г. Тюмень |
|
10 октября 2014 г. |
Дело N А67-7260/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Тамашакина С.Н.
судей Бушмелевой Л.В.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области на решение Арбитражного суда Томской области от 08.04.2014 (судья Токарев Е.А.) и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 (судьи Кайгородова М.Ю, Сухотина В.М., Ярцев Д.Г.) по делу N А67-7260/2013 по иску Департамента лесного хозяйства Томской области (634570, Томская область, р-н Томский, с. Богашево, ул. Советская, д. 6, ИНН 7017317947, ОГРН 1127017029347) к муниципальному образованию "Томский район" в лице администрации Томского района (634570, Томская область, р-н Томский, с. Богашево, ул. Советская, д. 6, ИНН 7014044522, ОГРН 1067014000019), муниципальному казенному предприятию Томского района "Томресурсы" (634518, Томская область, р-н Томский, с. Рыбалово, ул. Пионерская, д. 1 корп. 1, ИНН 7014050068, ОГРН 1087014001084) о признании отсутствующими прав на земельный участок и обязании уполномоченного органа снять земельный участок с государственного кадастрового учета.
Другие лица, участвующие в деле: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала учреждения по Томской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области, Корниловский сельский лесхоз - филиал областного государственного учреждения "Томские леса".
Суд установил:
Департамент лесного хозяйства Томской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Томской области с иском к муниципальному образованию "Томский район" в лице администрации Томского района (далее - муниципальное образование "Томский район", администрация), муниципальному казенному предприятию Томского района "Томресурсы" (далее - МКП "Томресурсы") о признании отсутствующим права постоянного (бессрочного) пользования МКП "Томресурсы" на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1125, площадью 3 560 975 кв. м, с местоположением: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. N 5; о признании отсутствующим права собственности администрации на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1125, площадью 3 560 975 кв. м, с местоположением: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. N 5; об обязании федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" снять с государственного кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1125, площадью 3 560 975 кв. м, с местоположением: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. N 5.
Исковые требования мотивированы со ссылкой на статьи 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Томской области (далее - ТУ ФАУГИ, территориальное управление), федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала учреждения по Томской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее - Управление Росреестра по Томской области), Корниловский сельский лесхоз - филиал областного государственного учреждения "Томские леса" (далее - лесхоз).
Решением Арбитражного суда Томской области от 08.04.2014, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014, в удовлетворении иска отказано.
Территориальное управление обратилось в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит принятые судебные акты отменить и вынести новое решение о признании отсутствующим права муниципальной собственности Томского района и права постоянного (бессрочного) пользования МКП "Томресурсы" на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1125.
Территориальное управление считает, принятые судебные акты необоснованными и незаконными.
По его мнению, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Территориальное управление указывает на неправильное истолкование судами закона.
Заявитель полагает, что вывод суда о том, что надлежащим истцом по делу является Росимущество, нарушает принцип равенства и соразмерности гражданских прав и обязанностей, поскольку, по сути, устанавливает, что департамент вправе владеть, пользоваться и распоряжаться лесами, а обязанность по защите указанных прав возлагается на Росимущество.
По мнению территориального управления, при вынесении судебных актов судом первой и апелляционной инстанций были неправильно истолкованы полномочия истца, предусмотренные действующим законодательством, основание и цель предъявление иска в суд.
Заявитель считает, что выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
Рассмотрев доводы кассационной жалобы, материалы дела, проверив в соответствии со статьями 274, 284, 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Из материалов дела видно, что постановлением Губернатора Томской области от 18.10.2012 N 128 утверждено Положение о Департаменте лесного хозяйства Томской области, в соответствии с подпунктом 8 пункта 9 которого департамент на территории Томской области осуществляет отдельные полномочия Российской Федерации, переданные Томской области и осуществляемые за счет субвенций из федерального бюджета, в области лесных отношений, в том числе: а) разрабатывает лесные планы Томской области, лесохозяйственные регламенты, а также проводит государственную экспертизу проектов освоения лесов; б) предоставляет в пределах земель лесного фонда лесные участки в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключает договоры купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы; в) выдает разрешения на выполнение работ по геологическому изучению недр на землях лесного фонда; г) организует использование лесов, их охрану (в том числе осуществление мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиту (за исключением лесопатологического мониторинга), воспроизводство (за исключением лесного семеноводства) на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях; д) ведет государственный лесной реестр в отношении лесов, расположенных в границах территории Томской области; е) осуществляет на землях лесного фонда федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), федеральный государственный пожарный надзор в лесах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 36 и 37 статьи 81 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), а также проведение на землях лесного фонда лесоустройства, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 68 ЛК РФ;
ж) устанавливает перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и являющихся государственными лесными инспекторами, и перечень должностных лиц, осуществляющих федеральный государственный пожарный надзор в лесах.
