г. Тюмень |
|
14 октября 2014 г. |
Дело N А75-12165/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Отческой Т.И.
Шабановой Г.А.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение от 20.03.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Зубакина О.В.) и постановление от 19.06.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-12165/2013 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (107174, город Москва, улица Новая Басманная, 2, ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, 69, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
В заседании участвовал представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Хафизов Ф. Н. (доверенность от 10.07.2012).
Суд установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2013 N 09-641/2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением от 20.03.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 19.06.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования заявителя отказано.
В кассационной жалобе ОАО "РЖД", ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного обществом требования.
По мнению заявителя, оспариваемое постановление о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности вынесено неуполномоченным лицом; событие административного правонарушения установлено административным органом по результатам рассмотрения письма от 10.10.2013 N 703 отдела водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре без исследования сточных вод.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые заявителем судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, по результатам рассмотрения письма от 10.10.2013 N 703 отдела водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления по Ханты-Мансийскому автономному кругу - Югре административным органом вынесено определение от 11.11.2013 о возбуждении дела N 09-641/2013 об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также вынесено определение об истребовании необходимой для расследования информации.
При проведении административного расследования по указанному делу установлено, что сброс сточных вод осуществляется ОАО "РЖД" на участке реки Ай-Ега (Айега) на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 30.08.2012 N 511, в котором перечислены условия использования водного объекта и его части, с указанием максимального содержания загрязняющих веществ в сточных водах, предусмотренного подпунктом 10 пункта 2.3 указанного решения.
С учетом утвержденных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов обществу было выдано разрешение от 18.05.2012 N 18/12 на сброс вредных (загрязняющих) веществ в участок реки Ай-Ега.
Перечень и количество вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к сбросу в водный объект, нормативы сбросов вредных (загрязняющих) веществ указаны в приложении N 1 к разрешению.
Тюменский территориальный участок Свердловской дирекции по тепловодоснабжению структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД" представил отчёт за 2 квартал 2013 года по форме 3.3. "Сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод", из которого административным органом выявлено превышение концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: азот аммонийный в 16,49 раза, хлориды в 1,05 раза, фосфор в 1,17 раза, БПК полн. в 1,14 раза, нефтепродукты в 1,11 раза, взвешенные вещества в 1,03 раза.
По данному факту уполномоченным лицом административного органа составлен протокол от 05.12.2013 N 09-731/2013 об административном правонарушении, на основании которого вынесено оспариваемое заявителем постановление от 11.12.2013 N 09-641/2013 о привлечении ОАО "РЖД" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 80 000 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 2 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов).
Статьей 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что органы, осуществляющие федеральный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (в отношении водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору), и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов (за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору) в пределах своих полномочий рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно Положению о Службе по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденного постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 24.08.2012 N 299-п (далее - Положение от 24.08.2012 N 299-п), названная Служба является исполнительным органом государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющим функции по региональному государственному экологическому надзору в области использования и охраны водных объектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с пунктом 5.4.3 Положения от 24.08.2012 N 299-п административный орган осуществляет региональный государственный экологический надзор в области использования и охраны водных объектов, за исключением водных объектов, подлежащих федеральному государственному надзору.
Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственном контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" предусмотрено, что критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
Согласно постановлению Губернатора Ханты-Мансийского автономного округу - Югры от 18.02.2010 N 34 "О перечне объектов, подлежащих региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, расположенных на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", действовавшему на момент совершения правонарушения и привлечения заявителя к административной ответственности, объектами регионального государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов на территории автономного округа являются объекты хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой физическими и юридическими лицами и связанной с использованием и охраной водных объектов, полностью расположенных в пределах территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что водный объект - река Ай-Ега (Айега) расположена на территории муниципального образования Нефтеюганский район Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, что в кассационной жалобе не опровергается.
Следовательно, административный орган действовал в соответствии с полномочиями, предоставленными ему пунктом 5.4.3 Положения от 24.08.2012 N 299-п.
Нарушение ОАО "РЖД" правил водопользования при сбросе очищенных сточных вод (хозяйственно-бытовые и очищенные отходы) в реку Ай-Ега после механической очистки с канализационных очистных сооружений (КОС-400) с превышением концентраций загрязняющих веществ, наряду с письмом отдела водных ресурсов Нижне-Обского бассейнового водного управления по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, подтверждается отчетом общества по форме 3.3 "Сведения, полученные в результате учета качества сточных (дренажных) вод" за 2 квартал 2013 года.
Из содержания названного отчета следует, что сброс вредного (загрязняющего) вещества разрешён в следующих пределах утвержденных нормативов допустимой концентрации: азот аммонийный - 0,500 мг/л; хлориды - 88,090 мг/л; фосфор - 0,434 мг/л; ВПК полн. - 3,650 мг/л; нефтепродукты - 0,820 мг/л; взвешенные вещества - 40,790 мг/л.
Между тем фактически сброс вредных (загрязняющих) веществ осуществлён в следующей концентрации: азот аммонийный - 8,248 мг/л; хлориды - 92,867 мг/л; фосфор - 0,509 мг/л; ВПК полн. - 4,167 мг/л; нефтепродукты - 0,913 мг/л; взвешенные вещества - 42,110 мг/л.
Принимая во внимание, что в кассационной жалобе не содержится указаний на достоверные доказательства, опровергающие установленные судами первой и апелляционной инстанций обстоятельства, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 20.03.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.06.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-12165/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Т.И. Отческая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Критерии отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, определяются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 640 "О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственном контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов" предусмотрено, что критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2014 г. N Ф04-9714/14 по делу N А75-12165/2013