г. Тюмень |
|
14 октября 2014 г. |
Дело N А46-16183/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение арбитражного суда Омской области от 19.03.2014 (судья Луговик С.В.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 (судьи Глухих А.Н., Еникеева Л.И., Зиновьева Т.А.) по делу N А46-16183/2013
по иску администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Гагарина, 34, ИНН 5503047244, ОГРН 1025500757259)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (109007, г. Москва, ул. Ильинка, 9, стр. 1, ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)
о взыскании убытков.
Суд установил:
администрации города Омска (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России, ответчик) о взыскании 2 154 000 руб. убытков.
Исковые требования, основанные ссылками на статьи 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса РФ, мотивированы возникновением убытков в размере рыночной стоимости жилого помещения, предоставленного участнику ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и членам его семьи на основании вступившего в законную силу решения Центрального районного суда города Омска, а также наличием обязанности Российской Федерации осуществлять финансирование льгот, предусмотренных федеральными законами.
Решением арбитражного суда от 19.03.2014, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 исковые требования удовлетворены, с Российской Федерации в лице Минфина России за счёт казны Российской Федерации взыскано 2 154 000 руб. убытков.
Минфин России в поданной кассационной жалобе, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение и постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд.
По утверждению Минфина России, администрацией не доказано наличие совокупности условий для наступления гражданско-правовой ответственности Российской Федерации в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса РФ, а именно противоправности действий ответчика, возникновение убытков в заявленном размере. Минфин России считает, что суды не учли, что распорядителем бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств на цели обеспечения жильем отдельных категорий граждан является Министерство регионального развития РФ (далее - Минрегион России) независимо от момента возникновения расходного обязательства; не исследовали вопрос о том, как были распределены поступившие из федерального бюджета средства на реализацию положений Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон N 1244-1) доказательства выделения которых, представлены ответчиком.
В представленном отзыве администрация просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, отклонив доводы кассационной жалобы.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о судебном заседании, в том числе и публично путем размещения информации на официальном сайте Арбитражного суда Западно-Сибирского округа.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами норм действующего законодательства, соответствие выводов судов обстоятельствам дела, суд кассационной инстанции не установил оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, решением Центрального районного суда города Омска от 15.12.2004 по делу N 2-2989/2004 удовлетворены исковые требования Щебетовского В.П., являющегося участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Данным решением суда на администрацию возложена обязанность предоставить во неочередном порядке благоустроенное жилое помещение Щебетовскому В.П. и его супруге, с учетом права Щебетовского В.П. на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Закона N 1244-1.
Во исполнение решения Центрального районного суда города Омска от 15.12.2004 администрацией принято постановление от 21.12.2010 N 1258-п "О предоставлении по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда города Омска, расположенного по адресу: город Омск, проспект Мира, дом 104, квартира 100", в соответствии с которым Щебетовскому В.П. предоставлено по договору социального найма жилое помещение, состоящее из двух комнат, общей площадью 50,2 кв. м., по вышеуказанному адресу.
В соответствии с постановлением администрации от 21.12.2010 N 1258-п муниципальное образование городской округ город Омск Омской области заключило с Щебетовским В.П. договор от 21.12.2010 N 7651/10 социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: город Омск, проспект Мира, дом 104, квартира 100.
Оценочная стоимость квартиры составила 2 154 000 руб. согласно отчету N МК-ОМ5-1 об оценке рыночной стоимости квартиры.
Указывая на то, что расходы, возникшие в связи с приобретением жилого помещения за счет средств муниципального образования города Омска, подлежат взысканию с Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, судебные инстанции, руководствуясь положениями Конституции РФ, Жилищного кодекса РФ, Бюджетного кодекса РФ, Закона N 1244-1, а также статьями 16, 1069 Гражданского кодекса РФ, исходили из обязанности администрации предоставить жилое помещение лицу, подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, при этом меры социальной поддержки указанной категории граждан относятся к расходным обязательствам Российской Федерации, которые федеральный орган государственной власти не выполнил.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием (статьи 16, 1069 Гражданского кодекса РФ).
В случаях, когда в соответствии с законом причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы (статья 1071 Гражданского кодекса РФ).
В статье 5 Закона N 1244-1 указано, что меры социальной поддержки граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 14 Закона N 1244-1 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 13 данного Закона, гарантируется одноразовое бесплатное обеспечение независимо от времени постоянного проживания в данном населенном пункте благоустроенной жилой площадью в течение трех месяцев, со дня подачи заявления, при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий, либо проживания в коммунальных квартирах, а также одноразовое бесплатное обеспечение дополнительной жилой площадью в виде отдельной комнаты.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 08.07.2004 N 303-О и от 15.02.2005 N 58-О, возложение на органы местного самоуправления обязанности по обеспечению жилой площадью по установленным законодательством нормам согласно части 2 статьи 132 Конституции РФ предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления. Компенсация расходов подлежит обязательному обеспечению федеральным бюджетом и призвана гарантировать право собственности муниципальных образований.
Пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также закреплено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ при возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений, предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при этом дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции РФ). Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти.
Разрешая спор, суды правомерно исходили из того, что Российская Федерация, законодательно установив льготы по обеспечению участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС жилой площадью, приняла на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении отдельной категории граждан. Расходы муниципального образования по исполнению обязанностей государства в данном случае относятся к расходным обязательствам Российской Федерации и не подлежат возмещению за счет средств бюджета муниципального образования.
На основании установленных обстоятельствах суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности администрацией совокупности предусмотренных законом условий для возложения на Российскую Федерацию ответственности в виде возмещения убытков и правомерно удовлетворили исковые требования.
Судами при разрешении спора правильно определены юридически значимые обстоятельства, не допущено нарушений норм действующего законодательства.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства и сформулированные выводы. Фактически доводы кассационной жалобы, не подтверждая неправильное применение норм действующего законодательства, указывают на несогласие с оценкой судами доказательств и установленных обстоятельства.
В силу положений статьи 286, части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами.
Судом кассационной инстанции не выявлено предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ оснований для отмены судебных актов.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Омской области от 19.03.2014 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2014 по делу N А46-16183/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5 статьи 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" также закреплено, что финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Как правильно указано судом апелляционной инстанции, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции РФ при возложении на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений, предполагается полная компенсация из федерального бюджета возникающих при этом дополнительных расходов органа местного самоуправления, что гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции РФ). Только при таких условиях не происходит изъятие муниципальной собственности и не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом в соответствии со статьей 31 Бюджетного кодекса РФ.
В соответствии со статьей 133 Конституции РФ местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14 октября 2014 г. N Ф04-9907/14 по делу N А46-16183/2013