г. Тюмень |
|
21 октября 2014 г. |
Дело N А03-23248/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 21 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Алексеевой Н.А.
судей Перминовой И.В.
Поликарпова Е.В.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Алтайскому краю на решение от 23.04.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Янушкевич С.В.) и постановление от 08.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Музыкантова М.Х., Колупаева Л.А., Полосин А.Л.) по делу N А03-23248/2013 по заявлению индивидуального предпринимателя Колесниковой Валентины Алексеевны (658839, Алтайский край, город Яровое) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Алтайскому краю (658823, Алтайский край, город Славгород, улица Крупской, 185, ИНН 2210007006, ОГРН 1042200954080) о признании недействительными решений.
В заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Алтайскому краю - Охрименко О.В. по доверенности от 21.01.2014 N 02-13/000381.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Колесникова Валентина Алексеевна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Алтайскому краю (далее - инспекция) о признании недействительными решений инспекции от 06.08.2013 N 5485 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции от 06.08.2013 N 5485) и от 06.08.2013 N 5514 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции от 06.08.2013 N 5514).
Решением от 23.04.2014 Арбитражного суда Алтайского края заявленные требования удовлетворены. Решения инспекции от 06.08.2013 N 5485 и от 06.08.2013 N 5514 признаны недействительными.
Постановлением от 08.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит решение от 23.04.2014 и постановление от 08.07.2014 отменить, принять новый судебный акт.
Податель кассационной жалобы не согласен с выводами судов о неверном исчислении инспекцией налоговой базы по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку закупаемый предпринимателем товар (туши крупного рогатого скота) и реализуемый бюджетным учреждениям товар (мякоть мяса) не является идентичным.
По мнению инспекции, суды неправильно истолковали статью 40, пункт 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) предпринимателем не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, выступлениях представителя инспекции, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, по результатам камеральных налоговых проверок представленных предпринимателем деклараций по НДС за 1 квартал 2010 года и за 4 квартал 2010 года инспекцией приняты решения от 06.08.2013 N 5485 и от 06.08.2013 N 5514 соответственно.
Названными решениями инспекция доначислила предпринимателю НДС, соответствующие пени, а также штраф (решение от 06.08.2013 N 5514).
Основанием для принятия этих решений послужил вывод инспекции о необоснованном применении предпринимателем специального налогового режима в виде единого налога на вмененный доход (далее - ЕНВД) в отношении реализации товара (мяса) бюджетным учреждениям. По мнению инспекции, продажа предпринимателем товара бюджетным учреждениям относится к оптовой торговле, поскольку осуществлялась на основании заключенных в порядке Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" муниципальных контрактов на поставку натурального охлажденного мяса говядины 1 сорта (бескостного, крупнокускового) (далее - договоры поставки) с выставление счетов-фактур в адрес указанных учреждений.
Решениями Управления Федеральной налоговой службы по Алтайскому краю от 30.09.2013 указанные решения инспекции оставлены без изменения.
Не согласившись с решениями инспекции от 06.08.2013 N 5485 и N 5514, предприниматель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об осуществлении предпринимателем розничной реализации товаров, подлежащей обложению ЕНВД, а также неверном определении инспекцией налоговой базы по НДС.
Апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции в части неверного исчисления инспекцией налоговой базы по НДС. Вместе с тем суд апелляционной инстанции счел, что между предпринимателем и бюджетными учреждениями сложились отношения по договорам поставки, а не розничной купли-продажи, в связи с чем отсутствуют основания для применения предпринимателем системы налогообложения в виде ЕНВД.
Выводы суда первой инстанции об осуществлении предпринимателем розничной реализации товаров являются правомерными и соответствуют обстоятельствам дела.
В силу статьи 346.27 Налогового кодекса (в редакции, действовавшей в спорный период) под розничной торговлей понимается предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами (в том числе за наличный расчет, а также с использованием платежных карт) на основе договоров розничной купли-продажи.
Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса система налогообложения в виде ЕНВД применяется в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации торговли, через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также объекты нестационарной торговой сети.
Таким образом, одним из основных условий, позволяющих применять в отношении розничной торговли систему налогообложения в виде ЕНВД, является осуществление этой деятельности через объекты стационарной и (или) нестационарной торговой сети. При этом к розничной торговле в целях главы 26.3 Налогового кодекса относится предпринимательская деятельность, связанная с торговлей товарами как за наличный, так и за безналичный расчет по договорам розничной купли-продажи, независимо от того, какой категории покупателей (физическим или юридическим лицам) реализуются эти товары.
