город Омск |
|
26 декабря 2013 г. |
Дело N А81-294/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2013 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2013 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Лотова А.Н.
судей Золотовой Л.А., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-8315/2013) общества с ограниченной ответственностью "Ленжилсервис" на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2013 по делу N А81-294/2013 (судья Сеитов Э.М.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ленжилсервис" (ОГРН 1048900558728 ИНН 8905034466) к Администрации г. Ноябрьск, Ноябрьскому городскому департаменту по имуществу Администрации г. Ноябрьск об обжаловании действий (бездействия),
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Ленжилсервис" - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Администрации г. Ноябрьск - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от Ноябрьского городского департамента по имуществу Администрации г. Ноябрьск - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ленжилсервис" (далее по тексту - заявитель, Общество, ООО "Ленжилсервис") обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к администрации г. Ноябрьска (далее по тексту - Администрация, заинтересованное лицо) о признании незаконными действия (бездействия) администрации г. Ноябрьск, выраженные в письме от 12.12.2012 N 01-01-12/1717 по отказу в предоставлении земельного участка в аренду для строительства стоянки для разбора автомобилей, имеющего адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, панель IXA, проезд 2 и об обязании администрации г. Ноябрьск предоставить ООО "Ленжилсервис" в аренду земельный участок (кадастровый паспорт N 8900/211/12-13406 от 25.06.2012), общей площадью 7106 кв.м. для размещения стоянки для разбора автомобилей, имеющего адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, панель IXA, проезд 2, и заключить с Обществом договор аренды сроком на пять лет (с учетом уточнения заявленных требований, л.д. 25).
Определением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.04.2013 по делу N А81-294/2013 по инициативе суда к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечен Ноябрьский городской департамент по имуществу администрации г. Ноябрьск (далее по тексту - Департамент).
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2013 по делу N А81-294/2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
Мотивируя решение, суд первой инстанции указал, что заявление Общества в Департамент о предоставлении земельного участка на праве аренды было подано до истечения трехгодичного срока действия распоряжения от 14.07.2009 N Р-634 о предварительном согласовании места размещения стоянки для разбора автомобилей, а потому отказ Департамента и Администрации в предоставлении земельного участка является незаконным, поскольку противоречит пункту 8 статьи 31, статье 32 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права и законные интересы заявителя. Вместе с тем, отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что первоначальный отказ Обществом получен в июле-августе 2012 года, в то время как заявление об оспаривании действий (бездействия) направлено Обществом в арбитражный суд 17.12.2012, то есть с пропуском установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) трехмесячного срока.
Не согласившись с указанным судебным актом, ООО "Ленжилсервис" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2013 по делу N А81-294/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных им требований.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель указал, что при обращении в суд им обжаловались действия (бездействия) Администрации, выразившиеся в ответе от 12.12.2012 за N 01-01-12/1717 на письмо от 01.09.2012, а не Департамента; требования были заявлены непосредственно к Администрации, которая отказалась исполнить принятое именно ей распоряжение от 13.07.2009 N Р-634. Администрация, получив 13.09.2012 письмо заявителя, ответ направила только 12.12.2012, чем нарушила Регламент администрации г.Ноябрьска, утвержденный распоряжением администрации г.Ноябрьска от 13.07.2009 N Р-648.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Администрация и Департамент отзывы на апелляционную жалобу не представили.
До начала судебного заседания от ООО "Ленжилсервис" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено.
В порядке статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, установил следующие обстоятельства.
13.07.2009 администрацией г. Ноябрьска принято распоряжение от N Р-634 "О предварительном согласовании места размещений стоянки для разбора автомобилей в панели IXA Юго-Восточного промузла (ООО "Ленжилсервис")" (л.д. 14), которым согласовано ООО "Ленжилсервис" место размещений стоянки для разбора автомобилей: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, панель IXA, проезд 2, утверждены схема расположения земельного участка для строительства (категория земель - земли населенных пунктов) ориентировочной площадью 7 106 кв.м. и акт выбора земельного участка от 05.05.2009. Обществу предписывалось обеспечить выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета земельного участка.
