г. Тюмень |
|
27 марта 2014 г. |
Дело N А70-6454/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 марта 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Алексеевой Н.А.
Шабановой Г.А.,
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Тюменской городской Думы на решение от 09.09.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Соловьев К.Л.) и постановление от 18.11.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А70-6454/2013 по заявлению Тюменской городской Думы (625036, город Тюмень, улица Первомайская, 20, ИНН 7201001342, ОГРН 1027200864360) к Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (625016, город Тюмень, улица Пермякова, 44, ИНН 7204182697, ОГРН 1127232043960) об оспаривании ненормативного правового акта в части.
В заседании приняли участие представители: Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - Толстых Б.Ф. по доверенности от 10.01.2014; Тюменской городской Думы - Васильева А.С. по доверенности от 13.01.2014.
Суд установил:
Тюменская городская Дума (далее - заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление, административный орган) о признании незаконным в части предписания от 19.03.2013 N 82.
Решением от 09.09.2013 Арбитражного суда Тюменской области заявленные Тюменской городской Думой требования удовлетворены частично. Признаны незаконными пункты 2, 6 предписания от 19.03.2013 N 82 управления и пункт 3 предписания от 19.03.2013 N 82 в части разработки плана мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.
В удовлетворении остальной части заявления отказано.
Постановлением от 18.11.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Тюменская городская Дума, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты в части отказа в удовлетворении заявленных требований и принять новое решение в этой части; признать незаконным предписание управления от 19.03.2013 N 82 в части пункта 7 и в части срока его исполнения.
Кроме того, заявитель считает ошибочным выводы судов двух инстанций о том, что Тюменская городская Дума осуществляет перевозку пассажиров и должна соблюдать нормативные акты, указанные в предписании. Заявитель считает, что не осуществляет перевозки пассажиров и грузов, а доставляет документы.
В отзыве на кассационную жалобу управление, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, поскольку выводы судов основаны на объективном и непосредственном исследовании всех имеющихся в деле доказательств.
Определением от 05.03.2014 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа судебное заседание откладывалось на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации до 14 часов 30 минут 25.03.2014.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании акта плановой выездной проверки по контролю за соблюдением законодательства в сфере транспорта от 19.03.2013 N 91-г управлением заявителю было вынесено предписание от 19.03.2013 N 82, согласно которому Тюменской городской Думе предписывалось в срок до 19.05.2013 устранить выявленные нарушения.
Посчитав, что пункты 2, 3 (в части разработки плана мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий), 6, 7 указанного предписания содержат положения, которые нарушают его права и законные интересы, незаконно возлагают исполнение обязанностей, прямо не предусмотренных действующим законодательством, Тюменская городская Дума обратилась с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации - для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В силу пункта 1 Положения "О Федеральной службе по надзору в сфере транспорта", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 398 (далее - Положение N 398) Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного, железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, а также обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене.
Согласно Положению о межрегиональном управлении государственного автодорожного надзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, утвержденному Приказом Ространснадзора от 01.02.2013 N АК-125фс (далее - положение от 01.02.2013 N АК-125фс), Управление является региональным территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, осуществляющим функции по надзору и контролю в области автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта, промышленного транспорта и дорожного хозяйства на территории Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу.
Пунктом 5 положения от 01.02.2013 N АК-125фс предусмотрено, что Управление осуществляет контрольные (надзорные) функции в сфере автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта, дорожного хозяйства за соблюдением законодательства Российской Федерации, а также иные функции, возложенные на него законодательством Российской Федерации.
Управление вправе выдавать юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим дорожную, перевозочную и иную деятельность, связанную с осуществлением транспортного процесса, предписания об устранении выявленных нарушений (пункт 27.2 положения от 01.02.2013 N АК-125фс).
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации как одного из видов общественной безопасности установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.
Указанным законом установлены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств. Обязанность по соблюдению требований, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения возникает у любого юридического лица, использующего в своей деятельности автомобильный транспорт.
При этом обязанность проводить инструктажи с водителями установлена пунктами 1.2, 1.3 Положения о порядке проведения инструктажей по безопасности дорожного движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09.
Согласно пункту 1.2 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 устанавливаются следующие виды инструктажа водительского состава: вводный, предрейсовый, периодический, сезонный, специальный.
Допуск водителей к работе на линии без прохождения ими соответствующего инструктажа запрещается (пункт 1.3 Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09).
Организация инструктажа, контролирование полноты и своевременности его проведения возлагается на службу безопасности движения предприятия.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что Тюменская городская Дума эксплуатирует 7 автомобилей.
Факт перевозки пассажиров подтверждается списками нарушений водителей, работающих в Тюменской городской Думе, которые имеются в материалах дела.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что, являясь владельцем транспортных средств, и, осуществляя их эксплуатацию, в том числе перевозку грузов и пассажиров по дорогам общего пользования, Тюменская городская Дума обязана выполнять требования законодательства об обеспечении безопасности дорожного движения.
Как следует из пункта 7 оспариваемого предписания основанием для его вынесения явились нарушения Думой требований, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 Закона N 96-ФЗ и Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом РД-200-РСФСР-12-0071-86-09.
Из текста предписания усматривается, что заявитель обязан устранить выявленные нарушения, выполнить перечисленные в предписании мероприятия и предоставить информацию о принятых мерах в срок до 19.05.2013.
Следовательно, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о соответствии оспариваемого предписания в части пункта 7 и в части сроков устранения выявленных нарушений и выполнения мероприятий, указанных в оспариваемом предписании, действующему законодательству и отсутствии нарушений прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Доводы, изложенные Тюменской городской Думой в кассационной жалобе, были рассмотрены и получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.09.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 18.11.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6454/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации как одного из видов общественной безопасности установлены Федеральным законом от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ).
В соответствии с пунктами 1 и 3 статьи 20 Закона N 196-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания первой помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2014 г. N Ф04-995/14 по делу N А70-6454/2013