г. Тюмень |
|
22 мая 2014 г. |
Дело N А27-13494/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 мая 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 мая 2014 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 1 июня 2015 г. N 304-АД14-218 настоящее постановление отменено
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Мусаевой А.Г., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области на решение от 07.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Смычкова Ж.Г.) и постановление от 23.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И., Журавлева В.А., Марченко Н.В.) по делу N А27-13494/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, город Москва, улица Н. Басманная, 2, ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (650000, город Кемерово, улица Ноградская, 5, ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419) об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Кемеровской области (судья Вульферт С.В.) в заседании участвовали представители:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Рубен П.В. по доверенности от 26.03.2012,
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области - Анкудинова А.А. по доверенности от 17.02.2014, Ананьева Г.Н. по доверенности от 17.04.2014.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.09.2013 о наложении штрафа по делу об административном правонарушении N 112/03-АДМ-2013.
Решением от 07.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 23.01.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено в части назначения штрафа в размере, превышающем 100 000 рублей, в удовлетворении остальной части требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного обществом требования полностью.
Антимонопольный орган считает, что размер административного штрафа правомерно исчислен исходя из выручки, полученной ОАО "РЖД" от оказания услуг по передаче электрической энергии за 2011 год, на территории Кемеровской области.
В отзыве на кассационную жалобу общество, соглашаясь с выводами судов, просит вынесенные по делу судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствовавших в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением от 07.09.2012 ОАО "РЖД" признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в связи с необоснованным уклонением от заключения договоров на технологическое подсоединение энергопринимающих устройств открытого акционерного общества "МРСК Сибири" (далее - ОАО "МРСК Сибири").
Выявленный факт нарушения антимонопольного законодательства послужил основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении, по результатам рассмотрения которого управлением вынесено постановление от 05.09.2013 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 1 017 864, 10 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Признавая незаконным и отменяя оспариваемое постановление в части назначения административного наказания в сумме штрафа, превышающего 100 000 руб., суды первой и апелляционной инстанций исходили из неправильного исчисления антимонопольным органом штрафа, без установления географических границ рынка, на котором допущено правонарушение. В связи с отсутствием сведений о выручке общества на товарном рынке, в пределах которого было совершено административное правонарушение, суды пришли к выводу о возможности применения минимального размера административного наказания.
Между тем судами не учтено следующее.
Частью 2 статьи 14.31 КоАП РФ установлена административная ответственность за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если результатом таких действий является или может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 КоАП РФ, либо совершение субъектом естественной монополии действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации.
Санкция части 2 статьи 14.31 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц в размере, кратном сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги) на рынке которого совершено административное правонарушение, но не менее ста тысяч рублей.
Наличие в действиях ОАО "РЖД" состава вменяемого правонарушения, отсутствие нарушений антимонопольным органом процессуальных требований КоАП РФ в ходе производства по делу N 112/03-АДМ-2013 установлено судами, подтверждено материалами дела и обществом по существу не оспаривается.
В целях проверки расчета штрафных санкций суд должен установить данные, которые были взяты за основу антимонопольным органом при определении выручки, в том числе географические границы рынка, на котором допущено правонарушение.
По смыслу статьи 14.31 КоАП РФ во взаимосвязи с положениями пункта 4 статьи 4, части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции под рынком, на котором совершено административное правонарушение, следует понимать рынок, на котором лицо занимает доминирующие положение.
Следовательно, географические границы рынка, на котором совершено правонарушение, должны совпадать с географическими границами рынка, на котором субъект занимает доминирующее положение, и не должны превышать их.
Согласно материалам дела, решением антимонопольного органа от 07.09.2012 N 77/А-10-2012 ОАО "РЖД" признано хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на товарном рынке услуг по передаче электрической энергии в пределах географических границ Кемеровской области, определенных территорией, охватываемой принадлежащими ему электрическими сетями.
Указанное решение обществом в судебном порядке не обжаловалось.
Выявленное управлением нарушение антимонопольного законодательства совершено ОАО "РЖД" на территории Кемеровской области при оказании услуг по технологическому присоединению энергопринимающих устройств ОАО "МРСК Сибири" к ПС 110 кВ Киселевская (г. Киселевск), ПС 110 кВ Уткинская и ПС 110 кВ Карагайлинская (Прокопьевский район), ПС 110 кВ "Мариинский плитный комбинат" (г. Мариинск).
Вывод арбитражных судов о том, что услуги по технологическому присоединению являются нераздельной частью рынка передачи электрической энергии и не составляют самостоятельного товарного рынка, соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 08.12.2009 N 6057/09.
