г. Тюмень |
|
2 апреля 2014 г. |
Дело N А70-6581/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Алексеевой Н.А. Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АвтоМир" на решение от 04.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Стафеев С.А.) и постановление от 20.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Лотов А.Н.) в части по делу N А70-6581/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АвтоМир" (625000, Тюменская область, город Тюмень, Червишевский тракт, 3а, ИНН 7204165885, ОГРН 1117232006231) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (625048, Тюменская область, город Тюмень, улица Холодильная, 58, а, ИНН 7202081799, ОГРН 1027200812308) об оспаривании решения от 22.05.2013 N Р13/41-03 и предписания от 22.05.2013 N Р13/41-04.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью "Базис-Моторс".
В заседании приняли участие представители: общества с ограниченной ответственностью "АвтоМир" - Фирсанов А.Н. по доверенности от 02.04.2013; Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области - Шишова Н.Н. по доверенности от 31.12.2013; общества с ограниченной ответственностью "Базис-Моторс" - Феронская Ю.А. по доверенности от 31.03.2014.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "АвтоМир" (далее - ООО "АвтоМир", общество) обратилось в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 22.05.2013 N Р13/41-03 и предписания от 22.05.2013 N Р13/41-04.
Решением от 04.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Постановлением от 20.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции изменено. Требования общества удовлетворены частично: признаны недействительными оспариваемые решение и предписание антимонопольного органа в части признания ненадлежащей и обязания прекратить распространение рекламы финансовых услуг без указания наименования или имени лица, оказывающего эти услуги. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "АвтоМир" просит решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований, удовлетворить заявленные обществом требования в полном объеме.
По мнению подателя кассационной жалобы, в отношении указанных автомобилей общество является официальным дилером. В рекламе обоснованно указано, что ООО "АвтоМир" является лидером в своем регионе.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу антимонопольный орган и общество с ограниченной ответственностью "Базис-Моторс" (далее - ООО "Базис-Моторс") просят оставить кассационную жалобу без удовлетворения, поскольку заявителем не представлены документы, подтверждающие официальное дилерство марок автомобилей, о которых в рекламе идет речь, кроме того, заявитель не указал критерии, по которым он является лидером и не представил объективных подтверждений данного лидерства.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзывах, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для отмены постановления апелляционного суда.
Судами установлено, что антимонопольным органом на основании заявления ООО "Базис-Моторс" проведена проверка в отношении ООО "АвтоМир" на предмет соответствия требованиям действующего законодательства его рекламы по продаже автомобилей.
В результате проверки антимонопольным органом в действиях ООО "АвтоМир" был установлен факт нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, в связи с чем определением от 22.03.2013 N Р13/41-01 в отношении ООО "АвтоМир" было возбуждено дело N Р13/41 по признакам нарушения части 3 статьи 5 и части 1 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Решением от 22.05.2013 N Р13/41-03 антимонопольный орган признал ненадлежащей рекламу ООО "АвтоМир" (нарушены требования части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе) следующего содержания:
1) "Автосалон Автомир лидер в своем регионе официальный дилер ТАГАЗ BYD ООО "АвтоМир" Тюмень, ул. Червишевский тракт, д. 3а, www.automir-tm.ru\ avtomir.avtosalon@mail.ru тел: 249-269, 249-219, факс, 26-41-44 Полный модельный ряд ВАЗ, УАЗ. Продажа в кредит 30 минут и вы за рулем! Предоставляется банками-партнерами: ООО Русфинбанк, Сбербанк, ВТБ24, ОАО Росбанк Установка дополнительного оборудования", с изображением ряда машин и указанием цен, размещенную на стр. 6 журнала "Автоторг" N 2 (02) от 07.12.2012-20.12.2012;
2) "Автосалон Автомир лидер в своем регионе официальный дилер Lifan, BYD, Chiery, Geely, ТАГАЗ, Great Wall. ООО "АвтоМир" Тюмень, ул. Червишевский тракт, д. 3а www.automir-tm.ru\avtomir.avtosalon@mail.ru тел.: 249-269, 249-219, факс: 26-41-44. Полный модельный ряд ВАЗ, УАЗ. Продажа в кредит 30 минут и вы за рулем! Предоставляется банками-партнерами: ООО Русфинансбанк, Сбербанк, ВТБ24, ОАО Росбанк. Автообмен Установка дополнительного оборудования", с изображением ряда машин и указанием цен, размещенную на стр. 2 журнала "За рулем-Регион" N 23.12.2012;
