г. Тюмень |
|
30 мая 2014 г. |
Дело N А67-3149/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 мая 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Тихомирова В.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "КМК Групп" на решение от 05.12.2013 Арбитражного суда Томской области (судья Кузнецов А.С.) и постановление от 10.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Скачкова О.А., Музыкантова М.Х., Полосин А.Л.) по делу N А67-3149/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "КМК Групп" (636000, Томская область, г. Северск, ул. Свердлова, д. 3-35, ОГРН 1127024001037, ИНН 7024036136) к Управлению имущественных отношений администрации ЗАТО Северск (636000, Томская область, г. Северск, пр. Коммунистический, д. 51) о признании протокола N 1/5 от 06.03.2013 заседания единой комиссии Управления имущественных отношений администрации ЗАТО Северск по подведению итогов открытого аукциона по ЛОТУ N 5 на право заключения договора аренды сроком на 10 лет на нежилое помещение площадью 212,3 кв. м недействительным; о признании протокола N 1/5/2 от 04.04.2013 заседания единой комиссии Управления имущественных отношений администрации ЗАТО Северск по вопросу уклонения от заключения договора аренды участника открытого аукциона, сделавшего предпоследнее предложение по ставке арендной платы по лоту N 5 на право заключения договора аренды нежилого помещения площадью 212,3 кв. м, расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Калинина, 38, сроком на 10 (десять) лет недействительным; об обязании ответчика заключить договор аренды нежилого помещения площадью 212,3 кв. м, расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Калинина, 38, сроком на 10 (десять) лет на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона; о признании недействительным открытого аукциона на право заключения договора аренды нежилого помещения площадью 212,3 кв. м, расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Калинина, 38, сроком на 10 (десять) лет.
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "КМК Групп" (далее - ООО "КМК Групп", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с исковым заявлением к Управлению имущественных отношений администрации ЗАТО Северск (далее - управление, ответчик) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании протокола N 1/5 от 06.03.2013 заседания единой комиссии Управления имущественных отношений администрации ЗАТО Северск по подведению итогов открытого аукциона по ЛОТУ N 5 на право заключения договора аренды сроком на 10 лет на нежилое помещение площадью 212,3 кв. м, расположенное на первом этаже жилого дома по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Калинина, д. 38 недействительным; о признании протокола N 1/5/2 от 04.04.2013 заседания единой комиссии управления имущественных отношений администрации ЗАТО Северск по вопросу уклонения от заключения договора аренды участника открытого аукциона, сделавшего предпоследнее предложение по ставке арендной платы по лоту N 5 на право заключения договора аренды нежилого помещения площадью 212,3 кв. м, расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Калинина, д. 38, сроком на 10 (десять) лет недействительным; об обязании ответчика заключить договор аренды нежилого помещения площадью 212,3 кв. м, расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Калинина, д. 38, сроком на 10 (десять) лет на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона; о признании недействительным открытого аукциона на право заключения договора аренды нежилого помещения площадью 212,3 кв. м, расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Калинина, д. 38, сроком на 10 (десять) лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области (далее также - антимонопольный орган).
Решением от 05.12.2013 Арбитражного суда Томской области, оставленным без изменения постановлением от 10.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "КМК Групп" обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, ответчик не использовал право, предусмотренное действующим законодательством, для исключения допуска к участию в аукционе заявителя, не соответствующего лотовой документации, что привело к нарушению прав заявителя в виде непредоставления права заключить договор на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в аукционе и документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении аукциона.
ООО "КМК Групп" считает, что лотовой документацией было установлено ограничение участия в аукционе отдельных категорий физических и юридических лиц: участниками аукциона могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие требованиям Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ), и, декларируя свои заявки, заявители соглашались с установленными условиями открытого аукциона. Однако общество с ограниченной ответственностью "Розница К-1" (далее - ООО "Розница К-1") предоставило свою заявку, заведомо зная, что оно не соответствует требованиям лотовой документации.
Кроме того, по мнению заявителя, решение от 05.12.2013 Арбитражного суда Томской области было вынесено с нарушением норм процессуального права, так как резолютивная часть решения суда первой инстанции была объявлена 26.11.2013, а полный текст решения был изготовлен 05.12.2013. Арбитражный апелляционный суд признал, что суд первой инстанции вынес решение с процессуальным нарушением, при этом не исправил допущенные нарушения норм процессуального права.
В отзывах на кассационную жалобу ответчик, Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области просят оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 274, 284, 286, АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением на официальном сайте (http://torgi.gov.ru//) на основании извещения N 300113/0068607/01 проведен открытый аукцион на право заключения договора аренды нежилого помещения площадь 212,3 кв. м, расположенного на первом этаже жилого дома по адресу: Томская область, ЗАТО Северск, г. Северск, ул. Калинина, 38, сроком на 10 (десять) лет (далее - нежилое помещение).
ООО "КМК Групп" 21.02.2013 подана заявка на участие в данных торгах.
Согласно протоколу N 1 от 04.03.2013 заявителями выступили ООО "Розница К-1" и ООО "КМК Групп"
Размеры ставки арендной платы указаны в протоколе N 1/5 от 06.03.2013 и составили: ООО "Розница К-1" - 10 220 руб.; ООО "КМК Групп" - 10 128 руб.
Победителем аукциона согласно протоколу N 1/5 от 06.03.2013 признано ООО "Розница К-1", предложившее максимальную ставку арендной платы, которое в дальнейшем отказалось от заключения договора аренды.