ООО "Ленжилсервис" письмом от 14.06.2012 исх. N 21 (л.д. 8) обратилось в Департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка общей площадью 7106 кв.м. сроком на пять лет для размещения стоянки для разбора автомобилей, расположенного по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, панель IXA, проезд 2. К заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка N 8900/211/12-13406 от 25.06.2012. Согласно штампу входящей документации указанное заявление поступило в Департамент 03.07.2012.
Письмом от 31.07.2012 исх. N 1496/105-104-2-11 (л.д.9) Департамент отказал Обществу в предоставлении земельного участка, указав на то, что в настоящее время выполняется работа по подготовке проекта планировки, проекта межевания, градостроительных планов земельных участков, инженерно-геодезических изысканий Юго-Восточного промузла г. Ноябрьск. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков. В связи с тем, что данная документация находится в стадии разработки, предоставить Обществу испрашиваемый земельный участок не представляется возможным.
Кроме того, ссылаясь на пункт 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ Департамент указал, что срок действия распоряжения администрации города от 13.07.2009 N Р-634 "О предварительном согласовании места размещения стоянки для разбора автомобилей в панели IXA Юго-Восточного промузла" истек, в связи с чем, отсутствуют основания для предоставления земельного участка ООО "Ленжилсервис".
06.08.2012 ООО "Ленжилсервис" повторно обратилось в Департамент с заявлением о заключении договора аренды земельного участка (письмо от 01.08.2012 исх. N 22/1, л.д.10), указав, что Обществом были выполнены работы по осуществлению землеустроительных работ по межеванию земельного участка и осуществлению государственного кадастрового учета земельного участка в полном объеме и в указанные сроки, о чем свидетельствует кадастровый паспорт земельного участка N 8900/211/12-13406 от 25.06.2012. Заявление о заключении договора аренды направлено в Департамент 14.06.2012 года до окончания срока действия срока распоряжения администрации г. Ноябрьск от 13.07.2009 N Р-634.
Письмом от 20.08.2012 Департамент повторно сообщил об отсутствии оснований для предоставления земельного участка ввиду истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения стоянки для разбора автомобилей.
13.09.2012 Общество обратилось с заявлением в Администрацию (л.д. 12), в котором просило разобраться в сложившейся ситуации и предоставить земельный участок в аренду, считая, что ООО "Ленжилсервис" необоснованно отказывают в предоставлении земельного участка (вся необходимая документация была предоставлена за месяц до окончания срока действия распоряжения).
Администрация письмом от 12.12.2012 N 01-01-12/1717 (л.д. 13) сообщила, что поскольку срок действия решения о предварительном согласовании места размещения стоянки для разбора автомобилей истек, то основания для предоставления земельного участка у Администрации города Ноябрьска отсутствуют.
Общество, посчитав, что Администрацией необоснованно отказано в предоставлении земельного участка, такой отказ противоречит нормам земельного законодательства и нарушает его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
26.06.2013 Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа принято решение, которое обжаловано Обществом в апелляционном порядке.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции считает, что оно подлежит отмене исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 этой же статьи АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному норматив-ному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Порядок предоставления земельных участков для строительства объектов из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регулирование застройки территории городских и сельских поселений регламентируется Земельным кодексом Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, обладающих правом распоряжения землей, в порядке, установленном этим же Кодексом.
В силу статьи 30 ЗК РФ, предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется: с предварительным согласованием мест размещения объектов; с проведением работ по их формированию без предварительного согласования мест размещения объектов.
Пунктом 5 статьи 30 ЗК РФ определен порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, согласно которому первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 указанного Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта, затем выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 названного Кодекса.
В силу статьи 31 ЗК РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
Пунктом 2 статьи 31 ЗК РФ установлено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора (пункт 5 статьи 31 ЗК РФ).