3) "Автосалон Автомир лидер в своем регионе официальный дилер Lifan, BYD, Chery, Geely, ТАГАЗ, GreatWall ООО "АвтоМир" Тюмень, ул. Червишевский тракт, д. Заwww.automir-tm.ru\avtomir.avtosalon@mail.ru тел.: 249-269, 249-219, факс: 26-41-44 г. Тюмень, ул. Московский тракт 116а, тел. 617-535, 617-525 Полный модельный ряд ВАЗ, УАЗ. Продажа в кредит 30 минут и вы за рулем! Предоставляется банками-партнерами: ООО Русфинансбанк, Сбербанк, ВТБ24, ОАО Росбанк. Автообмен Установка дополнительного оборудования", с изображением ряда машин и указанием цен, размещенную на стр. 7 журнала "За рулем-Регион" N 24 декабрь 2012;
4) "Автосалон Автомир лидер в своем регионе официальный дилер ТАГАЗ BYDООО "АвтоМир" Тюмень, ул. Червишевский тракт, д. Заwww.automir-tm.ru\avtomir.avtosalon@mail.ru тел: 249-269, 249-219. факс. 26-41-44 Полный модельный ряд ВАЗ, УАЗ. Продажа в кредит 30 минут и вы за рулем! Предоставляется банками-партнерами ООО Русфинансбанк, Сбербанк, ВТБ24, ОАО Росбанк. Автообмен Установка дополнительного оборудования", с изображением ряда машин и указанием цен, размещенную на стр. 40 журнала "Автопрайс" N 04/077 за март 2012;
5) "Автосалон Автомир лидер в своем регионе официальный дилер ТАГA3, BYD, Тюмень, ул. Червишевский тракт, д. 3а, тел.: (3452) 249-269, 249-219, факс: 26-41-44 www.automir-tm.ru \ avtomir.avtosalon@mail.ru Установка дополнительного оборудования Продажа в кредит 30 минут и вы за рулем! Предоставляется банками-партнерами: ООО Русфинансбанк, Сбербанк, ВТБ24, ОАО Росбанк. Полный модельный ряд ВАЗ, УАЗ в наличии!", с изображением ряда машин и указанием цен, размещенную на стр. 30 журнала "Автопрайс" N 22/095 за декабрь 2012 г.;
6) "Автосалон Автомир лидер в своем регионе официальный дилер Lifan, BYD, Chery, Gеely, ТАГАЗ, GreatWall ООО "АвтоМир" Тюмень, ул. Червишевский тракт, д. 3а www.automir-tm.ru\ avtomir.avtosalon@mail.ru тел.: 249-269, 249-219. факс: 26-41-44 Полный модельный ряд ВАЗ, УАЗ. Продажа в кредит 30 минут и вы за рулем! Предоставляется банками-партнерами: ООО Русфинансбанк, Сбербанк, ВТБ24, ОАО Росбанк. Автообмен Установка дополнительного оборудования", с изображением ряда машин и указанием цен, размещенную на стр. 8 журнала "За рулем-Регион" N 02.02.2013.
Антимонопольным органом на основании решения от 22.05.2013 N Р13/41-03 обществу выдано предписание от 22.05.2013 N Р13/41-04, в соответствии с которым заявителю необходимо устранить нарушения пункта 20 части 3 статьи 5, части 1 статьи 28 Закона о рекламе. В частности, прекратить распространение рекламы, которая содержит не соответствующие действительности сведения о продавце рекламируемого товара, а также рекламы финансовых услуг без указания наименования или имени лица, оказывающего эти услуги.
ООО "АвтоМир", не согласившись с указанными решением и предписанием, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о нарушении обществом законодательства о рекламе в части указания на то, что ООО "АвтоМир" является лидером в своем регионе, а также, что общество является официальным дилером автомобилей Lifan, BYD, Chiery, Geely, ТАГАЗ, GreatWall; отсутствия в рекламе указания организационно-правовой формы банков Сбербанк и ВТБ24.
Изменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные обществом требования в части, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что неуказание полного наименования организаций, предоставляющих финансовую услугу, не искажает смысла информации и не влечет введение потребителей в заблуждение.
Суд кассационной инстанции считает выводы суда апелляционной инстанции правомерными и соответствующими обстоятельствам дела.
Рекламой признается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (пункт 1 статьи 3 Закона о рекламе).
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей (пункт 4 статьи 3 Закона о рекламе).
В статье 5 Закона о рекламе установлены общие требования к рекламе. В частности, реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются. Недобросовестной признается реклама, которая, в том числе, порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента. Недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения, в том числе, о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами.
Не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.
