г. Тюмень |
|
29 апреля 2014 г. |
Дело N А67-2188/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 апреля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 апреля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Иванова В.А.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола помощником судьи Доркиной А.В., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области на решение от 17.09.2013 Арбитражного суда Томской области (судья Гапон А.Н.) и постановление от 28.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Колупаева Л.А., Хайкина С.Н.) по делу N А67-2188/2013 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (634021, город Томск, улица Шевченко, 17, 1, ИНН 7019034542, ОГРН 1027000907801) к открытому акционерному обществу "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (636780, Томская область, город Стрежевой, улица Буровиков, 23, ИНН 7022000310, ОГРН 1027001618918) о взыскании задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2012 года в размере 183 123 901, 97 руб.
Другие лица, участвующие в деле: Сибирское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Томской области (до отложения судья Маргулис В.Г., после отложения судья Шукшин В.И.) в заседании участвовали представители: от ОАО "Томскнефть" ВНК - Сирмайс И.А. по доверенности от 01.08.2011 N 334/11; от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области - Шрамов Д.М. по доверенности от 18.06.2013, Веркеев З.Н. по доверенности от 16.12.2013.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Томской области (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с открытого акционерного общества "Томскнефть" Восточной Нефтяной Компании (далее - ОАО "Томскнефть" ВНК, общество) задолженности по плате за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2012 года в размере 183 123 901, 97 руб.
Решением от 17.09.2013 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 28.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Так ставки платы за загрязнение на примере диоксида азота составляют 260 руб. за тонну, исходя из пределов установленных лимитов. Однако общество в целях понижения величины платы применило норматив платы за выбросы загрязняющих веществ в пределах допустимых нормативов, соответственно, 52 руб. за тонну.
По мнению управления, при исчислении платы обществом необоснованно применялись нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных нормативов выбросов. Податель жалобы считает, что в отношении объема, превышающего 5 процентов подлежал применению норматив платы в пределах установленных лимитов выбросов.
Управление указало также на то, что у судов и самого управления при одинаковых исходных данных для расчета оказался иной конечный результат и занижение величины платы за загрязнение в 5 раз.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что в связи с не установлением обществу лимитов, недопустимо применение ставки платы "за выбросы загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов" управление считает ошибочным, поскольку он противоречит пункту 5 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок N 632), где четко указано, что исходной величиной ставки платы за сверхлимитное загрязнение будет величина соответствующих "ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов" на величину превышения фактической массы выбросов загрязняющих вещество над установленными лимитами.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Томскнефть" ВНК просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, как соответствующие действующему законодательству, поскольку довод о не применении обществом 5-ти кратного повышающего коэффициента, установленного пунктом 5 Порядка определения платы, являлся предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получил надлежащую оценку в принятых судебных актах.
Определением от 08.04.2014 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа рассмотрение кассационной жалобы по делу было отложено в порядке статьи 158 АПК РФ на 22.04.2014.
Суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, поддержавших доводы, изложенные в кассационной жалобе и в отзыве на нее, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм материального и процессуального права, пришел к выводу об удовлетворении кассационной жалобы.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и из материалов дела следует, что по результатам проверки представленных ОАО "Томскнефть" ВНК расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2 кварталы 2012 года управлением произведено доначисление платы с применением норматива платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных лимитов выбросов в общей сумме 183 123 901, 97 руб. в Александровском, Каргасокском и Парабельском районах Томской области.
Требованием от 28.11.2012 N 6555/05 обществу предложено в течение месяца с момента его получения перечислить задолженность на соответствующий счет управления федерального казначейства по Томской области.
Невыполнение требования в добровольном порядке явилось основанием для обращения управления с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных управлением требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из правильности представленного обществом расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и доказанности полной оплаты им сумм.
Отменяя обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно статьям 1, 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" негативное воздействие на окружающую среду, (то есть, воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды), является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются указанным Законом, иными федеральными законами.
Порядок N 632 распространяет свое действие на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает, в том числе, взимание платы за выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников (пункт 1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, в том числе централизованные системы водоотведения, размещение отходов производства и потребления" (далее - постановление N 344) установлены два вида нормативов платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ: в пределах установленных допустимых нормативов выбросов; в пределах установленных лимитов выбросов.