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта (пункт 6 статьи 31 ЗК РФ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что Общество за защитой нарушенных прав и законных интересов обратилось в арбитражный суд с пропуском установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячного срока, поскольку первоначальный отказ Обществом получен в июле-августе 2012 года. В последующей Общество дублировало заявления в Департамент о предоставлении земельного участка, а Департамент, со своей стороны, дублировал основания отказа в предоставлении земельного участка.
Суд апелляционной инстанции считает данные выводы суда первой инстанции незаконными на основании следующего.
В рамках настоящего дела заявителем оспаривается отказ Администрации в предоставлении земельного участка в аренду, выраженный в письме от 12.12.2012 N 01-01-12/1717. С заявлением в арбитражный суд Общество обратилось 17.12.2012, что подтверждается штампом на почтовом конверте (л.д. 18), т.е. в пределах установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ срока.
Поскольку требования были заявлены именно к Администрации и предметом оспаривания является отказ Администрации в предоставлении земельного участка, требований к Департаменту об оспаривании его решений либо действий (бездействия) его должностных лиц не предъявлялось, суд первой инстанции безосновательно сделал вывод о том, что в данном случае установленный процессуальный срок на обращение в суд следует исчислять с момента получения письма Департамента от 31.07.2012.
Заявление ООО "Ленжилсервис" от 01.09.2012 исх. 22/2 рассмотрено Администрацией по существу, указав на истечение срока действия решения о предварительном согласовании места размещения стоянки, заинтересованное лицо констатировало отсутствие у Администрации города Ноябрьска оснований для предоставления земельного участка. Из ответа Администрации не следует, что настоящий отказ обусловлен повторным обращением Общества с заявлением о предоставлении земельного участка. При этом, указание в качестве оснований отказа в предоставлении земельного участка аналогичных тем, которые ранее содержались в ответе Департамента, не свидетельствует о том, что спорное решение не носит самостоятельного характера и не может быть в случае нарушения прав и законных интересов заявителя обжаловано в арбитражном суде.
Согласно Положению о Ноябрьском городском департаменте по имуществу Администрации города Ноябрьска, утвержденном постановлением Администрации города от 19.10.2009 N П -1900 "Об утверждении Положения о Ноябрьском городском департаменте по имуществу Администрации города Ноябрьска", которое определяет правовой статус, основные задачи, функции, права, основы взаимодействия и прекращение деятельности Департамента, последний наделен правами юридического лица, имеет самостоятельную смету доходов и расходов и самостоятельный баланс, печать с воспроизведением герба Администрации города Ноябрьска и своим наименованием, бланк с наименованием НГДИ, иные печати и соответствующие штампы для служебного пользования, обладает обособленным имуществом, выступает в судах от своего имени. Следовательно, не имеется оснований отождествлять решения, принимаемые Департаментом, с решениями Администрации.
Как следует из материалов дела, распоряжение Администрации N Р-634 "О предварительном согласовании места размещения стоянки для разбора автомобилей в панели IXA Юго-Восточного промузла" вынесено 13.07.2009.
Следовательно, по смыслу пункта 8 статьи 31 ЗК РФ трехлетний срок для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства истекает 13.07.2012.
Первоначально заявление Общества от 14.06.2012 исх. N 21/1 о предоставлении земельного участка с приложением кадастрового паспорта поступило в Департамент 03.07.2012, т.е. в пределах срока действия названного ненормативного правового акта, установленного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ.
Между тем, Департамент письмом от 31.07.2012 исх. N 1496/105-104-2-11 отказал Обществу в предоставлении земельного участка, ссылаясь на истечение срока действия распоряжения от 14.07.2009 N Р-634.
В данной части суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что срок действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта установлен только для заявителя и в него не включается время, затрачиваемое уполномоченным органом на подготовку решения о предоставлении земельного участка в аренду.