В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В этой связи использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
Из материалов дела следует, что в рекламе общества использована сравнительная характеристика "лидер в своем регионе". При этом данная реклама не содержит критериев, по которым осуществляется сравнение (общий объем продаж автомобилей, объем продаж автомобилей определенного производителя, объем продаж автомобилей конкретной модели и т.д. и т.п.). Отсутствие таких критериев в тексте рекламы допускает возможность проведения потребителями сравнения по любому основанию (критерию), может ввести потребителей в заблуждение относительно объекта рекламирования, явиться побудителем восприятия потребителями информации "лидер в своем регионе" как преимущества перед другими продавцами, осуществляющими свою деятельность по продаже автомобилей.
В этой связи суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что в распространенной обществом рекламе были использованы несоответствующие действительности сведения о преимуществах в превосходной степени при отсутствии на то документального подтверждения.
В части применения в рекламе слов "официальный дилер" суды также правомерно исходили из недостоверности данной рекламы ввиду непредставления доказательств наличия отношений дилерства.
Российское законодательство дает определение понятия дилер только применительно к законодательству о рынке ценных бумаг.
В предпринимательской практике имеют место отношения, именуемые дилерскими, под которыми принято понимать особые отношения по купле-продаже определенного товара (физическое или юридическое лицо, которое закупает оптом продукцию компании, а продает ее в розницу или мелким оптом) на особых условиях.
Исследовав материалы дела, суды установили, что ссылка общества на договор от 11.05.2011, заключенный с ООО "Т-Авто", в соответствии с которым ООО "Т-Авто" передает в собственность ООО "АвтоМир" автомобили различных моделей и комплектаций производства ООО "Дервейс", не может служить доказательством приобретения обществом статуса дилера фирм BYD, Chery, Geely, GreatWall, ВАЗ, УАЗ, Hyndai, поскольку указанный договор является договором поставки (разновидность договора купли-продажи), он не предусматривает условие, согласно которому ООО "АвтоМир" будет являться официальным дилером (субдилером) вышеуказанных фирм.
Письмом от ООО "Лифан Моторс Рус" от 16.07.2013 подтверждается, что ООО "АвтоМир" не является дилером марки LIFAN в городе Тюмень.
ООО "ТагАЗ Интернешнл" не подтверждает отношений дилерства с иными производителями автомобилей, перечень которых имеется в спорной рекламе.
Сертификат дилера автомобилей марки LIFAN выдан не обществу, а ООО "Т-Авто".
В этой связи суды пришли к правомерному выводу о несоответствии рекламы общества требованиям законодательства о рекламе (указание в рекламе сравнительной характеристики "лидер в регионе" и отношений дилера).
Относительно нарушения ООО "АвтоМир" статьи 28 Закона о рекламе в связи с отсутствием указания на организационно-правовую форму банков Сбербанк и ВТБ24, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что отсутствие в спорной рекламе указания на организационно-правовую форму кредитных учреждений не может расцениваться как введение потребителей в заблуждение, поскольку наименования кредитных организаций отражены в общеупотребительном, понятном для обычного потребителя виде - Сбербанк, ВТБ24, а информация о том, что указанные организации предоставляют кредит на покупку автомобилей, является достоверной и понятной для потребителя.
Подателем кассационной жалобы данный вывод не обжалуется.
Суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы (часть 1 статьи 286 АПК РФ).
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения и оценки судов первой и апелляционной инстанций и отклонены ими. В полномочия суда кассационной инстанции не входит переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств.
Обжалуемый судебный акт принят на основе правильного применения норм материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 20.12.2013 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6581/2013 Арбитражного суда Тюменской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Н.А. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 29 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе" информация, содержащаяся в рекламе, должна отвечать критериям достоверности, в том числе, в целях формирования у потребителя верного, истинного представления о товаре (услуге), его качестве, потребительских свойствах. В этой связи использование в рекламе сравнительной характеристики объекта рекламирования с иными товарами, например путем употребления слов "лучший", "первый", "номер один", должно производиться с указанием конкретного критерия, по которому осуществляется сравнение и который имеет объективное подтверждение.
В силу пункта 1 части 3 статьи 5 Закона о рекламе реклама, не сопровождаемая таким подтверждением, должна считаться недостоверной, как содержащая не соответствующие действительности сведения о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, изготовленными другими производителями или реализуемыми другими продавцами.
...
Относительно нарушения ООО "АвтоМир" статьи 28 Закона о рекламе в связи с отсутствием указания на организационно-правовую форму банков Сбербанк и ВТБ24, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2014 г. N Ф04-413/14 по делу N А70-6581/2013