г. Тюмень |
|
24 марта 2014 г. |
Дело N А27-5104/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Черноусовой О.Ю.
судей Отческой Т.И. Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области на постановление от 04.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Ходырева Л.Е., Журавлева В.А., Колупаева Л.А.) по делу N А27-5104/2013 Арбитражного суда Кемеровской области по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топкинский водоканал" (652300, город Топки, улица Советская, 58, ИНН 4205151093, ОГРН 1084205004290) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (650099, город Кемерово, улица Ноградская, 19а, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) о признании незаконным бездействия.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Топкинский водоканал", ИНН 4205151093 (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (далее - управление), выразившегося в непроведении проверки соблюдения пользователем недр обществом с ограниченной ответственностью "Топкинский водоканал", ИНН 4229007719 (далее - ООО "Топкинский водоканал") требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов, условий недропользования, содержащихся в лицензиях серии КЕМ 01441 ВЭ, КЕМ 01442 ВЭ, а также установленного порядка представления государственной отчетности; обязании провести соответствующую проверку.
Решением от 18.06.2013 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 04.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Податель кассационной жалобы считает, что у управления отсутствуют правовые основания, предусмотренные статьей 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), для проведения внеплановой проверки ООО "Топкинский водоканал".
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, по договору аренды имущества от 13.02.2012 N 36 общество получило от общества с ограниченной ответственностью "СибДорСтрой" во временное владение и пользование объекты недвижимости (артезианские скважины, водонапорные башни и т.д.), для эксплуатации которых необходимо наличие лицензии на пользование недрами на участках "Стрелинский", "Бойцовский", "Цемзаводской", "Соломинский" Кемеровской области.
Управление решениями от 29.10.2012 г. N 13-5/3475 и N 13-5/3476 возвратило обществу без рассмотрения представленные им материалы для получения лицензии на соответствующие участки недр. Основанием для возвращения материалов и оставления заявок без рассмотрения явилось нахождение заявленных участков недр в распределенном фонде, наличие другого пользователя (лицензиата) у этих участков - ООО "Топкинский водоканал".
Письмом от 10.01.2913 общество сообщило управлению о том, что ООО "Топкинский водоканал" нарушает установленные законодательством правила пользования недрами и условия лицензий, а именно: не осуществляет опытно-промышленную откачку питьевых и подземных вод из водозаборных скважин; не проводит систематическое наблюдение за объемом извлеченной воды, уровнем и химическим составом подземных вод на участке; не представляет отчетность; не выполняет требования по рациональному использованию и охране недр; не осуществляет содержание в исправном состоянии водозаборных скважин, не представляет в месячный срок информацию в Кузбасснедра о введении процедуры банкротства. В связи с этим общество просило управление провести проверку соблюдения лицензиатом правил пользования недрами и условий лицензии и вынести представление в Управление по недропользованию по Кемеровской области о досрочном прекращении права пользования ООО "Топкинский водоканал" недрами.
Управление письмом от 15.01.2013 отказало в проведении проверки ООО "Топкинский водоканал", ссылаясь на выявленные ранее (в ходе проведения внеплановой проверки в период с 30.07.2012 по 06.08.2012) факты выбытия из владения лицензиата объектов недропользования, на которые проверяемому лицу были выданы лицензии серии КЕМ 01441 ВЭ и серии КЕМ 01442 ВЭ, и неосуществления им деятельности по добыче подземных вод.
Не согласившись с бездействием управления, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из отсутствия правовых оснований для проведения управлением проверки ООО "Топкинский водоканал".
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, пришел к выводу о ненадлежащем исполнении управлением своих контрольных полномочий, наличии у него правовых оснований, предусмотренных для проведения внеплановой проверки ООО "Топкинский водоканал", и нарушении оспариваемым бездействием прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Оставляя без изменения обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу положений статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", статей 9, 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" целью лицензирования на пользование недрами, в том числе является предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни и здоровью граждан, охрана окружающей среды.
