г. Тюмень |
|
4 июня 2014 г. |
Дело N А45-15099/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Григорьева Д.В. Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Квитко Д.С.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области на решение от 22.11.2013 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Попова И.В.) и постановление от 13.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А., Скачкова О.А.) по делу N А45-15099/2013 по заявлению Мэрии города Новосибирска (630099, город Новосибирск, Красный проспект, 34, ИНН 5406285846, ОГРН 1045402490100) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (630000, Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, 3, ИНН 5405116098, ОГРН 1035401913568) о признании незаконным решения.
Другое лицо, участвующее в деле, - общество с ограниченной ответственностью "Северянка-2000".
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Нефедченко И.В.) в заседании участвовал представитель Мэрии города Новосибирска - Ананьев С.В. по доверенности от 04.04.2014.
Суд установил:
Мэрия города Новосибирска (далее - мэрия) обратилась в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - антимонопольный орган) от 31.07.2013.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Северянка-2000" (далее - общество).
Решением от 22.11.2013 Арбитражного суда Новосибирской области заявленное мэрией требование удовлетворено.
Постановлением от 13.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Антимонопольный орган обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение от 22.11.2013 и постановление от 13.02.2014 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного мэрией требования.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами неправильно применены нормы материального права; выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Податель жалобы считает, что заключение мэрией договоров аренды земельных участков без проведения торгов привело к ограничению конкуренции при предоставлении в аренду земельных участков.
В отзывах на кассационную жалобу, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены принятых судебных актов, мэрия и общество просят отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя мэрии, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, на основании постановления мэрии от 09.09.2010 N 1677 "О предоставлении ООО "Северянка-2000" в аренду земельного участка для размещения и эксплуатации автомобильной стоянки по улице Кирова, (113) в Октябрьском районе" и в соответствии с решением Совета депутатов города Новосибирска от 20.05.2009 N 1226 "О порядке размещения временных объектов на территории города Новосибирска" между мэрией и обществом был заключен договор от 22.09.2010 N 101524а аренды земельного участка с кадастровым номером 54:35:073260:74 площадью 1 362 кв.м по адресу: город Новосибирск, улица Кирова, (113).
По условиям этого договора земельный участок площадью 1362 кв.м передан обществу для размещения и эксплуатации автомобильной стоянки.
Постановлением мэрии от 08.11.2011 N 10380 обществу предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 54:35:073260:74 площадью 1 362 кв.м для размещения и эксплуатации торгового павильона и автомобильной стоянки по адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, улица Кирова, (113) в Октябрьском районе, включающий части земельного участка: площадью 782 кв.м, необходимую для размещения торгового павильона, и площадью 580 кв.м, необходимую для размещения автомобильной стоянки.
На основании этого постановления 15.12.2011 мэрией и обществом заключены два договора аренды.
По договору аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта N 109177а обществу передана часть земельного участка площадью 782 кв.м для размещения и эксплуатации торгового павильона по улице Кирова, (113), а по договору аренды земельного участка для размещения временного объекта N 109219а обществу передана часть земельного участка площадью 580 кв.м для размещения и эксплуатации автомобильной стоянки по улице Кирова, (113).
По истечении срока действия договора аренды от 15.12.2011 N 109219а общество обратилось в мэрию с заявлением о пролонгации договора аренды земельного участка.
На основании этого заявления между мэрией и обществом заключен договор аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством на территории города Новосибирска от 18.02.2013 N 114077а.
По заявлению Руденко Тараса Максимовича антимонопольным органом проведена проверка действий мэрии на наличие признаков нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении обществу земельного участка.
Проанализировав постановления мэрии от 09.09.20110 N 1677, от 08.11.2011 N 10380, условия вышеуказанных договоров аренды земельных участков, антимонопольный орган 28.06.2013 возбудил дело N 36 по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 31.07.2013, которым, в частности, мэрия признана нарушившей часть 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, что выразилось в заключении с обществом договора аренды земельного участка для размещения нестационарного объекта от 15.12.2011 N 109177а и договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством на территории города Новосибирска, от 18.02.2013 N 114077а.