Согласно подпунктам 9, 10 пункта 9 Положения о департаменте он реализует установленные Лесным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов; осуществляет права владения, пользования, распоряжения лесными участками, находящимися в собственности Томской области;
Приказом Рослесхоза от 11.09.2008 N 249 определено число и установлены границы лесничеств Томской области.
Проведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на 21 лесничество Томской области как на лесные (земельные) участки в порядке, установленном статьей 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Томский межрайонный природоохранный прокурор Неверов Д.В. 22.12.2011 обратился с информацией об устранении выявленных им нарушений при ведении государственного лесного реестра (далее - ГЛР), которые выразились в не включении в ГЛР сведений о земельном участке Корниловского сельского лесхоза, которые были учтены в государственном кадастре недвижимости под кадастровым номером 70:140000000:699.
Начальник Департамента развития предпринимательства и реального сектора экономики Томской области 13.02.2012 направил в адрес Федерального агентства лесного хозяйства предложение о внесении изменений в приказ Рослесхоза от 11.09.2008 N 249 "Об определении количества лесничеств на территории Томской области и установлении их границ".
Соответствующие изменения, которыми земельный участок Корниловского сельского лесхоза Томской области был включен в границы Тимирязевского, Томского и Корниловского лесничества Томской области, Федеральное агентство лесного хозяйства оформило приказом Рослесхоза от 19.03.2012 N 102.
Приказ Рослесхоза от 19.03.2012 N 102 был оспорен в Арбитражном суде г. Москвы муниципальным образованием "Томский район" (дело N А40-83510/2012).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.07.2013 по делу N А40-83510/2012 в удовлетворении заявления МО "Томский район" о признании недействительным приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 19.03.2012 N 102 "О внесении изменений в приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 11.09.2008 N 249 "Об определении количества лесничества на территории Томской области и установлении их границ" отказано.
Томский межрайонный природоохранный прокурор Неверов Д.В. 15.08.2013 обратился к департаменту с требованием о принятии мер к восстановлению в судебном порядке права собственности Российской Федерации на земельные участки, оформленные в муниципальную собственность, образованные из земельного участка с кадастровым номером 70:140000000:699, исключению фактов незаконного использования лесов.
К обращению приложены перечни земельных участков с указанием их кадастровых номеров, номеров регистрации права муниципальной собственности; в перечне под N 16 указан земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1125, местоположение земельного участка: Томская область, Томский район, окр. д. Овражное, уч. N 5.
В материалы дела истцом предоставлен кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1125.
По мнению истца, выпиской из государственного лесного реестра, выданной департаментом, подтверждается, что земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1125 входит в границы земельного участка Корниловского сельского лесхоза с кадастровым номером 70:140000000:699, в его составе имеются площади земель лесного фонда, принадлежащие Российской Федерации площадью 277,7 га, местоположение которых в соответствии с пунктом 2 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации определено следующим образом: Томская область, Томский район, Томское лесничество, Богашевское участковое лесничество, Вершининское лесничество Корниловского сельского лесхоза, квартал 55, выделы 1 - 38, квартал 96, выделы 12, 23, 25, 26; местоположение участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1125 частично совпадает с местоположением земель лесного фонда.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 22.04.2013 N 7000/301/13-46515 данные о категории земель как земель лесного фонда внесены в государственный кадастр недвижимости 19.09.2003.
В соответствии с кадастровым паспортом на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1125 данные об этом земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости 15.11.2010.
Департамент 30.05.2013 обратился к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области с письмом об исправлении кадастровой ошибки.
На запрос департамента 14.06.2013 был получен ответ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области о том, что кадастровая ошибка, допущенная в отношении категории земель спорного земельного участка, может быть исправлена в соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) при поступлении в филиал учреждения соответствующего акта органа исполнительной власти Томской области либо в порядке исправления кадастровой ошибки в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о кадастре.
