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от предоставления земельного участка.
В заседании приняла участие представитель индивидуального предпринимателя Захарова Александра Анатольевича (заявителя) -Антонова М.В., адвокат по доверенности от 20.09.2013.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Захаров Александр Анатольевич обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к администрации Новосибирского района Новосибирской области (далее - администрация) о признании незаконными действий, выразившихся в уклонении от предоставления ему земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности фермерского хозяйства (овощеводство, декоративное садоводство, выращивание плодовых и ягодных культур и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки), обязании устранить допущенные нарушения его прав и законных интересов путем совершения действий, предусмотренных нормами статьи 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Требования мотивированы несоответствием оспариваемого бездействия администрации требованиям статьи 81 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статей 11, 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, нарушением прав и законных интересов Захарова А.А.
Решением от 01.08.2013 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 21.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Захаров А.А. просит отменить вынесенные судебные, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления либо направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель, ссылаясь на пункт 5 статьи 23 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 "О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 438 и N 439" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630), статьи 4, 5, 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, полагает, что имеет право на приобретение земельного участка в аренду для ведения единоличного крестьянского (фермерского) хозяйства.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить без изменения принятые судебные акты, считая их законными и обоснованными.
Администрация о времени и месте слушания дела извещена, однако своих представителей в судебное заседание не направила, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель предпринимателя Захарова А.А. поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Выслушав пояснения представителя заявителя, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит их подлежащими отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприниматель Захаров А.А. обратился в администрацию с заявлением от 27.07.2012 о предоставлении ему в собственность либо в аренду сроком на 49 лет земельного участка ориентировочной площадью 109 000 мI для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории муниципального образования Кубовинского сельсовета.
Администрация письмом от 31.08.2012 N 12251/01-12 сообщила Захарову А.А. о продлении срока рассмотрения его заявления на 30 дней в связи с необходимостью выезда специалиста для определения возможности формирования земельного участка для заявленных целей.
В газете Новосибирского района "Приобская правда" от 06.02.2013 N 6 (9345) была размещена информация для населения о предоставлении в соответствии с пунктом 1 статьи 34 ЗК РФ земельного участка ориентировочной площадью 109 000 мI для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства на территории муниципального образования Кубовинского сельсовета.
В связи с опубликованной информацией в администрацию 19.02.2013 поступило заявление от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Чернова А.Г. о предоставлении ему в аренду вышеупомянутого земельного участка, которому администрация отказала, указав в письме от 04.04.2013 N 2295/0112, что ввиду поступления двух заявок о предоставлении земельного участка принято решение о проведении работ по его формированию и проведению торгов.
Затем администрация издала распоряжение от 08.05.20123 N 192-ра о проведении работ по формированию земельного участка и проведении торгов в форме аукциона по продаже права на заключение договора аренды испрашиваемого земельного участка для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства.
Захаров А.А., считая, что администрация уклоняется от рассмотрения его заявления о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности фермерского хозяйства, обратился в суд с настоящим заявлением.
Суды, придя к выводу, что Захаров А.А. не является главой крестьянского (фермерского) хозяйства, крестьянское (фермерское) хозяйство в установленном законом порядке не зарегистрировано, руководствуясь пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ, статьями 1, 5, 11, 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630, отказали в удовлетворении заявленных требований, считая, что у предпринимателя не возникло право на получение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности фермерского хозяйства; предпринимателем не доказано уклонение от предоставления ему земельного участка.
Вместе с тем суды не учли следующее.
Согласно статье 23 ГК РФ в редакции, действовавшей на момент подачи Захаровым А.А. заявления о предоставлении земельного участка, гражданин вправе заниматься деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 1).
Глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица (статья 257), признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства (пункт 2).
В действующей редакции статьи 23 ГК РФ главой крестьянского (фермерского) хозяйства может быть гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя (пункт 5).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 16.10.2003 N 630 предусмотрено, что государственная регистрация крестьянских (фермерских) хозяйств осуществляется в порядке, установленном для государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей (глава VII.1 Закона N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах фермерского хозяйства его главой.
В случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином, он является главой фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 16 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
В силу правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.05.2010 N 16486/09, исходя из статей 1, 4, 8 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. В этом случае заключение каких-либо соглашений не требуется. Следовательно, подтвердить полномочия лица, имеющего право действовать от имени фермерского хозяйства, как в случае с юридическими лицами, различными выписками из решений общих собраний и приказами о назначении на должность невозможно.
Правовой статус предпринимателя возможно подтвердить выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) и паспортом гражданина.
Согласно пункту 5 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя является документом, подтверждающим только факт внесения записи в ЕГРИП.
Захаров А.А., обращаясь с заявлением о предоставлении ему земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства (овощеводства, декоративного садоводства, выращивания плодовых и ягодных культур и прочих сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки), помимо свидетельства о государственной регистрации индивидуального предпринимателя от 15.11.2011 N 004504498, приложил к заявлению выписку из ЕГРИП от 13.07.2012 N 192869, в которой в качестве дополнительных видов его деятельности как предпринимателя зафиксированы вышеуказанные виды деятельности (овощеводство, декоративное садоводство, выращивание сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки, плодовых и ягодных культур).