Мэрия, не согласившись с данным решением антимонопольного органа, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действия мэрии по заключению с обществом договоров аренды не привели к нарушению законодательства о защите конкуренции.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Выводы судов являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
Статья 15 Закона о защите конкуренции устанавливает запрет на акты и действия (бездействие) в том числе органов местного самоуправления, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев, прямо названных в данной статье.
Вместе с тем указанный в части 1 названной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В силу статьи 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что на территории города Новосибирска действует Порядок размещения нестационарных объектов на территории города Новосибирска, утвержденный решением Совета депутатов города Новосибирска от 22.06.2011 N 403.
Названным Порядком предусмотрено, что по истечении срока действия договора аренды собственник (владелец) нестационарного объекта в течение 3 дней обязан его демонтировать и освободить земельный участок, за исключением случаев, когда арендатор обратился с письменным заявлением о заключении договора аренды на новый срок при отсутствии мотивированных возражений со стороны арендодателя (пункт 2.6).
В срок, предусмотренный договором аренды, арендатор, имеющий преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, представляет в департамент заявление о заключении договора аренды на новый срок (пункт 2.7).
Порядок предоставления земельных участков для размещения открытых площадок для стоянки транспортных средств на территории города Новосибирска регулируется решением Совета депутатов города Новосибирска от 21.12.2011 N 495 "О порядке предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Новосибирска".
Пунктом 2 этого решения предусмотрено, что договоры аренды земельных участков для целей, не связанных со строительством, заключенные до вступления в силу названного решения, заключаются на новый срок в порядке, предусмотренным пунктом 3.4 Порядка предоставления земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории города Новосибирска, которым определено, что в срок, предусмотренный договором аренды земельного участка, арендатор, имеющий преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок, представляет в департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска заявление о заключении договора аренды земельного участка на новый срок.
В результате системного толкования указанных норм права суды правомерно сочли, что при заключении спорных договоров аренды между мэрией и обществом проведение торгов не требовалось.
То обстоятельство, что первоначально земельный участок площадью 1 362 кв.м передавался обществу в аренду целиком, а впоследствии частями был передан обществу по двум договорам аренды, суды обоснованно не признали в качестве нарушения требований законодательства о защите конкуренции, поскольку такое разделение носит условный характер (кадастровый номер на весь земельный участок единый) и не привело к изменению вида разрешенного использования земельного участка.
Исходя из положений статьи 22 Земельного кодекса апелляционный суд правильно отметил, что у общества сохранилось право на перезаключение договора аренды на весь земельный участок площадью 1 362 кв.м.
Кроме того, руководствуясь положениями статьи 34 Земельного кодекса, суды верно указали, что предоставление органом местного самоуправления в аренду земельного участка возможно и без проведения торгов.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали недействительным оспариваемое решение антимонопольного органа.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по которым он не согласен с оспариваемыми судебными актами, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка установленных нижестоящими судами фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Таким образом, обжалуемые судебные акты приняты с правильным применением норм материального права и с соблюдением норм процессуального права, оснований для их отмены в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.11.2013 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 13.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-15099/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров за исключением случаев, прямо названных в данной статье.
Вместе с тем указанный в части 1 названной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс).
В силу статьи 34 Земельного кодекса органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении.
...
Исходя из положений статьи 22 Земельного кодекса апелляционный суд правильно отметил, что у общества сохранилось право на перезаключение договора аренды на весь земельный участок площадью 1 362 кв.м.
Кроме того, руководствуясь положениями статьи 34 Земельного кодекса, суды верно указали, что предоставление органом местного самоуправления в аренду земельного участка возможно и без проведения торгов."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 июня 2014 г. N Ф04-3906/14 по делу N А45-15099/2013