Согласно выписке из ЕГРП N 01/182/2013-271 от 10.09.2013 право муниципальной собственности муниципального образования "Томский район" на земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1125 зарегистрировано 18.03.2011, а право постоянного (бессрочного) пользования МКП "Томресурсы" в отношении указанного земельного участка зарегистрировано 30.12.2010.
Основанием для проведения государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования МКП "Томресурсы" и права собственности муниципального образования "Томский район" согласно справкам о содержании правоустанавливающих документов от 13.09.2013, является постановление главы администрации Томского района от 09.12.2010 N 3498-з.
Департамент, ссылаясь на то, что указанные права были зарегистрированы позднее внесения данных о категории земель лесного фонда, нарушают права и законные интересы департамента в сфере иной экономической деятельности и создают препятствия для осуществления экономической деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, а апелляционный суд, оставляя решение без изменения, исходили из отсутствия правовых оснований для их удовлетворения.
Суд кассационной инстанции рассматривает дело исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, и считает выводы судебных инстанций в обжалуемой части правомерными по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
При этом, условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с соответствующим требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права или охраняемого законом интереса, факта его нарушения и факта нарушения права истца именно ответчиком, поскольку по смыслу статьи 44 АПК РФ ответчиком является лицо, нарушающее либо оспаривающее права истца, за защитой которых обратился последний.
Иск о признании зарегистрированного права или обременения отсутствующим по смыслу пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - Постановление N 10/22) является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством.
Соответствующие разъяснения также приведены в пунктах 58, 59 Постановления N 10/22 и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 N 3039/07.
Исследовав и оценив в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, исходя из того, что истцом по настоящему спору, направленному на оспаривание ранее возникшего вещного права на земельный участок, может быть лицо, считающее себя собственником этого земельного участка, либо обладающее на него иными вещными правами, применительно к заявленным основаниям оспаривания права, учитывая что таким лицом является Российская Федерация в лице соответствующего уполномоченного органа, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что департамент в силу закона не уполномочен представлять интересы Российской Федерации и отказал в удовлетворении иска.
По мнению суда кассационной инстанции, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что истцом не доказан факт того, что земельный участок с кадастровым номером 70:14:0300095:1125 входит в границы земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:699, так как из материалов дела невозможно установить полностью или частично совпадают границы земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1125 с границами земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:699.
В нарушение статьи 65 АПК РФ, истцом в материалы дела не представлены ни схемы лесов с экспликацией с указанием площади лесного фонда по лесничествам с границей лесничеств, с наложением границ земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1125 на границы земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:699.
Апелляционный суд, рассматривая доводы апелляционной жалобы, обоснованно поддержал выводы арбитражного суда по существу спора.
Таким образом, по мнению суда кассационной инстанции, при принятии обжалуемых судебных актов судебными инстанциями не допущены нарушения норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, оснований для их отмены не имеется.
Изложенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом рассмотрения апелляционного суда, им дана надлежащая правовая оценка, у суда кассационной инстанции нет оснований для их переоценки.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Томской области от 08.04.2014 и постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2014 по делу N А67-7260/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.Н. Тамашакин |
Судьи |
Л.В. Бушмелева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На запрос департамента 14.06.2013 был получен ответ ФГБУ "ФКП Росреестра" по Томской области о том, что кадастровая ошибка, допущенная в отношении категории земель спорного земельного участка, может быть исправлена в соответствии с частью 8 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона о кадастре) при поступлении в филиал учреждения соответствующего акта органа исполнительной власти Томской области либо в порядке исправления кадастровой ошибки в соответствии с частью 4 статьи 28 Закона о кадастре.
...
Соответствующие разъяснения также приведены в пунктах 58, 59 Постановления N 10/22 и Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.09.2007 N 3039/07.
...
В нарушение статьи 65 АПК РФ, истцом в материалы дела не представлены ни схемы лесов с экспликацией с указанием площади лесного фонда по лесничествам с границей лесничеств, с наложением границ земельного участка с кадастровым номером 70:14:0300095:1125 на границы земельного участка с кадастровым номером 70:14:0000000:699."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 октября 2014 г. N Ф04-9506/14 по делу N А67-7260/2013