Нормативы платы за выброс 1 тонны загрязняющих веществ в пределах установленных допустимых нормативов выбросов составляют меньшую сумму, чем в пределах установленных лимитов выбросов. Например, норматив диоксида азота за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в пределах установленных допустимых нормативов выбросов составляет 52 руб., а в пределах установленных лимитов выбросов - 260 руб.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 7 "О мерах по стимулированию сокращения загрязнения атмосферного воздуха продуктами сжигания попутного нефтяного газа на факельных установках" (далее - постановление N 7) установлены дополнительные меры экономической ответственности за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа на факельных установках, путем приравнивания расчета платы за определенную часть выбросов к расчету за сверхлимитное загрязнение атмосферного воздуха и только для определенных объемов его сжигания.
Пункт 2 постановления N 7 в части сжигания более 5 % объема добытого попутного нефтяного газа, которое признается сверхлимитным загрязнением атмосферы, для расчета сверхлимитного загрязнения атмосферного воздуха содержит отсылочную норму к пункту 5 Порядка N 632.
В соответствии с пунктом 5 Порядка N 632 плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды определяется путем умножения соответствующих ставок платы за загрязнение в пределах установленных лимитов на величину превышения фактической массы выбросов, сбросов загрязняющих веществ, объемов размещения отходов уровней вредного воздействия над установленными лимитами, суммирования полученных произведений по видам загрязнения и умножения этих сумм на пятикратный повышающий коэффициент.
Порядком заполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" предусмотрено, что в столбце 19 указывается сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная за сверхлимитный выброс данного загрязняющего вещества. Значение показателя по столбцу 19 определяется как произведение столбцов 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16. В столбце 11 указывается норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов в соответствии с приложением 1 к постановлению N 344.
В силу части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 4 статьи 170 АПК РФ в мотивировочной части решения должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.
Между тем, в нарушение указанных норм права суды первой и апелляционной инстанций не указали, по какой причине ими не принимается расчет, представленный управлением; не проанализировали, в чем различия между расчетом, представленным обществом и расчетом, представленным управлением.
Доводы управления относительно того, что весь объем сжигаемого попутного газа, превышающий 5 процентов, является сверхлимитным в связи с чем плата должна исчисляться с применением нормативов в пределах установленных лимитов, не нашли отражение в судебных актах.
Таким образом, при рассмотрении дела суды не исследовали имеющие существенное значение обстоятельства, связанные с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применения во взаимосвязи положений постановления N 7 и пункта 5 Порядка N 632.
При таких обстоятельствах решение от 17.09.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 28.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-2188/2013 подлежат отмене согласно части 1 статьи 288 АПК РФ.
Поскольку суд кассационной инстанции в силу части 2 статьи 287 АПК РФ не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, дело подлежит направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует проверить правильность расчета суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленного обществом с учетом применения во взаимосвязи положений постановления N 7 и пункта 5 Порядка N 632.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 17.09.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 28.11.2013 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-2188/2013 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Томской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.А. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Порядком заполнения расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204 "Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду" предусмотрено, что в столбце 19 указывается сумма платы за негативное воздействие на окружающую среду, исчисленная за сверхлимитный выброс данного загрязняющего вещества. Значение показателя по столбцу 19 определяется как произведение столбцов 9, 11, 12, 13, 14, 15, 16. В столбце 11 указывается норматив платы за выброс 1 тонны загрязняющего вещества в пределах установленных лимитов выбросов в соответствии с приложением 1 к постановлению N 344.
...
Доводы управления относительно того, что весь объем сжигаемого попутного газа, превышающий 5 процентов, является сверхлимитным в связи с чем плата должна исчисляться с применением нормативов в пределах установленных лимитов, не нашли отражение в судебных актах.
Таким образом, при рассмотрении дела суды не исследовали имеющие существенное значение обстоятельства, связанные с расчетом платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом применения во взаимосвязи положений постановления N 7 и пункта 5 Порядка N 632.
...
При новом рассмотрении суду следует проверить правильность расчета суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, представленного обществом с учетом применения во взаимосвязи положений постановления N 7 и пункта 5 Порядка N 632."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29 апреля 2014 г. N Ф04-210/14 по делу N А67-2188/2013