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций ошибочно посчитали, что предприниматель Захаров А.А. не вправе требовать предоставления земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства ввиду отсутствия у него статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
Кроме того, не соответствует обстоятельствам спора и содержащимся в деле доказательствам вывод судов об отсутствии уклонения администрации, выразившегося в несовершении действий в предоставлении предпринимателю земельного участка в порядке статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве, и ненарушении прав и законных интересов Захарова А.А.
То обстоятельство, что заявителем не оспаривались отказ администрации в предоставлении Чернову А.Е. земельного участка, выраженный в письме от 04.04.2013 N 2295/0112, и распоряжение от 08.05.2013 N 192-ра о подготовке и проведении аукциона на заключение договора аренды на спорный земельный участок, значения не имеет, поскольку Захаров А.А. фактически обжалует бездействие администрации, ссылаясь на нерассмотрение заинтересованным лицом его заявления о предоставлении испрашиваемого земельного и на нарушение его прав выставлением земельного участка на торги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 81 ЗК РФ гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с данным Кодексом, а также федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Таким законом является Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве, в то время как в пункте 1 статьи 81 ЗК РФ закон, регулирующий оборот земель сельскохозяйственного назначения не упомянут.
В пункте 1 статьи 34 ЗК РФ закреплено, что при рассмотрении заявок о предоставлении земельных участков и принятии по ним решений не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Упомянутая норма является специальной и устанавливает процедуру предоставления земельного участка, отличную от общего порядка предоставления земельных участков, предусмотренного статьей 34 ЗК РФ, которая не требует обязательной заблаговременной публикации информации о предоставлении земельного участка и, соответственно, проведение аукциона для реализации на него прав.
Поскольку Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве определяет не только основы создания и деятельности крестьянских хозяйств, но и регулирует вопросы предоставления и приобретения земельных участков для создания фермерского хозяйства и ведения фермерского хозяйства в целях обеспечения государством надлежащих гарантий для создания и нормального функционирования крестьянских хозяйств, то ссылка предпринимателя в заявлении о предоставлении земельного участка на необходимость ему земельного участка для осуществления деятельности фермерского хозяйства без указания на его создание не является основанием для нерассмотрения заявления Захарова А.А. в соответствии со статьей 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
В силу статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
В заявлении должны быть указаны: цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); испрашиваемое право на предоставляемые участки (собственность или аренда); условия предоставления земельных участков (за плату или бесплатно); срок аренды участков; обоснование размеров предоставляемых земельных участков; их предполагаемое местоположение.
Орган местного самоуправления на основании поданного заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, после чего обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого участка.
Решение о предоставлении земельного участка в аренду заявителю принимается уполномоченным органом в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого участка. Копия такого решения (с приложением кадастрового паспорта участка) направляется заявителю.
Договор аренды земельного участка для создания, осуществления деятельности или расширения фермерского хозяйства заключается в течение семи дней со дня принятия решения о предоставлении участка в аренду.
В нарушение требований статьи 12 Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве администрация не рассмотрела заявление Захарова А.А. о предоставлении ему земельного участка в собственность или долговременную аренду для ведения фермерского хозяйства, а опубликовала сообщение в средствах массовой информации и стала проводить мероприятия по выставлению права аренды на земельный участок на торги, чем нарушила права и законные интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В связи с доказанностью заявителем совокупности предусмотренных названной статьей обстоятельств у судов не имелось оснований для отказа в удовлетворении требований Захарова А.А.
Поэтому обжалуемые судебные акты подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены, но неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт об удовлетворении требований предпринимателя Захарова А.А.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 01.08.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 21.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-9500/2013 отменить, принять новый судебный акт.
Признать незаконным бездействие администрации Новосибирского района Новосибирской области, выразившееся в уклонении от предоставления индивидуальному предпринимателю Захарову Александру Анатольевичу земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности фермерского хозяйства (овощеводство, декоративное садоводство, выращивание сельскохозяйственных культур, не включенных в другие группировки, плодовых и ягодных культур).
Обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя Захарова Александра Анатольевича от 27.02.2012, зарегистрированного 03.08.2012 за N 12251, о предоставлении земельного участка в порядке и сроки, установленные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Взыскать с администрации Новосибирского района Новосибирской области в пользу индивидуального предпринимателя Захарова Александра Анатольевича расходы на уплату государственной пошлины по заявлению, апелляционной и кассационной жалобам в сумме 400 руб.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Захарову Александру Анатольевичу из федерального бюджета 1 900 руб. излишне уплаченной государственной пошлины по квитанции Сбербанка от 19.12.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 12 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве граждане, которые заинтересованы в предоставлении им участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания (расширения) фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.
...
В нарушение требований статьи 12 Закон о крестьянском (фермерском) хозяйстве администрация не рассмотрела заявление Захарова А.А. о предоставлении ему земельного участка в собственность или долговременную аренду для ведения фермерского хозяйства, а опубликовала сообщение в средствах массовой информации и стала проводить мероприятия по выставлению права аренды на земельный участок на торги, чем нарушила права и законные интересы заявителя.
...
Обязать администрацию Новосибирского района Новосибирской области устранить допущенные нарушения путем рассмотрения заявления индивидуального предпринимателя Захарова Александра Анатольевича от 27.02.2012, зарегистрированного 03.08.2012 за N 12251, о предоставлении земельного участка в порядке и сроки, установленные статьей 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве"."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12 марта 2014 г. N Ф04-345/14 по делу N А45-9500/2013