г. Тюмень |
|
30 сентября 2014 г. |
Дело N А03-23208/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 30 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Буровой А.А.,
судей Кокшарова А.А.,
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю на постановление от 19.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Бородулина И.И. Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А03-23208/2013 по заявлению конкурсного управляющего муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго" Дягилева А.И. (658091, Алтайский край, г. Новоалтайск, ул. Лесная, 83-1) к руководителю отделения N 32 по Романовскому району Алтайского края Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю (656043, г. Барнаул, пр. Красноармейский, 9; ОГРН 1022201761592, ИНН 2225026971) о признании незаконным бездействия по неисполнению пункта 3 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и обязании исполнить требования данного пункта.
Другое лицо, участвующее в деле: Администрация Романовского района Алтайского края (658640, Алтайский край, Романовский р-он, с. Романово, ул. Советская, 54; ОГРН 1022202073740, ИНН 2268000865).
В судебном заседании 16.09.2014 участвовал представитель Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Овчинникова С.Л. по доверенности от 29.05.2013 N 17-15-24/4.
Суд установил:
конкурсный управляющий муниципального унитарного предприятия "Теплоэнерго" Дягилев Александр Илларионович (далее - МУП "Теплоэнерго", заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением о признании незаконным бездействия руководителя отделения N 32 по Романовскому району Алтайского края Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Воробьева Константина Николаевича по неисполнению пунктов 3 и 7 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и обязании их исполнить (с учетом уточнения требования в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ).
Решением от 09.04.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Дружинина Н.М.) в удовлетворении заявленного требования отказано.
Дополнительным решением от 23.04.2014 Арбитражного суда Алтайского края с МУП "Теплоэнерго" в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 2 000 рублей.
Постановлением от 19.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, требование заявителя удовлетворено: признано незаконным бездействие руководителя отделения N 32 по Романовскому району Алтайского края Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю Воробьева Константина Николаевича по исполнению пунктов 3 и 7 статьи 242.5 БК РФ. Суд апелляционной инстанции обязал Управление Федерального казначейства по Алтайскому краю (далее - Управление) приостановить операции по расходованию средств на всех счетах Администрации Романовского района Алтайского края (далее - Администрация), за исключением операций по исполнению исполнительного документа - исполнительного листа АС N 006448888, до момента исполнения требований исполнительного документа исполнительного листа АС N 006448888.
Управление, не согласившись с принятым судом апелляционной инстанции актом, обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить постановление, оставить в силе решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению Управления, Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации, как и другие комитеты, является самостоятельным юридическим лицом, поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации не является структурным подразделением. При наличии предъявленных в Управление на исполнение иных исполнительных листов к Администрации суд апелляционной инстанции поставил в более выгодное положение МУП "Теплоэнерго" по отношению к другим взыскателям, указав в резолютивной части постановления о приостановлении операций по расходованию средств на всех счетах Администрации, за исключением операций по исполнению исполнительного листа АС N 006448888.
МУП "Теплоэнерго" в отзыве на кассационную жалобу считает доводы Управления несостоятельными, а постановление апелляционного суда - законным и обоснованным, в связи с чем просит оставить его без изменения.
В судебном заседании на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 14 часов 20 минут 23.09.2014.
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено названным Кодексом.
Как установлено судом и следует из материалов дела, во исполнение определения от 11.06.2013 Арбитражного суда Алтайского края по делу N А03-17359/2011 выдан исполнительный лист серии АС N 006448888 о взыскании с Администрации за счет казны муниципального образования "Романовский район" в пользу МУП "Теплоэнерго" в порядке субсидиарной ответственности 2 967 250 рублей 62 копейки, который поступил 08.11.2013 на исполнение в Управление, зарегистрирован в Журнале учета и регистрации исполнительных документов под N 9606.
Уведомлением от 12.11.2013 N УПЛ-13-486 руководитель отделения N 32 по Романовскому району Алтайского края Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю известил Администрацию о поступлении указанного исполнительного документа и принятии его к исполнению.
В связи с неисполнением Администрацией названного исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в Управление, последнее в лице руководителя отделения N 32 по Алтайскому краю Воробьева К.Н. направило в адрес должника письмо от 10.02.2014 N УНЛ-13-487, рекомендовав отозвать исполнительный лист серии АС N 006448888 и предъявить иск по неисполненному исполнительному документу к главному распорядителю средств соответствующего бюджета, в ведении которого находится должник - Администрация.
МУП "Теплоэнерго", полагая, что бездействие руководителя отделения, выразившееся в неприостановлении осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, является незаконным и нарушает права и законные интересы предприятия в сфере экономической деятельности, обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, исходил из документальной неподтвержденности наличия у Администрации структурных подразделений, отсутствия со стороны руководителя отделения бездействия в исполнении исполнительного документа в отношении указанного должника.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя требование заявителя, исходил из наличия у Администрации структурного подразделения - Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике, неисполнения исполнительного документа должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений, неприостановление Управлением осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений.
