г. Тюмень |
|
11 июня 2014 г. |
Дело N А46-11155/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Мухаровой С.В. рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области на решение от 13.11.2013 Арбитражного суда Омской области (судья Голобородько Н.А.) и постановление от 06.02.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Иванова Н.Е., Кливер Е.П.) по делу N А46-11155/2013 по заявлению садоводческого некоммерческого товарищества "Строитель-5" (644049, Омская область, город Омск, поселок городского типа Волжский, ИНН 5506051030, ОГРН 1035511004495) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (644043, город Омск, улица Интернациональная, 41, ИНН 5503084944, ОГРН 1045504034840), Территориальному отделу надзорной деятельности Октябрьского административного округа города Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области об оспаривании постановления и предписания.
С использованием систем видеоконференц-связи и при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) в заседании участвовал представитель Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям последствий стихийных бедствий по Омской области - Счастливый И.Б. по доверенности от 30.12.2013 N 379.
Суд установил:
Садоводческое некоммерческое товарищество "Строитель-5" (далее - СНТ "Строитель-5", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Главному Управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - Управление МЧС) и Территориальному отделу надзорной деятельности Октябрьского административного округа города Омска Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - Отдел надзорной деятельности, надзорный орган) о признании недействительным предписания от 25.07.2013 N 376/1/1-9 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, а также о признании незаконным и отмене постановления от 25.07.2013 N 427/428 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 13.11.2013 Арбитражного суда Омской области заявленные СНТ "Строитель-5" требования удовлетворены частично, признаны недействительными пункты 2, 4, 5 оспариваемого предписания, в удовлетворении остальной части требований заявителя отказано.
Постановлением от 06.02.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление МЧС, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение.
В отзыве на кассационную жалобу СНТ "Строитель-5", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Распоряжением председателя первого судебного состава Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2014 дело N А46-11155/2013 на основании пункта 2 части 3 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации передано судье Ильину В.И. в связи с отпуском судьи Отческой Т.И.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной Отделом надзорной деятельности плановой выездной проверкой СНТ "Строитель-5" установлено, что для обеспечения пожаротушения на территории общего пользования названного объекта не предусмотрен противопожарный водоем или резервуар вместимостью не менее 60 куб.м; допускается уменьшение ширины проезжей части улицы менее 7,0 м, проездов менее 3,5 м из-за растительности и кроны деревьев; на проездах отсутствуют разъездные площадки длиной не менее 15 м и шириной не менее 7 м; не предусмотрено наружное освещение на улице и проездах; отсутствует площадка для установки контейнеров, огражденная с трех сторон глухим ограждением высотой не менее 1,5 м с твердым покрытием; отсутствует прицепная мотопомпа; здания правления и охраны не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре; к работе на объекте допускаются лица без прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Для устранения указанных нарушений надзорным органом выдано предписание от 25.07.2013 N 378/1/1-9, а также составлены протоколы об административных правонарушениях от 11.07.2013, на основании которых вынесено постановление от 25.07.2013 N 427/428 о привлечении СНТ "Строитель-5" к административной ответственности, предусмотренной частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Полагая, что предписание и постановление не соответствуют действующему законодательству, нарушают права и законные интересы СНТ "Строитель-5" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, заявитель обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что согласно пункту 2 оспариваемого предписания на СНТ "Строитель-5" возложена обязанность устранить нарушения пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 4 статьи 4, статей 63, 90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22.07.2208 N 123), пункта 5.7, СП 53.13330.2011, пункта 5.7 СНиПа 30-02-97*, устранив уменьшение ширины проезжей части улицы менее 7,0 м, проездов менее 3,5 м из-за растительности и кроны деревьев.
Пунктом 4 оспариваемого предписания на СНТ "Строитель-5" возложена обязанность устранить нарушения пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 8.16 СНиПа 30-02-97*, выразившиеся в отсутствии наружного освещения на улице и проездах.
Из содержания пункта 5 оспариваемого предписания следует, что на СНТ "Строитель-5" возложена обязанность устранить нарушения пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 5.11 СНиПа 30-02-97*, пункта 5.11 СП 53.13330.2011, выразившиеся в отсутствии площадки для установки контейнеров.
В соответствии со статьёй 63 Федерального закона N 123-ФЗ к первичным мерам пожарной безопасности относится обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Статьей 90 названного Федерального закона предусмотрено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами. В пункте 5.7 СП 53.13330.2011 определены размеры ширины улиц и проездов в красных линиях.
Принимая судебные акты о признании недействительными пунктов 2, 4, 5 оспариваемого заявителем предписания суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что указанное в акте проверки, протоколе осмотра, а также в протоколе об административном правонарушении от 11.07.2013 уменьшение ширины проезжей части из-за растительности и кроны деревьев недостаточно для достоверного вывода об отсутствии беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара; пункт 8.16 СНиПа 30-02-97*, на который ссылается надзорный орган, не содержит требования о наличии наружного освещения на улице и проездах; административным органом не доказано каким образом нарушение требования в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в отсутствии площадки для установки контейнеров, влияет на пожарную безопасность проверенного объекта.
Принимая во внимание, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не противоречат упомянутым нормам материального права, а также имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 13.11.2013 Арбитражного суда Омской области и постановление от 06.02.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-11155/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из содержания пункта 5 оспариваемого предписания следует, что на СНТ "Строитель-5" возложена обязанность устранить нарушения пункта 1 части 2 статьи 1, части 1 статьи 6, части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ, пункта 5.11 СНиПа 30-02-97*, пункта 5.11 СП 53.13330.2011, выразившиеся в отсутствии площадки для установки контейнеров.
В соответствии со статьёй 63 Федерального закона N 123-ФЗ к первичным мерам пожарной безопасности относится обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара. Статьей 90 названного Федерального закона предусмотрено, что для зданий и сооружений должно быть обеспечено устройство пожарных проездов и подъездных путей к зданиям и сооружениям для пожарной техники, специальных или совмещенных с функциональными проездами и подъездами. В пункте 5.7 СП 53.13330.2011 определены размеры ширины улиц и проездов в красных линиях."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 июня 2014 г. N Ф04-3998/14 по делу N А46-11155/2013