Срок действия распоряжения администрации г. Ноябрьск от 14.07.2009 N Р-634 истекал 14.07.2012, поскольку обращение ООО "Ленжилсервис" с соответствующим заявлением предшествовало указанной дате, то данное заявление Общества следует считать своевременно поданным.
Администрацией при вынесении оспариваемого отказа данное обстоятельство не было учтено.
Кроме того, нормами Земельного кодекса Российской Федерации не предусмотрены последствия истечения срока действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта. Данный срок не является пресекательным, поскольку закон не содержит положений о невозможности его восстановления или продления, поэтому истечение названного срока само по себе не лишает заявителя права при наличии к тому оснований требовать совершения действий, необходимых для предоставления земельного участка.
Рассматривая соответствующий спор, суд должен учитывать соблюдение норм земельного и градостроительного законодательства, требований нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления, действующих на момент рассмотрения спора, установить наличие либо отсутствие препятствий для предоставления испрашиваемого земельного участка, причины пропуска заявителем установленного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ срока.
Как было указано ранее, первоначальное заявление было подано в пределах трехгодичного срока, а обращение с аналогичным заявлением в Администрацию явилось лишь следствием отказа Департамента в предоставлении земельного участка.
В связи с чем, Администрация в любом случае не имела права отказывать Обществу в предоставлении земельного участка.
Из вышеизложенного следует, что отказ Администрации в предоставлении земельного участка являлся незаконным, поскольку первоначально Общество обратилось с заявлением в пределах срока действия распоряжения от 13.07.2009 N Р-634; пропуск трехлетнего срок, предусмотренного пунктом 8 статьи 31 ЗК РФ, по причинам, не зависящим от заявителя, не может являться достаточным основанием для отказа в принятии решения о предоставлении земельного участка в аренду для строительства.
В связи с указанным, апелляционная жалоба заявителя подлежит удовлетворению, решения суда первой инстанции - отмене.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указания на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В качестве способа устранения допущенных нарушений прав и законных интересов заявителя апелляционный суд обязывает Администрацию предоставить ООО "Ленжилсервис" в аренду земельный участок (кадастровый паспорт N 8900/211/12-13406 от 25.06.2012), общей площадью 7106 кв.м. для размещения стоянки для разбора автомобилей, имеющего адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, панель IXA, проезд 2, и заключить с ООО "Ленжилсервис" договор аренды.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы ООО "Ленжилсервис" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде первой и апелляционной инстанции в размере 3 000 рублей в соответствии со статьей 110 АПК РФ возлагаются на Администрацию.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 4 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленжилсервис" удовлетворить, решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 26.06.2013 по делу N А81-294/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Требования, заявленные обществом с ограниченной ответственностью "Ленжилсервис", удовлетворить.
Признать незаконными действия администрации г. Ноябрьска, выраженные в письме от 12.12.2012 N 01-01-12/1717 по отказу в предоставлении земельного участка в аренду для строительства стоянки для разбора автомобилей, имеющего адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, панель IXA, проезд 2.
Обязать администрацию г. Ноябрьска предоставить обществу с ограниченной ответственностью "Ленжилсервис" в аренду земельный участок (кадастровый паспорт N 8900/211/12-13406 от 25.06.2012), общей площадью 7106 кв.м. для размещения стоянки для разбора автомобилей, имеющего адресный ориентир: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, Юго-Восточный промузел, панель IXA, проезд 2, и заключить с обществом с ограниченной ответственностью "Ленжилсервис" договор аренды.
Взыскать с администрации г. Ноябрьска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ленжилсервис" судебные расходы в размере 3 000 рублей, понесенные в связи с рассмотрением заявления в суде первой инстанции и апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
А.Н. Лотов |
Судьи |
Л.А. Золотова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-294/2013
Истец: ООО "Ленжилсервис"
Ответчик: Администрация г. Ноябрьск
Третье лицо: Ноябрьский городской департамент по имуществу Администрации города Ноябрьска