Как следует из материалов дела, ООО "Топкинский водоканал" является владельцем лицензий на пользование недрами на участках недр "Стрелинский", "Бойцовский", "Цемзаводской", "Соломинский" Кемеровской области в местах расположения водозаборных скважин, используемых с целью добычи подземных вод для осуществления хозяйственно-бытового водоснабжение города Топки.
Для данного населенного пункта указанные скважины являются единственным источником водоснабжения, объектами жизнеобеспечения и водоснабжения населения, детских, медицинских и других социально значимых объектов всего города.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что необеспечение надлежащей охраны недр и безопасного их использования, в том числе при их эксплуатации сторонней организацией, может повлечь изъятие из недр воды с превышением допустимых объемов, с нарушением технологии и прочим, разрушение, приведение в негодность недр для дальнейшей их эксплуатации, и полностью лишит источника водоснабжения (жизнеобеспечения) данный населенный пункт. Невыполнение лицензиатом своих обязанностей может привести к подъему воды ненадлежащего качества, попаданию в поднимаемую из недр питьевую воду бактерий и других посторонних веществ и предметов, что ставит под угрозу причинение вреда жизни и здоровью населения города Топки, окружающей среде.
В соответствии со статьями 4, 5 Закона N 294-ФЗ и пунктами 2, 4 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196 (далее - Административный регламент), на Росприроднадзор и его территориальные органы возложены функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. В рамках выполнения данных функций Росприроднадзор обеспечивает предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми пользователями недр, требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах, стандартов, норм, правил в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами.
Указанные надзорные полномочия Росприроднадзор реализует посредством проведения плановых и внеплановых проверок недропользователей.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 38 Административного регламента основанием для принятия решения о проведении внеплановой проверки является поступление в Росприроднадзор или территориальные органы Росприроднадзора обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно пункту 105 Административного регламента материалы проверок, проведенных территориальными органами Росприроднадзора, в ходе которых выявлены нарушения условий пользования недрами, являющиеся основанием для досрочного прекращения, приостановления или ограничения права пользования участками недр, направляются в Росприроднадзор в целях направления указанных материалов в Роснедра с представлением о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования участком недр.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, судом апелляционной инстанции установлено, что обращение общества в управление содержит факты угрозы возникновения причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в г. Топки ввиду несоблюдения ООО "Топкинский водоканал" правил пользования недрами и условий соответствующих лицензий.
В связи с этим суд апелляционной инстанций пришел к правильному выводу о наличии у управления правовых оснований для проведения внеплановой проверки ООО "Топкинский водоканал".
Поскольку лицензия на определенный участок недр может быть выдана лишь одному обладателю и вторая лицензия на тот же участок не выдается, то получение лицензии обществом, фактически пользующимся недрами в состоянии крайней необходимости, что следует из судебного акта по делу N А27-16441/2012, в целях необходимости обеспечения водоснабжением населения и социальных объектов г. Топки, является невозможным.
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования, признав незаконным и нарушающим права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности бездействие управления, выразившееся в непроведении проверки соблюдения ООО "Топкинский водоканал" правил недропользования и условий лицензии.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, получили надлежащую правовую оценку суда апелляционной инстанции. Иное толкование заявителем положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих отмену оспариваемых судебных актов, не усматривается.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 04.10.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-5104/2013 Арбитражного суда Кемеровской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Ю. Черноусова |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьями 4, 5 Закона N 294-ФЗ и пунктами 2, 4 Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196 (далее - Административный регламент), на Росприроднадзор и его территориальные органы возложены функции по проведению в установленном порядке государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр. В рамках выполнения данных функций Росприроднадзор обеспечивает предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми пользователями недр, требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах, стандартов, норм, правил в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами.
...
В соответствии с подпунктом "а" пункта 2 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24 марта 2014 г. N Ф04-576/14 по делу N А27-5104/2013