город Тюмень |
|
3 октября 2014 г. |
Дело N А03-18105/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объёме 03 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой О.В.,
судей Лошкомоевой В.А.,
Мелихова Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Спиридоновым В.В. рассмотрел в открытом судебном заседании с использовании средств видеоконференц-связи кассационную жалобу администрации Тальменского района Алтайского края на решение от 20.03.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Городов А.В.) и постановление от 17.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Нагишева О.Б., Киреева О.Ю., Захарчук Е.И.) по делу N А03-18105/2013 по иску администрации Тальменского района Алтайского края (658030, Алтайский край, рабочий посёлок Тальменка, улица Куйбышева, 94, ИНН 2277002668, ОГРН 1022202733321) к муниципальному унитарному предприятию "Тальменские энергоресурсы" муниципального образования "Тальменский район" (658032, Алтайский край, рабочий посёлок Тальменка, улица Октябрьская, 2, ИНН 2277009896, ОГРН 1052200839283), Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (656049, Алтайский край, город Барнаул, улица Чкалова, 64, ИНН 2221017172, ОГРН 1022200918376) о признании права собственности на недвижимое имущество, по встречному иску муниципального унитарного предприятия "Тальменские энергоресурсы" муниципального образования "Тальменский район" к администрации Тальменского района Алтайского края о признании права хозяйственного ведения на недвижимое имущество, по заявлению муниципального унитарного предприятия "Тальменские энергоресурсы" муниципального образования "Тальменский район" в лице конкурсного управляющего Ващенко Евгения Михайловича к администрации Тальменского района Алтайского края о признании недействительным постановления администрации Тальменского района от 08.10.2013 N 1355 "О внесении изменений в постановление администрации Тальменского района от 10.07.2009 N 895 "О передаче недвижимого имущества муниципального унитарного предприятия "Тальменские энергоресурсы".
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное унитарное предприятие "Ростехинвентаризация Федеральное Бюро технической инвентаризации".
Суд установил:
администрация Тальменского района Алтайского края (далее по тексту - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию "Тальменские энергоресурсы" муниципального образования "Тальменский район" (далее по тексту - МУП "Тальменские энергоресурсы", ответчик), Главному управлению имущественных отношений Алтайского края (далее по тексту - Управление) о признании права собственности на недвижимое имущество.
МУП "Тальменские энергоресурсы" заявило встречный иск к Администрации о признании права хозяйственного ведения на недвижимое имущество.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 20.03.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 17.06.2014, исковые требования Администрации удовлетворены частично, за муниципальным образованием "Тальменский район" Алтайского края признано право собственности на сооружения (движимое имущество): ограждение территории железобетонное (90 плит); территория дорожного ремонтного строительного управления цементно-бетонная; площадки для стоянки автомобилей, расположенные по адресу: Алтайский край, Тальменский район, переулок Дорожный, 7. Удовлетворены встречные исковые требования МУП "Тальменские энергоресурсы", признано право хозяйственного ведения на сооружения (движимое имущество): ограждение территории железобетонное (90 плит); территория дорожного ремонтного строительного управления цементно-бетонная; площадки для стоянки автомобилей, расположенные по адресу:
Алтайский край, Тальменский район, переулок Дорожный, 7. Признано недействительным постановление администрации Тальменского района от 08.10.2013 N 1355 "О внесении изменений в постановление администрации Тальменского района от 10.07.2009 N 895 "О передаче недвижимого имущества МУП "Тальменские энергоресурсы" в отношении сооружений (движимое имущество): ограждение территории железобетонное (90 плит); территория дорожного ремонтного строительного управления цементно-бетонная; площадки для стоянки автомобилей, расположенные по адресу: Алтайский край, Тальменский район, переулок Дорожный, 7.
Требования Администрации об исключении из конкурсной массы МУП "Тальменские энергоресурсы" спорного имущества оставлены без рассмотрения.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить принятые судебные акты в части:
- отказа в признании права муниципальной собственности муниципального образования "Тальменский район" на объекты - здание ремонтно-механической мастерской, токарную кирпичную, гараж N 2, бытовую комнату кирпичную, склад кирпичный, гараж кирпичный для К-700, ремонтную мастерскую с конторой;
- признания права хозяйственного ведения МУП "Тальменские энергоресурсы" на объекты - ограждение территории цементно-бетонное (90 плит); территорию дорожного ремонтного строительного управления цементно-бетонную; площадки для стоянки автомобилей.
- признания недействительным постановления администрации Тальменского района N 1355 от 08.10.2013 "О внесении изменений в постановление администрации Тальменского района от 10.07.2009 N 895 "О передаче недвижимого имущества МУП "Тальменские энергоресурсы" в отношении сооружений (движимое имущество): ограждение территории цементно-бетонное (90 плит); территория дорожного ремонтного строительного управления цементно-бетонная; площадки для стоянки автомобилей.