Проверив законность судебных актов в порядке статей 284, 286 АПК РФ, изучив доводы жалобы, отзыва на нее, кассационная инстанция приходит к следующим выводам.
В силу пункта 3 статьи 239, пункта 1 статьи 242.1 БК РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с главой 24.1 БК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 242.5 БК РФ орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, не позднее пяти рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.
Как установлено судами, уведомлением от 12.11.2013 N УПЛ-13-486 Администрация была уведомлена о поступлении исполнительного документа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, информацию об источнике образования задолженности и о кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы местного бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.
Для исполнения исполнительного документа за счет средств местного бюджета должник одновременно с информацией, указанной в абзаце первом названного пункта, представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации.
При нарушении должником требований, установленных пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Приказом Федерального казначейства от 10.10.2008 N 8н во исполнение статьи 166.1 БК РФ утвержден Порядок кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по исполнению соответствующих актов.
В соответствии с Соглашением от 01.11.2011, заключенным между Администрацией и Управлением, на едином счете местного бюджета муниципального образования Романовский район открыты лицевые счета всех участников бюджетного процесса, в том числе Администрации Романовского района.
Поскольку Администрация не представила в отделение казначейства платежное поручение на перечисление средств в размере полного или частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств местного бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, руководитель отделения Воробьев К.Н. в соответствии с пунктом 3 статьи 242.5 БК РФ приостановил осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах Администрации.
В силу пункта 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 названной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Как следует из заявления МУП "Теплоэнерго" предметом требования заявителя в рассматриваемом деле выступало бездействие руководителя отделения N 32 по Романовскому району Алтайского края Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, выразившееся в неисполнении пунктов 3 и 7 статьи 242.5 БК РФ, а именно, в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах структурных подразделений Администрации, следовательно, в рамках настоящего дела подлежат установлению и проверке обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием у Администрации муниципального образования структурных подразделений.
В нарушение статей 133 и 135 АПК РФ суды не определили в полной мере круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора.
Суд первой инстанции, делая вывод об отсутствии у Администрации структурных подразделений, а суд апелляционной инстанции - вывод о наличии структурных подразделений, в нарушение статей 168, 170 АПК РФ не указали доказательства, на которых основаны данные выводы об обстоятельствах дела.
Судами при рассмотрении дела не установлено, какие органы входят в структуру Администрации. В материалах дела отсутствуют: Устав, решение районного Совета депутатов об утверждении структуры Администрации, Положение об органах, входящих в структуру Администрации, Положение о Комитете по финансам, налоговой и кредитной политике, действовавшее в период оспариваемого бездействия, а также на момент принятия обжалуемого судебного акта.
Указывая в качестве способа устранения допущенных нарушений прав заявителя - обязание Управления приостановить операции по расходованию средств на всех счетах Администрации, за исключением операций по исполнению исполнительного документа - исполнительного листа АС N 006448888, апелляционный суд не исследовал обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, о наличии в Управлении иных исполнительных документов, подлежащих исполнению. При наличии иных исполнительных документов указанное приостановление операций по расходованию средств нарушает интересы других взыскателей.
Поскольку судами не выполнена в полной мере обязанность по определению круга обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, выводы не основаны на материалах дела, судебные акты (решение от 09.04.2014, дополнительное решение от 23.04.2014, постановление от 19.06.2014) подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции на основании пункта 3 части 1 статьи 287 АПК РФ.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции необходимо предложить лицам, участвующим в деле, представить вышеперечисленные документы, полно и всесторонне исследовать и оценить представленные сторонами доказательства с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности каждого в отдельности и взаимной связи их в совокупности; результаты оценки отразить в судебном акте в соответствии со статьей 170 АПК РФ.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 09.04.2014, дополнительное решение от 23.04.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 19.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-23208/2013 отменить. Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Алтайского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.А. Бурова |
Судьи |
А.А. Кокшаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 7 статьи 242.5 БК РФ при неисполнении должником в течение трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 названной статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытые в данном органе, осуществляющем открытие и ведение лицевых счетов муниципальных казенных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
Как следует из заявления МУП "Теплоэнерго" предметом требования заявителя в рассматриваемом деле выступало бездействие руководителя отделения N 32 по Романовскому району Алтайского края Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, выразившееся в неисполнении пунктов 3 и 7 статьи 242.5 БК РФ, а именно, в неприостановлении операций по расходованию средств на лицевых счетах структурных подразделений Администрации, следовательно, в рамках настоящего дела подлежат установлению и проверке обстоятельства, связанные с наличием или отсутствием у Администрации муниципального образования структурных подразделений.
В нарушение статей 133 и 135 АПК РФ суды не определили в полной мере круг обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30 сентября 2014 г. N Ф04-8941/14 по делу N А03-23208/2013