г. Тюмень |
|
9 апреля 2014 г. |
Дело N А81-294/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тихомирова В.В.
судей Тамашакина С.Н. Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Ноябрьского городского департамента по имуществу администрации города Ноябрьска на постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 (судьи Лотов А.Н., Золотова Л.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А81-294/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ленжилсервис" (ИНН 8905034466, ОГРН 1048900558728) к администрации города Ноябрьск, Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу администрации города Ноябрьск (629802, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 29, ИНН 8905017830, ОГРН 1028900704392) об обжаловании действий (бездействия).
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ленжилсервис" (далее - заявитель, общество) обратилось с заявлением к администрации города Ноябрьска (далее - администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными действий (бездействий) администрации, выраженных в письме от 12.12.2012 N 01-01-12/1717 по отказу в предоставлении земельного участка в аренду для строительства стоянки для разбора автомобилей, имеющего адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, панель IXA, проезд 2 и об обязании администрации предоставить обществу в аренду земельный участок (кадастровый паспорт N 8900/211/12-13406 от 25.06.2012), общей площадью 7 106 кв.м для размещения стоянки для разбора автомобилей, имеющего адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, панель IXA, проезд 2, и заключить с обществом договор аренды сроком на пять лет (с учетом уточнения заявленных требований).
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2013 по инициативе суда к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Ноябрьский городской департамент по имуществу администрации города Ноябрьск (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 решение суда отменено и принят новый судебный акт об удовлетворении требований общества.
Обращаясь с кассационной жалобой Департамент указывает, что отказ в заключении договора аренды спорного земельного участка со ссылкой на пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации законен и обоснован, поскольку трехлетний срок действия Распоряжения от 13.07.2009 N Р-634 истек. Просит отменить постановление и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В отзыве на жалобу общество выразило несогласие с ее доводами.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба, согласно части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривается в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьями 286, 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемого судебного акта по делу, кассационная инстанция не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела следует, что 13.07.2009 администрацией принято Распоряжение от N Р-634 "О предварительном согласовании места размещений стоянки для разбора автомобилей в панели IXA Юго-Восточного промузла (ООО "Ленжилсервис")" (далее - Распоряжение N Р-634), которым обществу согласовано место размещений стоянки для разбора автомобилей (Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, панель IXA, проезд 2), утверждены схема расположения земельного участка для строительства (категория земель - земли населенных пунктов) ориентировочной площадью 7 106 кв.м и акт выбора земельного участка от 05.05.2009, предписывалось обеспечить выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
Общество письмом от 14.06.2012 N 21 обратилось в Департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка общей площадью 7 106 кв.м сроком на пять лет для размещения вышеуказанной стоянки, к которому приложен кадастровый паспорт земельного участка от 25.06.2012 N 8900/211/12-13406. Данное заявление направлено 14.06.2012 до окончания срока действия Распоряжения N Р-634 и поступило в Департамент 03.07.2012.
Письмом от 31.07.2012 N 1496/105-104-2-11 Департамент отказал обществу в предоставлении земельного участка, указав на то, что в настоящее время выполняется работа по подготовке проекта планировки, проекта межевания, градостроительных планов земельных участков, инженерно-геодезических изысканий Юго-Восточного промузла города Ноябрьск; подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков; данная документация находится в стадии разработки, предоставить обществу испрашиваемый земельный участок не представляется возможным. Кроме того, на основании пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации Департамент сослался на то, что срок действия Распоряжения N Р-634 истек, в связи с чем отсутствуют основания для предоставления земельного участка обществу.
Общество 06.08.2012 повторно обратилось с заявлением о заключении договора аренды земельного участка (письмо от 01.08.2012 N 22/1), обозначив факт выполнения землеустроительных работ по межеванию земельного участка и осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка (кадастровый паспорт от 25.06.2012).
Письмом от 20.08.2012 Департамент повторно сообщил об отсутствии оснований для предоставления земельного участка ввиду истечения указанного срока.
Кроме того, 13.09.2012 общество обратилось с заявлением в администрацию, в котором просило разобраться в сложившейся ситуации и предоставить земельный участок в аренду, считая, что ему необоснованно отказывают в предоставлении земельного участка.
Администрация письмом от 12.12.2012 N 01-01-12/1717 сообщила, что поскольку срок действия решения о предварительном согласовании места размещения стоянки для разбора автомобилей истек, то основания для предоставления земельного участка у администрации отсутствуют.
Общество, посчитав, что такой отказ противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, согласившись с незаконностью отказа Департамента о предоставлении земельного участка на праве аренды как противоречащий пункту 8 статьи 31, статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации, вместе с тем отказал в удовлетворении требований по мотиву пропуска установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
Апелляционный суд, отменяя решение суда и удовлетворяя требования, исходил из того, что первоначально общество обратилось с заявлением в пределах срока действия Распоряжения N Р-634, трехлетний срок, предусмотренного пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, пропущен по причинам, не зависящим от заявителя, в связи с чем не может являться достаточным основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства.
Кассационная инстанция, отклоняя доводы жалобы и поддерживая выводы апелляционного суда, исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта урегулирован статьями 30, 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации.
Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что администрация письмом от 12.12.2012 N 01-01-12/1717 отказала обществу в предоставлении земельного участка в аренду; общество обратилось с заявлением в арбитражный суд 17.12.2012, то есть в пределах установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
На основании изложенного апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, установил, что трехлетний срок для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства на основании Распоряжения от 13.07.2009 N Р-634 истек 13.07.2012, тогда как первоначально заявление общества от 14.06.2012 N 21/1 о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта поступило в Департамент 03.07.2012.
Следовательно, срок, установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (3 года), заявителем не пропущен, законные основания для отказа в предоставлении земельного участка обществу отсутствовали.
Апелляционный суд правомерно пришел к выводу, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта установлен только для заявителя и в него не включается время, затрачиваемое на подготовку решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Учитывая, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации не содержат положений о пресекательном характере трехгодичного срока, а первоначальное заявление было подано обществом в пределах трехгодичного срока, вывод об отсутствии у администрация права на отказ в предоставлении земельного участка является правильным.
Апелляционный суд всесторонне и полно исследовал материалы дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применил нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального закона.
При таких обстоятельствах оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения кассационной жалобы нет.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2013 по делу N А81-294/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Тихомиров |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из материалов дела следует и сторонами не оспаривается, что администрация письмом от 12.12.2012 N 01-01-12/1717 отказала обществу в предоставлении земельного участка в аренду; общество обратилось с заявлением в арбитражный суд 17.12.2012, то есть в пределах установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации трехмесячного срока.
На основании изложенного апелляционный суд, оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, установил, что трехлетний срок для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства на основании Распоряжения от 13.07.2009 N Р-634 истек 13.07.2012, тогда как первоначально заявление общества от 14.06.2012 N 21/1 о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта поступило в Департамент 03.07.2012.
Следовательно, срок, установленный пунктом 8 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации (3 года), заявителем не пропущен, законные основания для отказа в предоставлении земельного участка обществу отсутствовали.
...
Учитывая, что нормы Земельного кодекса Российской Федерации не содержат положений о пресекательном характере трехгодичного срока, а первоначальное заявление было подано обществом в пределах трехгодичного срока, вывод об отсутствии у администрация права на отказ в предоставлении земельного участка является правильным."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 апреля 2014 г. N Ф04-2103/14 по делу N А81-294/2013