Не согласившись с решениями аукционной комиссии, ООО "КМК Групп" обратилось в антимонопольный орган с жалобой от 01.04.2013 N 1702, в которой указало на нарушение своих прав тем, что ООО "Розница К-1" не является субъектом малого и среднего предпринимательства, в связи с чем не могло быть допущено к участию в аукционе.
На заседаниях комиссии антимонопольным органом 04.04.2013 принято решение N АР/1652, в соответствии которым жалоба ООО "КМК Групп" признана необоснованной.
Не оспаривая принятое антимонопольным органом решение, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Отказывая в удовлетворении требований общества, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку в форме заявки не установлены обязательные требования по указанию критериев определения субъектов малого и среднего предпринимательства, правовые основания для отклонения заявки ООО "Розница К-1" отсутствовали.
Апелляционный суд с указанными мотивами и выводами согласился, отклонив довод заявителя о нарушении срока изготовления решения суда первой инстанции, поскольку данное нарушение не является безусловным основанием для отмены и не привело к принятию неправильного решения. Кроме этого, право на обжалование судебного акта не нарушено и реализовано заявителем в суде апелляционной инстанции.
Судебная коллегия, отклоняя доводы кассационной жалобы и поддерживая выводы судов, исходит из установленных судами обстоятельств и следующих норм права.
Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Федерального закона N 135-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в части 1 указанной статьи, устанавливается федеральным антимонопольным органом.
Часть 5 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ устанавливает, что порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, устанавливаются федеральным антимонопольным органом.
Приказом Федеральной антимонопольной службы России от 10.02.2010 N 67 "О порядке проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, и перечне видов имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса" утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила N 67).
Пунктом 18 Правил N 67 определено, что участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам.
Согласно пункту 19 Правил N 67 кроме указанных в пункте 18 требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.
В соответствии с пунктом 20 Правил N 67 организатор конкурса или аукциона, конкурсная или аукционная комиссия вправе запрашивать информацию и документы в целях проверки соответствия участника конкурса или аукциона требованиям, указанным в пункте 18 настоящих Правил, у органов власти в соответствии с их компетенцией и иных лиц, за исключением лиц, подавших заявку на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
При этом организатор конкурса или аукциона, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников конкурсов или аукционов обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.
В силу пункта 130 Правил N 67 аукционная комиссия рассматривает заявки на участие в аукционе на предмет соответствия требованиям, установленным документацией об аукционе, и соответствия заявителей требованиям, установленным пунктом 18 Правил N 67.
Согласно подпункту 5 пункта 24 Правил N 67 заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае подачи заявки на участие в аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным части 3, 5 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ, в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ.
Пункт 114 Правил N 67 определяет, что документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать требования к участникам аукциона, установленные пунктом 18 Правил N 67 (подпункт 6). Требования к субъектному составу торгов должны быть указаны в извещении о проведении торгов (документации о торгах) (подпункт 9 пункта 105 Правил N 67).
В случае подачи заявки на участие в таких торгах лицом, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, организатор торгов имеет законные основания отказать такому лицу в допуске к участию в торгах (подпункт 5 пункта 24 Правил N 67).
Судами установлено, что в части 1 лотовой документации были установлены ограничения участия в аукционе отдельных категорий физических и юридических лиц: участниками могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие требованиям Федерального закона N 209-ФЗ. Однако лотовая документация не содержала порядка установления факта соответствия участника аукциона требованиям указанного закона, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что аукционная комиссия при допуске участников к аукциону устанавливала лишь соответствие заявки требованиям пункта 18 правил N 67.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что у организатора аукциона отсутствовала информация о том, что заявка на участие в торгах подана лицом, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства, лотовой документаций не установлены обязательные требования и критерии для определения участников аукциона как субъектов малого и среднего предпринимательства, а отказ в допуске к участию в аукционе по основаниям, не установленным лотовой документацией, не допускается, суды первой и апелляционной инстанций правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Доводу заявителя жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права дана надлежащая оценка судом апелляционной инстанции.
Иные изложенные в кассационной жалобе доводы не опровергают правильность выводов судов, по существу направлены на переоценку доказательств и установленных обстоятельств по делу, в связи с чем подлежат отклонению.
Судами не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для отмены или изменения судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 05.12.2013 Арбитражного суда Томской области и постановление от 10.02.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А67-3149/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
В.В. Тихомиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 5 пункта 24 Правил N 67 заявитель не допускается аукционной комиссией к участию в аукционе в случае подачи заявки на участие в аукционе заявителем, не являющимся субъектом малого и среднего предпринимательства или организацией, образующей инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, либо не соответствующим требованиям, установленным части 3, 5 статьи 14 Федерального закона N 209-ФЗ, в случае проведения конкурса или аукциона, участниками которого могут являться только субъекты малого и среднего предпринимательства или организации, образующие инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, в соответствии с Федеральным законом N 209-ФЗ.
...
Судами установлено, что в части 1 лотовой документации были установлены ограничения участия в аукционе отдельных категорий физических и юридических лиц: участниками могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, соответствующие требованиям Федерального закона N 209-ФЗ. Однако лотовая документация не содержала порядка установления факта соответствия участника аукциона требованиям указанного закона, в связи с чем суды пришли к правильному выводу о том, что аукционная комиссия при допуске участников к аукциону устанавливала лишь соответствие заявки требованиям пункта 18 правил N 67."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 мая 2014 г. N Ф04-4490/14 по делу N А67-3149/2013
Хронология рассмотрения дела:
30.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-4490/14
10.02.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-11663/13
05.12.2013 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-3149/13
02.12.2013 Решение Арбитражного суда Томской области N А67-3149/13