г. Тюмень |
|
10 апреля 2014 г. |
Дело N А70-6631/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Сириной В.В., Тамашакина С.Н.,
при протоколировании судебного заседания с использованием средств аудиозаписи,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тарманское-Центральное" (третьего лица) на решение от 30.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области (судья Минеев О.А.) и постановление от 23.01.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Иванова Н.Е., Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А70-6631/2013 по заявлению департамента имущественных отношений Тюменской области (625004, г. Тюмень, ул. Сакко, 30/1, ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460) к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (107078, г. Москва, Орликов переулок, 10, стр. 1, ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в лице филиала по Тюменской области (625000, г. Тюмень, ул. Киевская, 78) об учете изменений объекта недвижимости, об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок и восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке.
Другие лица, участвующие в деле: открытое акционерное общество "Тарманское-Центральное" (625029, г. Тюмень, ул. Бирюзова, 14, ОГРН 1027200882774, ИНН 7203002260), общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (625016, г. Тюмень, ул. Пермякова, 72/1, оф. 35).
В заседании приняли участие представители:
от департамента имущественных отношений Тюменской области (заявителя) - Брускова Т.А. по доверенности от 27.12.2013 N 198/08-З-Д;
от открытого акционерного общества "Тарманское-Центральное" (третьего лица) - Кошкаров В.В. по доверенности от 12.07.2013 N 3.
Суд установил:
департамент имущественных отношений Тюменской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Тюменской области (далее - кадастровая палата) о признании недействительным решения от 17.12.2012 N 72/12-112955 об учете изменений объекта недвижимости и об обязании снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 72:23:0000000:11012, восстановить в государственном кадастре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером 72:17:0000000:3997.
Требования мотивированы тем, что решение об устранении технической ошибки принято кадастровой палатой с нарушением требований Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ), границы земельного участка определены неверно, внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения не соответствуют сведениям, содержащимся в документах, на основании которых они внесены.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Тарманское-Центральное" (далее - ОАО "Тарманское-Центральное"), общество с ограниченной ответственностью "Ресурс" (далее - ООО "Ресурс").
Решением от 30.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ОАО "Тарманское-Центральное" просит отменить вынесенные судебные акты, принять новый судебный акт.
Податель жалобы не согласен с выводами судов о невозможности выполнения кадастровых работ и постановки на государственный кадастровый учет земельного участка, о несоответствии формы земельного участка изображенного на схеме, представленной ОАО "Тарманское-Центральное", поскольку они основаны не на законе, а на визуальной оценке расположения объекта.
Неправильной находит третье лицо оценку судов схемам земельного участка, представленных им и департаментом.
ОАО "Тарманское-Центральное" также считает, что в материалах дела отсутствуют доказательства наложения земельного участка правообладателя на границы государственных земель, выводы судов о расположении схемы земельного участка за пределами границ, предоставленной ООО "Ресурс", являются ошибочными.
Представленный департаментом отзыв на кассационную жалобу судом кассационной инстанции не принимается во внимание, поскольку к отзыву не приложены доказательства его направления участвующим в деле лицам (статья 279 АПК РФ).
В судебном заседании представитель ОАО "Тарманское-Центральное" поддержал позицию кассационной жалобы, а представитель департамента возражал против удовлетворения жалобы, просил оставить без изменения оспариваемые судебные акты.
Выслушав пояснения представителей заявителя и третьего лица, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке, предусмотренном статьей 286 АПК РФ, законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены.
Из материалов дела следует, что в соответствии со статьей 14 Закона Тюменской области от 05.10.2001 N 411 "О порядке распоряжения и управления государственными землями Тюменской области" и постановлением правительства Тюменской области от 29.09.2006 N 222-п департамент является органом, уполномоченным на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в муниципальном образовании городской округ город Тюмень.
Решением департамента от 29.12.2012 N 4308-з ООО "Ресурс" было предварительно согласовано место размещения объектов по обслуживанию общества и государства, а также утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории в г. Тюмени по ул. Дружбы, на ООО "Ресурс" возложена обязанность выполнить кадастровые работы в отношении указанного участка.
В ходе рассмотрения заявления ООО "Ресурс" о постановке на государственный кадастровый учет сформированного земельного участка кадастровая палата вынесла решение от 19.03.2013 N 72/13-28175 о приостановлении осуществления кадастрового учета в связи с тем, что одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ земельного участка с кадастровым номером 72:23:0000000:11012, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости.
ООО "Ресурс" письмом от 25.03.2013 N 43 сообщило департаменту о приостановлении кадастрового учета земельного участка.
Согласно государственному акту на право пользования землей от 12.12.1967 N 120, выданному исполнительным комитетом Тюменского районного Совета депутатов трудящихся, правопредшественнику ОАО "Тарманское-Центральное" - торфопредприятию "Тарманское-Центральное" на праве постоянного (бессрочного) пользования был предоставлен земельный участок площадью 90 га.
В соответствии с кадастровой выпиской от 13.01.2012 N 7200/201/12-1678 о земельном участке площадью 900 000 мI кадастровый номер 72:17:0000000:3997 данного земельного участка внесен в ГКН 12.12.1967, правообладателем является торфопредприятие "Тарманское-Центральное", при этом граница земельного участка не установлена.
