г. Тюмень |
|
21 марта 2014 г. |
Дело N А75-3499/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Лаптева Н.В.
судей Рябининой Т.А. Туленковой Л.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" на решение от 20.09.2013 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Козицкая И.А.) по делу N А75-3499/2013 по иску областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" (156012, город Кострома, улица Костромская, 61, ИНН 4400000299, ОГРН 1034408610136) к обществу с ограниченной ответственностью "ML-Транс" (628462, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Радужный, Северо-западная коммунальная зона, 24, 3, ИНН 8609320650, ОГРН 1078609000887) о взыскании убытков.
Суд установил:
областное государственное казенное учреждение "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" (далее - ГКУ "Костромаавтодор") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ML-Транс" (далее - ООО "ML-Транс") о взыскании 228 648 руб. убытков.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялась.
ГКУ "Костромаавтодор" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении иска.
Податель жалобы считает выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела. Акт весового контроля от 20.04.2010 N Ш 527 подтверждает факт превышения допустимых осевых нагрузок, поскольку взвешивание производилось на весовом оборудовании прошедшем поверку, в динамическом режиме с соблюдением скорости движения транспортного средства в 5 км/час, а водитель отказался от статического взвешивания, о чем есть отметка в акте. Протокол о нарушении скоростного режима водителем Степанюком Г.В. не составлялся. Акт от 21.04.2010 N 1897 составлен надлежащим образом, так как взвешивание производилось в статическом режиме измерения, что предусмотрено инструкцией по эксплуатации весов ВА-15С-3, погрешность учтена при расчете ущерба. Рекомендованной формой акта не предусмотрена необходимость указания скорости движения транспортного средства и погрешности весов.
По мнению ГКУ "Костромаавтодор", суд неправомерно применил к спорным отношениям положения распоряжения Министерства транспорта Российской Федерации от 10.11.2002 N ИС-1004-р "О создании службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации" (далее - распоряжение N ИС-1004-р), поскольку вред причинен автомобильным дорогам Костромской области, а не федеральным дорогам.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "ML-Транс" возражает против ее доводов, просит оставить без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, как соответствующее законодательству.
Проверив в соответствии с положениями статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и соблюдение процессуального права, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установил суд первой инстанции и следует из материалов дела, службой весового контроля Инспекции государственного административно-технического надзора Костромской области (далее - служба весового контроля) составлен акт от 20.04.2010 N 527 о том, что на пункте весового контроля СПВК-2 автомобильной дороги на территории Костромской области путем взвешивания на стационарных весах ВА-15С-3 в динамическом режиме зафиксирована перевозка тяжеловесных грузов с превышением установленных ограничений по нагрузкам на оси на транспортном средстве ВОЛЬВО FH TRUCK 4*2 М231ТТ86, принадлежащем ООО "ML-Транс". На основании указанного акта истец произвел расчет платы за провоз тяжеловесных грузов, сумма которой составила 138 320 руб.
Также службой весового контроля составлен акт от 21.04.2010 N 1 897 о том, что на пункте весового контроля СПВК-1 автомобильной дороги на территории Костромской области путем взвешивания на стационарных весах ВА-15С-3 в статическом режиме зафиксирована перевозка тяжеловесных грузов с превышением установленных ограничений по нагрузкам на оси на транспортном средстве ФРЕДЛАЙНЕР ST120064ST М270ТТ86, принадлежащем ООО "ML-Транс". В акте водитель транспортного средства указал на свое несогласие с показаниями весов. Контрольное взвешивание не производилось. На основании указанного акта истцом произведен расчет платы за провоз тяжеловесных грузов, сумма которой составила 90 328 рублей.
В указанных актах о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузки на ось и в детализациях расчетов имеется указание только на фактическую нагрузку. Сведений о скорости движения транспортного средства при динамическом взвешивании и применении погрешности измерений при этом, а также предложении водителям повторного взвешивания транспортных средств в статическом режиме на специальной площадке, оборудованной весами для контрольного взвешивания, акты не содержат.
Поскольку ООО "ML-Транс" плату за превышение установленных ограничений по нагрузкам на оси на транспортном средстве не внесло, ГКУ "Костромаавтодор" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что акты от 20.04.2010 N 527 и от 21.04.2010 N 1 897 не являются допустимыми доказательствами причинения ущерба превышением допустимых осевых нагрузок при перевозке грузов автомобилями, принадлежащими ООО "ML-Транс", в связи с нарушением порядка осуществления весового контроля, предусмотренного пунктом 3.2 Приложения N 3 Регламента функционирования службы весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденного распоряжением от 10.11.2002 N ИС-1004-р (далее - Регламент).
Выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам и примененным нормам права.
Так, отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (часть 1) (далее - Закон об автомобильных дорогах).