Кассатор просит в указанной части принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Администрации и отказе в удовлетворении встречных требований МУП "Тальменские энергоресурсы".
В остальной части просит оставить принятые судебные акты без изменения.
Администрация не согласна с выводами судов о том, что истец злоупотребляет правом, предъявляя настоящее требование. Указывает на то, что спорные объекты незаконно включены в конкурсную массу МУП "Тальменские энергоресурсы" и имеется угроза их отчуждения и утрата для собственника, что является обоснованной целью для обращения в суд за защитой своих прав. Кроме того Администрация полагает, что суд первой инстанции не мотивировал со ссылкой на законодательство вывод о том, что требования Администрации района об исключении спорного имущества из конкурсной массы подлежат рассмотрению в деле о банкротстве.
Управление в отзыве на кассационную жалобу считает не подлежащими удовлетворению требования Администрации, заявленные к Управлению, в остальной части решение вопроса об удовлетворении требований Администрации к МУП "Тальменские энергоресурсы" оставило на усмотрение суда.
В заседание суда кассационной инстанции лица, участвующие в деле, не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 286 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, если иное не предусмотрено АПК РФ.
Таким образом, суд кассационной инстанции рассматривает кассационную жалобу Администрации только в пределах приведённых в ней доводов и проверяет законность принятых судебных актов в части отказа в удовлетворении исковых требований Администрации и удовлетворения встречных исковых требований МУП "Тальменские энергоресурсы".
Рассмотрев кассационную жалобу, изучив материалы дела, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов по настоящему делу, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены. При этом исходит из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в соответствии с распоряжением администрации Алтайского края от 26.11.2004 N 893-р по договору безвозмездной передачи имущества от 20.12.2004 N 21 из государственной собственности Алтайского края в муниципальную собственность Тальменского района Алтайского края по акту приёма-передачи передано имущество в том числе: здание ремонтно-механической мастерской с кирпичной котельной; кузница кирпичная; токарная кирпичная; гараж N 2; бытовая комната кирпичная; склад кирпичный; гараж кирпичный для К-700 (инв. N 01000249); гараж кирпичный для К-700 (инв. N 01000251); ремонтная мастерская с конторой; склад шлаколитой; ограждение территории железобетонное (90 плит); территория дорожного ремонтного строительного управления цементно-бетонная; площадка для стоянки автомобилей.
Решением Тальменского районного Совета народных депутатов от 28.12.2004 N 88 указанное имущество принято в муниципальную собственность Тальменского района.
Муниципальное образование "Тальменский район" Алтайского края является учредителем МУП "Тальменские энергоресурсы".
Постановлением администрации Тальменского района Алтайского края от 10.07.2009 N 895 объекты по акту приёма-передачи были переданы в хозяйственное ведение МУП "Тальменские энергоресурсы".
Данное постановление отменено постановлением администрации Тальменского района от 08.10.2013 N 1355 в части передачи объектов, имущество закреплено за казной муниципального образования "Тальменский район" Алтайского края.
Решением Арбитражного суда Алтайского края от 19.07.2012 по делу N А03-20130/2011 МУП "Тальменские энергоресурсы" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утверждён Ващенко Евгений Михайлович.
Вышеуказанные объекты были включены конкурсным управляющим в конкурсную массу МУП "Тальменские энергоресурсы".
Поскольку переход права собственности и право хозяйственного ведения в установленном порядке зарегистрированы не были, Администрация обратилась в арбитражный суд за признанием права собственности на спорные объекты и исключением их из конкурсной массы, а МУП "Тальменские энергоресурсы" заявило встречные требования о признании права хозяйственного ведения на спорные объекты и признании недействительным ненормативного правового акта Администрации - постановления от 08.10.2013 N 1355 "О внесении изменений в постановление администрации Тальменского района Алтайского края от 10.07.2009 N 895 "О передаче недвижимого имущества МУП "Тальменские энергоресурсы".
Удовлетворяя встречные исковые требования МУП "Тальменские энергоресурсы", суд первой инстанции руководствовался статьями 130, 131, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) и пришёл к выводу о невозможности отнесения к объектам недвижимости ограждения территории железобетонного (90 плит); территории дорожного ремонтного строительного управления цементно-бетонной; площадок для стоянки автомобилей. Соответственно, у Администрации отсутствовала обязанность по регистрации права собственности на указанные объекты, и отсутствовало право на изъятие у МУП "Тальменские энергоресурсы" из хозяйственного ведения этого имущества.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Администрации, суд первой инстанции руководствовался пунктом 1 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которому решения о передаче имущества из собственности субъектов Российской Федерации в муниципальную собственность и из муниципальной собственности в собственность субъектов Российской Федерации принимаются уполномоченными исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества. Указанными в настоящей части решениями утверждаются перечни передаваемых государственных или муниципальных унитарных предприятий, государственных или муниципальных учреждений, право собственности на которые переходит к другому собственнику государственного или муниципального имущества в соответствии со статьёй 300 ГК РФ.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 299 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления возникают на основании акта собственника о закреплении имущества за унитарным предприятием или учреждением, а также в результате приобретения унитарным предприятием или учреждением имущества по договору или иному основанию.
В силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 ГК РФ право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Из положения, утверждённого постановлением администрации Алтайского края от 03.08.2012 N 404 следует, что Управление является органом исполнительной власти Алтайского края, осуществляющим функции по управлению и распоряжению государственным имуществом Алтайского края, в том числе в области земельных отношений.
Спорное имущество было передано в собственность муниципального образования "Тальменский район" по договорам безвозмездной передачи имущества от 20.12.2004 N 20, N 21 на основании распоряжения администрации Алтайского края от 26.11.2004 N 893-р.
Согласно статье 35 Устава (Основного закона) Алтайского края администрация Алтайского края управляет и распоряжается объектами права собственности Алтайского края, в том числе отчуждает, передаёт во временное или постоянное возмездное либо безвозмездное пользование, а также совершает иные сделки в пределах и порядке, установленных федеральными законами и законами Алтайского края.
В соответствии со статьёй 5 Закона Алтайского края от 08.10.1997 N 53-3C "О порядке отчуждения объектов права собственности Алтайского края в собственность муниципальных образований и приобретения имущества муниципальных образований в собственность Алтайского края" решения о передаче объектов права собственности края в собственность муниципальных образований принимаются краевым Советом народных депутатов либо главой администрации края в пределах компетенции; определённой указанным Законом.
Согласно статье 12 данного Закона отдельное недвижимое имущество, принадлежащее государственным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, передаётся в собственность муниципальных образований государственным унитарным предприятием с согласия главы администрации края либо краевого Совета народных депутатов.
Отдельное движимое имущество, принадлежащее государственным унитарным предприятиям на праве хозяйственного ведения, передаётся в собственность муниципальных образований государственными унитарными предприятиями самостоятельно.
Право собственности на имущество, передаваемое в порядке, предусмотренном данным Законом, возникает с даты, устанавливаемой решениями о передаче объектов.
Администрация самостоятельно в указанном порядке зарегистрировала право собственности в отношении четырёх объектов недвижимости с получением правоустанавливающих документов.
В этой связи суды пришли к выводу об отсутствии предмета спора по четырём объектам.
Кроме того, как следует из материалов дела, Администрация приняла на себя обязательства по оплате затрат на изготовление технических паспортов и государственной регистрации перехода права на спорные объекты, что фактически сделано не было и явилось основанием для обращения в суд.
Суды, оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства и приняв во внимание, что в установленном законом порядке Администрацией и МУП "Тальменские энергоресурсы" права на объекты недвижимости зарегистрированы не были, правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Правомерным является и вывод судов о том, что требования Администрации об исключении из конкурсной массы спорного имущества подлежат рассмотрению в деле о банкротстве, а потому заявленные в исковом порядке они подлежат оставлению судом без рассмотрения.
Согласно статьям 131 и 132 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее по тексту - Закон о банкротстве) всё имущество должника (за исключением имущества, изъятого из оборота), имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, включается в конкурсную массу.
В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в ходе конкурсного производства подлежат предъявлению только в деле о банкротстве также возникшие до возбуждения этого дела требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг), которые рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве.
Таким образом, с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все имущественные к нему требования, кроме названных в пункте 1 статьи 126 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в деле о банкротстве.
Следовательно, требование Администрации об исключении имущества из конкурсной массы МУП "Тальменские энергоресурсы", относящееся к имущественным требованиям, подлежит предъявлению в деле о банкротстве МУП "Тальменские энергоресурсы".
В этой связи суд правомерно оставил указанное требование Администрации без рассмотрения.
Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами первой и апелляционной инстанций установлены правильно, доказательства исследованы и оценены в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ. Нарушений судами норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 288 АПК РФ основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 АПК РФ, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.03.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 05.06.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-18105/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тальменского района Алтайского края - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Кадникова |
Судьи |
В.А. Лошкомоева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с абзацем седьмым пункта 1 статьи 126 Закона о банкротстве с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 Закона о банкротстве, и требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В пункте 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" разъяснено, что в ходе конкурсного производства подлежат предъявлению только в деле о банкротстве также возникшие до возбуждения этого дела требования кредиторов по неденежным обязательствам имущественного характера (о передаче имущества в собственность, выполнении работ и оказании услуг), которые рассматриваются по правилам статьи 100 Закона о банкротстве.
Таким образом, с даты принятия судом решения о признании должника банкротом все имущественные к нему требования, кроме названных в пункте 1 статьи 126 Закона о банкротстве, могут быть предъявлены только в деле о банкротстве."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 октября 2014 г. N Ф04-9435/14 по делу N А03-18105/2013