Как следует из материалов дела и установлено обеими судебными инстанциями, размер назначенного административного штрафа рассчитан антимонопольным органом исходя из представленных ОАО "РЖД" сведений о выручке, полученной им в 2011 году от деятельности по передаче электрической энергии, включая технологическое присоединение, на территории всей Кемеровской области.
Географические границы товарного рынка, на котором ОАО "РЖД" совершило вменяемое административное правонарушение, и исходная база для исчисления административного штрафа определены управлением с учетом обстоятельств рассматриваемого дела, в том числе наличия и расположения технологической инфраструктуры (сетей) общества.
Вывод судов о том, что географическими границами рынка должны признаваться территория г. Киселевска, г. Мариинска и Прокопьевского района Кемеровской области основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае рынком, на котором допущено административное правонарушение, антимонопольным органом правомерно признан рынок услуг по передаче электрической энергии, на котором ОАО "РЖД" занимает доминирующее положение (Кемеровская область), и не превышает его.
Кроме того, управлением обоснованно приняты во внимание пояснения ОАО "РЖД", представленные в ходе производства по делу N 112/03-АДМ-2013, согласно которым определить сумму выручки по реализации услуг по передаче электроэнергии в границах г. Киселевска, г. Мариинска, Прокопьевского района Кемеровской области не представляется возможным, поскольку по условиям заключенного им с ОАО "МРСК Сибири" договора от 22.11.2007 N 2026 оплата переданной потребителям, технологически присоединенным к сетям ОАО "РЖД", электрической энергии и возникающих в процессе ее передачи технологических потерь производится в целом по договору, без распределения по каким-либо территориальным границам; к объектам электросетевого хозяйства общества присоединены сети других сетевых компаний, электроснабжение которых также не ограничивается конкретными административными территориями; а также утверждение Региональной энергетической комиссией тарифов на услуги общества по передаче электрической энергии на территории всей Кемеровской области.
Таким образом, размер штрафной санкции исчислен антимонопольным органом в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 3.5, в том числе с учетом обстоятельств, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 4.1, пунктах 2-4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, основания для удовлетворения заявленного обществом требования у судов отсутствовали.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене на основании части 1 статьи 288 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает возможным в силу пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, поскольку исследования обстоятельств по делу не требуется, судом были неправильно применены нормы права.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 07.11.2013 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 23.01.2012 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-13494/2013 отменить.
Принять новый судебный акт. В удовлетворении требований открытого акционерного общества "Российские железные дороги" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Г.А. Шабанова |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вывод судов о том, что географическими границами рынка должны признаваться территория г. Киселевска, г. Мариинска и Прокопьевского района Кемеровской области основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
В данном случае рынком, на котором допущено административное правонарушение, антимонопольным органом правомерно признан рынок услуг по передаче электрической энергии, на котором ОАО "РЖД" занимает доминирующее положение (Кемеровская область), и не превышает его.
Кроме того, управлением обоснованно приняты во внимание пояснения ОАО "РЖД", представленные в ходе производства по делу N 112/03-АДМ-2013, согласно которым определить сумму выручки по реализации услуг по передаче электроэнергии в границах г. Киселевска, г. Мариинска, Прокопьевского района Кемеровской области не представляется возможным, поскольку по условиям заключенного им с ОАО "МРСК Сибири" договора от 22.11.2007 N 2026 оплата переданной потребителям, технологически присоединенным к сетям ОАО "РЖД", электрической энергии и возникающих в процессе ее передачи технологических потерь производится в целом по договору, без распределения по каким-либо территориальным границам; к объектам электросетевого хозяйства общества присоединены сети других сетевых компаний, электроснабжение которых также не ограничивается конкретными административными территориями; а также утверждение Региональной энергетической комиссией тарифов на услуги общества по передаче электрической энергии на территории всей Кемеровской области.
Таким образом, размер штрафной санкции исчислен антимонопольным органом в соответствии с требованиями пункта 3 части 1 статьи 3.5, в том числе с учетом обстоятельств, перечисленных в частях 2 и 3 статьи 4.1, пунктах 2-4 примечания к статье 14.31 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2014 г. N Ф04-3497/14 по делу N А27-13494/2013
Хронология рассмотрения дела:
28.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10064/14
23.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10064/14
22.05.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-3497/14
23.01.2014 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-10836/13
07.11.2013 Решение Арбитражного суда Кемеровской области N А27-13494/13