г. Тюмень |
|
18 марта 2014 г. |
Дело N А67-4789/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лукьяненко М.Ф.,
судей Гудыма В.Н., Кисляковой Т.С.,
рассмотрел кассационную жалобу унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" на решение от 06.09.2013 Арбитражного суда Томской области (судья Янущик Д.И.) и постановление от 26.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи: Нагишева О.Б., Лобанова Л.Е., Терехина И.И.) по делу N А67-4789/2012 по иску закрытого акционерного общества "ТомскЭкоСервис" (634009, г. Томск, пер. Совпартшкольный, 13, ИНН 7017194653, ОГРН 1077017033543) к унитарному муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство г. Томска" (634050, г. Томск, пр. Комсомольский, 66, ИНН 7017001968, ОГРН 1027000880323) о взыскании 88 698 руб. 37 коп.
Другие лица, участвующие в деле: Департамент тарифного регулирования и государственного заказа Томской области, Администрация города Томска.
Суд установил:
закрытое акционерного обществ "ТомскЭкоСервис" (далее - ЗАО "ТомскЭкоСервис", истец) обратилось в Арбитражный суд Томской области с иском к унитарному муниципальному предприятию "Спецавтохозяйство г. Томска" (далее - УМП "Спецавтохозяйство г. Томска", ответчик, заявитель жалобы) о взыскании 71 773 руб. 32 коп. задолженности по договору N КУ-0000039 от 16.04.2009 года и 16 925 руб. 05 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами (с учетом увеличения истцом суммы исковых требований).
Исковые требования мотивированы необоснованным завышением ответчиком объема принятых в августе 2009 года на утилизацию твердых бытовых отходов (далее ТБО) и неправомерное применение при приемке коэффициента уплотнения.
Решением от 17.12.2012 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением от 28.02.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Постановлением от 06.06.2013 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа решение и постановление отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Решением от 06.09.2013 Арбитражного суда Томской области исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал с УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" в пользу ЗАО "ТомскЭкоСервис" 71 810 руб. 74 коп. основного долга, 16 420 руб. 72 коп. процентов и 6 529 руб. 26 коп. расходов по уплате госпошлины.
Постановлением от 26.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение оставлено без изменения.
Удовлетворяя исковые требования, суды исходили из того, что возможность применения коэффициента уплотнения при определении принимаемого на утилизацию объема отходов ответчик ни документально, ни с точки зрения возможного применения нормы права не обосновал; размер коэффициента не соответствует действительности.
УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит постановление от 26.11.2013 отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы полагает, что правовых оснований для приема ТБО без учета коэффициента уплотнения не имеется, так как тариф рассчитан с применением показателей, учитывающих объем ТБО, которые реально должны быть утилизированы на полигоне; подписывая квитанции учетного терминала, исполнителем подтверждают объем принятых на полигон отходов, следовательно, отходы считаются принятыми в объеме, указанном в актах выполненных работ.
17.03.2014 в суд округа поступили в электронном виде дополнительные пояснения к кассационной жалобе, которые не могут быть приняты в связи с отсутствием доказательств его направления другим лицам, участвующим в деле.
Проверив в порядке статей 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность судебных актов, суд кассационной инстанции считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 16.04.2009 между ЗАО "Томск ЭкоСервис" с одной стороны и УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" с другой стороны, заключен договор оказания услуг с использованием карт N КУ-0000039 (далее - договор), по условиям которого ответчик (исполнитель) принял на себя обязательства оказывать услуги по захоронению твердых бытовых отходов 4 и 5 класса, ТБО без экологического платежа, снега на полигоне в д. Ново-Михайловка г. Томска, а истец (заказчик) обязался оплатить услуги на условиях, предусмотренных договором.
Согласно пункту 2.3 договора оплата услуг осуществляется при помощи карт определенного вида, соответствующего оказываемой услуге. Использование карт осуществляется в соответствии с Правилами пользования картами (приложение N 2 к договору).
В соответствии с пунктами 4.1, 4.2 договора оказываемые услуги, а также стоимость карты оплачиваются заказчиком на условиях предоплаты по ценам, установленным на дату выставления исполнителем счета, в котором указывается сумма денежных средств, подлежащая зачислению на субсчет заказчика, вид оказываемых услуг, стоимость карты и количество карт. Размер предоплаты определяется за услуги по захоронению ТБО (4, 5 класс, без экологического платежа) в соответствии с тарифами, утвержденными Постановлением Мэра г. Томска
В силу пунктов 5.1, 5.3 договора оказание услуг начинается с момента активации исполнителем карт. Карта предъявляется держателем карты ответственному представителю исполнителя на полигоне до момента передачи ТБО для захоронения. Согласно пункту 2.1 приложения N 2 к договору работник полигона указывает объем оказываемой услуги, после чего распечатывается квитанция в двух экземплярах, оба из которых подписываются работником полигона и держателем карты. Разгрузка ТБО на полигоне производится силами заказчика в присутствии представителя исполнителя после списания денежных средств с субсчета заказчика и подписания держателем карты квитанции учетного терминала. Подписанная представителями сторон квитанция учетного терминала является документом, подтверждающим факт списания денежных средств.