Данный правовой подход сформулирован Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 4 информационного письма от 05.03.2013 N 157 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением положений главы 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации", постановлениях от 05.07.2011 N 1066/11 и от 04.10.2011 N 5566/11.
Согласно статье 492 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью. Договор розничной купли-продажи является публичным договором.
Статьей 506 Гражданского кодекса предусмотрено, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Таким образом, основным критерием, позволяющим отличить розничную торговлю от оптовой, является конечная цель использования приобретаемого покупателем товара.
Из материалов дела следует, что между предпринимателем и бюджетными учреждениями (муниципальным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка - детский сад N 28, муниципальным дошкольным образовательным учреждением - детский сад N 29, муниципальным дошкольным образовательным учреждением Центр развития ребенка - детский сад N 31, муниципальным дошкольным образовательным учреждением - детский сад N 32 Центр развития ребенка, краевым государственным образовательным учреждением "Яровский детский дом") заключались договоры поставки с приложением к ним спецификаций. На оплату реализованного товара предпринимателем выставлялись счета-фактуры, оплата производилась в безналичном порядке путем перечисления денежных средств на расчетный счет предпринимателя.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что отпуск товара бюджетным учреждениями для обеспечения питания детей осуществлялся с торгового места предпринимателя в здании рынка города Яровое. Доставка товара до бюджетных учреждений производилась на специальном оборудованном транспортном средстве Комитета администрации города Яровое по образованию. Предприниматель сам в названные учреждения товар не доставлял.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями Комитета администрации города Яровое по образованию и не оспариваются инспекцией.
Суд первой инстанции обоснованно отметил, что инспекция в нарушение статей 65, 200 АПК РФ не представила в материалы дела доказательств наличия у предпринимателя склада для хранения товара и транспорта для доставки товара.
Поскольку предприниматель реализовывал товар с торгового места в здании рынка, предварительные заявки бюджетные учреждения на товар ему не заявляли, предприниматель не осуществлял доставку товара до покупателя - бюджетных учреждений, суд первой инстанции правильно счел, что в рассматриваемом случае реализация товара не относится к оптовой торговле.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", так как факт реализации товаров через объект розничной торговли судами установлен и не оспаривается инспекцией.
При таких обстоятельствах правомерен вывод суда первой инстанции о том, что между предпринимателем и бюджетными учреждениями, несмотря на заключение договоров поставки, фактически сложились отношения розничной купли-продажи, в связи с чем такая продажа товаров подлежит обложению ЕНВД.
Предприниматель не осуществлял торговую деятельность как поставщик товара по смыслу статей 506, 509, 510 Гражданского кодекса.
Необходимость заключения муниципальных контрактов и соблюдения соответствующей процедуры была обусловлена не деятельностью налогоплательщика (предпринимателя), а статусом покупателей товара - бюджетными учреждениями, которые в силу бюджетного законодательства без заключения соответствующего контракта не могут нести расходные обязательства.
Ошибочные выводы суда апелляционной инстанции об осуществлении предпринимателем оптовой торговли, сделанные без учета фактической деятельности предпринимателя, не привели к принятию незаконного судебного акта.
Поскольку установлена правомерность применения предпринимателем ЕНВД, то довод кассационной жалобы относительно неверного истолкования судами первой и апелляционной инстанций статей 40 и 154 Налогового кодекса не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела.
С учетом конкретных обстоятельств по настоящему делу обжалуемые судебные акты не подлежат отмене.
Основания для отмены судебных актов, предусмотренные частью 4 статьи 288 АПК РФ, судом кассационной инстанции не установлены.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 23.04.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 08.07.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-23248/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Алтайскому краю - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.А. Алексеева |
Судьи |
И.В. Перминова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку предприниматель реализовывал товар с торгового места в здании рынка, предварительные заявки бюджетные учреждения на товар ему не заявляли, предприниматель не осуществлял доставку товара до покупателя - бюджетных учреждений, суд первой инстанции правильно счел, что в рассматриваемом случае реализация товара не относится к оптовой торговле.
Данный вывод суда первой инстанции соответствует пункту 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.10.1997 N 18 "О некоторых вопросах, связанных с применением положений Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре поставки", так как факт реализации товаров через объект розничной торговли судами установлен и не оспаривается инспекцией.
...
Предприниматель не осуществлял торговую деятельность как поставщик товара по смыслу статей 506, 509, 510 Гражданского кодекса.
...
Поскольку установлена правомерность применения предпринимателем ЕНВД, то довод кассационной жалобы относительно неверного истолкования судами первой и апелляционной инстанций статей 40 и 154 Налогового кодекса не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21 октября 2014 г. N Ф04-10581/14 по делу N А03-23252/2013