Из кадастровой выписки о земельном участке от 08.02.2013 N 7200/201/13-27899 вытекает, что граница земельного участка с кадастровым номером 72:23:0000000:11012 (предыдущий номер 72:17:0000000:3997) состоит из 9 контуров, общая площадь участка составляет 25 509 _4 419 мI, правообладателем постоянного (бессрочного) пользования является торфопредприятие "Тарманское-Центральное".
На основании заявления представителя ОАО "Тарманское-Центральное" от 24.09.2012 N 72-0-1-30/3023/2012-12728 о государственном учете изменений, а также приложенного к заявлению межевого плана от 25.04.2012, изготовленного кадастровым инженером Зениным В.В. по заказу торфопредприятия "Тарманское-Центральное", кадастровая палата приняла решение от 17.12.2012 N 72/12-112955 об осуществлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 72:17:0000000:3997 в связи с изменением местоположения границ и площади земельного участка.
Ссылаясь на то, что принятие вышеуказанного решения привело к нарушению принципа сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах, так как в нарушение пункта 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ сведения, внесенные в ГКН, не соответствуют сведениям, содержащимся в государственном акте, подтверждающем право ОАО "Тарманское-Центральное" на спорный земельный участок, и границы земельного участка с кадастровым номером 72:23:0000000:11012 определены неверно, департамент оспорил решение кадастровой палаты в суде.
Удовлетворяя заявление департамента, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что изменения местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:3997, в отношении которых кадастровой палатой принято оспариваемое решение об их учете в ГКН, произведены с их существенным выходом за пределы границ земельного участка, ранее предоставленного ОАО "Тарманское-Центральное"; эти изменения не соответствуют сведениям о границах и площади участка, содержащихся в государственном акте на право пользования землей от 12.12.1967 N 120, подтверждающим право ОАО "Тарманское-Центральное" на земельный участок.
Выводы судов соответствуют установленным обстоятельствам, содержанию представленных в дело доказательств, оценка которым дана по правилам статей 65, 67, 68 и 71 АПК РФ, и нормам права, регулирующим спорные правоотношения.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 221-ФЗ предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе описание местоположения границ объекта недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок.
В силу статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Закона сведений об объекте недвижимости.
Согласно части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Закона (01.03.2008) или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Законом.
При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Как установлено судами и подтверждено материалами дела, земельный участок с кадастровым номером 72:17:0000000:3997 поставлен на учет 12.12.1967, то есть до принятия и вступления в законную силу Закона N 221-ФЗ, и его границы на местности не были установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства.
На основании пункта 2 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ необходимыми для кадастрового учета документами является, в том числе межевой план.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (часть 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Правильно истолковав упомянутые нормы, суды сделали обоснованный вывод, что конфигурация земельного участка после уточнения местоположения его границ не может существенно отличаться от конфигурации, содержащейся в документах, определявших его местоположение при образовании.
В письме Минэкономразвития России от 27.12.2011 N 29478-ИМ/Д23 указано, что под конфигурацией земельного участка понимается совокупность внутренних углов и горизонтальных положений границ земельного участка.
Статья 27 Закона N 221-ФЗ содержит основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, к которым относится отказ в осуществлении учета изменения площади земельного участка и (или) изменения описания местоположения его, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, включая межевой план от 25.04.2012, подготовленный кадастровым инженером в связи с уточнением местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:3997, государственный акт на пользование землей от 12.12.1967 N 120 с приложением - планом земель, на котором имеется чертеж земельного участка, схемы расположения земельных участков, суды пришли к выводу, что границы одноконтурного земельного участка, предоставленного торфопредприятию "Тарманское-Центральное", значительно отличаются от границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:11012, причем отдельные контуры (N 1, N 2, N 3) названного участка полностью или в значительной своей части (N 4, N 5, N 6) выходят за границу ранее учтенного земельного участка, предоставленного правопредшественнику ОАО "Тарманское-Центральное" в постоянное пользование.
Несогласие заявителя с оценкой судами доказательств по делу, в том числе схем расположения границ земельных участков не принимается во внимание суда кассационной инстанции, так как сводится к их переоценке, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статья 286 АПК РФ).
Более того, ОАО "Тарманское-Центральное" документально не опровергло данный вывод судов, в тоже время возражало против проведения землеустроительной экспертизы для точного установления соответствия границ земельного участка с кадастровым номером 72:17:0000000:11012 с границами участка согласно правоустанавливающему документу.
Учитывая изложенное, суды на законных основаниях удовлетворили заявление департамента.
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций дана оценка всем доводам, приведенным третьим лицом по рассматриваемым вопросам, в том числе указанным в кассационной жалобе, в которой, по существу, податель жалобы повторяет все то, на что ссылался ранее, и это отражено в принятых судебных актах.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права не допущено, то суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 30.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 23.01.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-6631/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании (часть 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
...
Статья 27 Закона N 221-ФЗ содержит основания для отказа в осуществлении кадастрового учета, к которым относится отказ в осуществлении учета изменения площади земельного участка и (или) изменения описания местоположения его, если такое изменение не обусловлено образованием земельного участка или уточнением его границ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2014 г. N Ф04-2921/14 по делу N А70-6631/2013