В августе 2009 года заказчиком на счет исполнителя в соответствии с пунктом 2.5 договора было перечислено 242 702 рубля 40 копеек, что подтверждается платежными поручениями N 1299 на сумму 80 900 руб. 80 коп., N 1332 на сумму 80 900 руб. 80 коп, N 1344 на сумму 80 900 руб. 80 коп.
В период с 01 по 31 августа 2009 года истцом осуществлялась транспортировка ТБО на полигон в д. Ново-Михайловка специализированным транспортом, в частности мусоровозами следующего типа - мусоровоз МКЗ-4801-01 на шасси КАМАЗ 65115-0001071-D3. Количество, привлекаемых в указанный период истцом для транспортировки ТБО мусоровозов указанного типа составило 2 единицы, гос. номера: О319КО70 и О320КО70, что подтверждается представленными в материалы дела путевыми листами, квитанциями учетного терминала об оказании услуги и паспортами транспортного средства.
Ссылаясь на осуществление в августе 2009 года истцом с использованием мусоровозов МКЗ-4801-01 на шасси КАМАЗ 65115-0001071-D3, имеющих объем кузова 19,5+-0,2 м3, 158 рейсов по доставке ТБО на полигон в д. Ново-Михайловка и необоснованное завышение ответчиком объема принимаемых ТБО и стоимости оказанных услуг, ЗАО "ТомскЭкоСервис обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Пунктом 1 статьи 424 ГК РФ предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Закон N 210-ФЗ) закреплены основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих электро-, тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) ТБО, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 1 Закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) ТБО подлежат регулированию.
Согласно части 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление N 520) также предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО отнесены к регулируемым тарифам.
Пунктом 8 постановления N 520 предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО.
Постановлением мэра г. Томска от 30 декабря 2008 г. N 1056 "Об утверждении тарифа на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов на полигоне в районе д. Ново-Михайловка для УМП "Спецавтохозяйство г. Томска" на период 01.02.2009 - 31.12.2010" установлены тарифы на утилизацию ТБО, в частности для услуг по утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов 4 и 5 классов опасности (без учёта платежей за негативное воздействие на окружающую среду) в размере 8,57 руб. за 1 куб. м. отходов (без учета НДС) и 10,11 руб. за 1 куб. м. отходов (с учетом НДС).
Разногласия сторон возникли при определении объема отходов по договору с учетом прессующих механизмов транспортных средств, доставляющих ТБО на полигон.
Факт уплотнения ТБО при загрузке в мусоровоз подтверждается материалами дела и сторонами не оспаривается.
Суды пришли к выводу о правомерности представленного истцом расчета уплотненного объема доходов, привезенных истцом на полигон
Вместе с тем, судами не учтено, что перечисленные выше правовые акты не предусматривают зависимость величины тарифа за складирование одного кубического метра отходов от соотношения веса к объему и от технических характеристик транспортного средства, доставляющего твердые бытовые отходы на полигон, следовательно, тариф установлен для фактически утилизируемых (захороняемых) ТБО, что соответствует фактически принимаемому на полигон объему ТБО.
Судами установлено, что коэффициент уплотнения заключенным между сторонами договором не предусмотрен.
Следовательно, требования истца, основанные на расчете исходя из уплотненного объема ТБО, перевозимого в транспортных средствах, то есть фактически с применением коэффициента уплотнения, противоречит условиям договора и вышеназванным нормам права.
Учитывая условия договора (пункты 2.2,3.2.5, 5.5), принимая во внимание имеющиеся в материалах дела квитанции, подписанные представителями истца, в которых указан объем ТБО, принятый на полигон для захоронения, в отсутствие доказательств иного неуплотненного объема ТБО, принятых ответчиком, оснований для удовлетворения исковых требований у судов не имелось.
Учитывая изложенное, вывод судов о наличии на стороне ответчика неосновательного обогащения является ошибочным.
Поскольку фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой и апелляционной инстанций на основании имеющихся в деле доказательств, но судом неправильно применены вышеуказанные нормы материального права, суд кассационной инстанции считает возможным принятые по делу судебные акты отменить и принять новый судебный акт, в удовлетворении исковых требований отказать.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 06.09.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 26.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-4789/2012 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований закрытого акционерного общества "ТомскЭкоСервис" отказать.
Взыскать с закрытого акционерного общества "ТомскЭкоСервис" в пользу унитарного муниципального предприятия "Спецавтохозяйство г. Томска" 6 529 руб. 26 коп. расходов по уплате государственной пошлины по иску, 4000 руб. - по апелляционной и кассационной жалобам.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
М.Ф. Лукьяненко |
Судьи |
В.Н. Гудым |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 2 статьи 3 Закона N 210-ФЗ регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на подключение осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В пункте 6 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - постановление N 520) также предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО отнесены к регулируемым тарифам.
Пунктом 8 постановления N 520 предусмотрено, что тарифы на утилизацию (захоронение) ТБО устанавливаются с применением одноставочного тарифа из расчета платы за 1 куб. метр или 1 тонну ТБО."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 марта 2014 г. N Ф04-2212/13 по делу N А67-4789/2012
Хронология рассмотрения дела:
14.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8600/14
02.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8600/14
23.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8600/14
18.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2212/13
26.11.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-506/13
06.09.2013 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-4789/12
06.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2212/13
28.02.2013 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-506/13
17.12.2012 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-4789/12