Действие указанного Закона распространяется на все автомобильные дороги в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения (часть 2 статьи 1 Закона об автомобильных дорогах).
На основании частей 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации. Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется Правительством Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения; высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиненного транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, которыми установлен порядок возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядок определения размера такого вреда.
В пунктах 2, 3, 5 названных Правил предусмотрено, что вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в отношении участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Поскольку истец не представил надлежащих доказательств превышения допустимых веса и нагрузок по осям транспортных средств ответчика при движении по автомобильной дороге, арбитражный суд правомерно отказал в удовлетворении иска.
Довод подателя кассационной жалобы о неправомерном применении к спорным правоотношениям Регламента отклоняется, так как основан на ошибочном толковании норм права.
В силу части 4 статьи 4 Закона об автомобильных дорогах федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности, в случаях и в пределах, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 "Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации (далее - Положение о Минтрансе РФ), пунктом 1 раздела 1 которого установлено, что Минтранс РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.
Подпунктом 5.2.53.31 пункта 5 раздела 2 Положения о Минтрансе РФ установлено, что к полномочиям Минтранса РФ отнесено принятие нормативных правовых актов, определяющих порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств.
Во исполнение данных полномочий Минтрансом РФ издано распоряжение N ИС-1004-р, которым утверждены Положение о службе весового контроля и Регламент, подлежащие применению при рассмотрении настоящего дела.
На основании пункта 2.1 Регламента выявление транспортных средств с весовыми параметрами, превышающими допустимые, производится инспектором-оператором стационарного пункта весового контроля путем их поосного взвешивания в движении с помощью автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги.
Пунктом 3.2 Приложения 3 Регламента предусмотрено, что при несогласии водителя транспортного средства (лица, сопровождающего груз) с показаниями автоматизированных систем контроля весовых параметров, платформы которых установлены непосредственно на проезжей части дороги, транспортное средство направляется инспектором-оператором СПВК на специальную площадку, оборудованную весами для контрольного взвешивания, показания которых являются окончательными при определении весовых параметров.
В соответствии с пунктом 6.3 Положения о службе весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденной распоряжением N ИС-1004-р, обустройство и оснащение стационарного пункта весового контроля включает в себя как стационарные весы для взвешивания без остановки автотранспортного средства, так и весы для контрольного взвешивания.
Таким образом, приведенные нормы права действовали в спорный период и подлежат применению при рассмотрении данного иска.
Также правомерны выводы арбитражного суда о недостоверности измерений на стационарных весах ВА-15С-3 в динамическом режиме без учета погрешности и определения скорости движения транспортного средства.
Как указано в руководстве по эксплуатации М 014.080.00 РЭ, данные автомобильные весы предназначены для статического взвешивания осевых и поколесных нагрузок автотранспортного средства.
Допускается применять весы для измерения осевых нагрузок в движении (без остановки на платформе, при скорости не более 5 км/ч). При этом погрешность измерений увеличивается за счет динамических ударов по платформе и колебаний кузова (пункт 1.1.1.1 руководства).
С учетом изложенного, решение арбитражного суда первой инстанции приняты с правильным применением норм материального права и соблюдением норм процессуального права.
Иные доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку обстоятельств установленных судом первой инстанции, находятся за пределами рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции, определенными положениями статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче кассационной жалобы составляет 2 000 руб. и относится на заявителя.
Так как при подаче кассационной жалобы заявителю предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины, с ГКУ "Костромаавтодор" в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 2 000 руб.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20.09.2013 по делу N А75-3499/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Взыскать с областного государственного казенного учреждения "Костромское областное управление автомобильных дорог общего пользования "Костромаавтодор" (ИНН 4400000299, ОГРН 1034408610136) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2 000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Лаптев |
Судьи |
Т.А. Рябинина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 395 "Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" утверждено Положение о Министерстве транспорта Российской Федерации (далее - Положение о Минтрансе РФ), пунктом 1 раздела 1 которого установлено, что Минтранс РФ является федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере автомобильного транспорта.
...
Во исполнение данных полномочий Минтрансом РФ издано распоряжение N ИС-1004-р, которым утверждены Положение о службе весового контроля и Регламент, подлежащие применению при рассмотрении настоящего дела.
...
В соответствии с пунктом 6.3 Положения о службе весового контроля Государственной службы дорожного хозяйства Министерства транспорта Российской Федерации, утвержденной распоряжением N ИС-1004-р, обустройство и оснащение стационарного пункта весового контроля включает в себя как стационарные весы для взвешивания без остановки автотранспортного средства, так и весы для контрольного взвешивания."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 марта 2014 г. N Ф04-1211/14 по делу N А75-3499/2013
Хронология рассмотрения дела:
21.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1211/14
03.12.2013 Определение Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-10952/13
20.09.2013 Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры N А75-3499/13