г. Тюмень |
|
22 октября 2014 г. |
Дело N А81-3801/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 22 октября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Бушмелевой Л.В.
судей Тамашакина С.Н.
Тихомирова В.В.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр" на решение от 02.12.2013 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Канева И.Д.) и постановление от 23.05.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Веревкин А.В., Глухих А.Н., Зиновьева Т.А.) по делу N А81-3801/2013
по иску Ноябрьского городского Департамента по имуществу администрации города Ноябрьска (629800, Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Ноябрьск, ул. Ленина, 29, ОГРН 1028900704392, ИНН 8905017830)
к открытому акционерному обществу "Авиакомпания "ЮТэйр" (628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, тер. аэропорта, ОГРН 1028600508991, ИНН 7204002873)
о признании сделки недействительной, применении последствий недействительности сделок.
Суд установил:
Ноябрьский городской Департамент по имуществу администрации города Ноябрьска (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с иском к открытому акционерному обществу "Авиакомпания "ЮТэйр" (далее - ОАО "Авиакомпнаия "ЮТэйр", общество) о признании недействительным договора купли-продажи земельного участка от 04.10.2011 N 104-11 и применении последствий недействительности сделки.
Решением арбитражного суда от 02.12.2013, оставленным без изменения постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2014, исковые требования удовлетворены, исходя из того, что спорный земельный участок, на котором расположен объект общества, относится к землям транспорта и в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ ограничен в обороте.
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований департамента.
По мнению подателя жалобы, расположенный в районе аэропорта объект "ТП-2" не используется для обслуживания воздушных перевозок, обеспечения эксплуатации и содержания объектов воздушного транспорта;
а также не имеет какой-либо специфики, в силу которой может эксплуатироваться только исключительно в целях обслуживания объектов воздушного транспорта; земельный участок с кадастровым номером 89:12:110201:9 мог являться предметом купли-продажи и в соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ предоставляться в частную собственность лицу, имеющему в собственности здание, расположенное на этом участке.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса РФ кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей сторон, извещенных надлежащим образом о судебном заседании.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, а также соответствие выводов в указанных актах установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованные решение и постановление подлежат оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" является собственником приобретенного в порядке приватизации объекта ТП-2, находящегося по адресу: г. Ноябрьск, аэропорт, что подтверждается выданным свидетельством о государственной регистрации права собственности от 12.05.2004 серии 89 РХ 785518.
В соответствии с постановлением администрации города Ноябрьска от 05.07.2011 N П-1013 департамент (продавец) и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" (покупатель) заключили 04.10.2011 договор купли-продажи земельного участка N 104-11 (далее - договор), по условиям которого в собственность общества передан земельный участок, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с кадастровым номером 89:12:110201:9, в границах, указанных в кадастровом паспорте (приложение N 1 к договору), площадью 615 кв. м, имеющий адресный ориентир: г. Ноябрьск, район аэропорта, для эксплуатации ТП-2.
ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр" во исполнение условий договора платежным поручением от 11.11.2011 N 418 перечислило денежные средства в сумме 261,84 руб., составившую стоимость земельного участка.
Указывая на то, что спорный земельный участок относится к землям транспорта, которые ограничены в обороте, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Признавая оспариваемый договор купли-продажи земельного участка недействительным по основаниям статьи 168 Гражданского кодекса РФ и, применив последствия недействительности ничтожной сделки, арбитражный суд исходил из того, что договор заключен в нарушение требований действующего законодательства в отношении земельного участка, ограниченного в обороте и не подлежащего приватизации.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 36, пунктом 4 статьи 28, частью 7 пункта 5 статьи 27, пунктом 5 статьи 90 Земельного кодекса РФ, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации N 178-ФЗ), статьей 40 Воздушного кодекса РФ и, установив, что принадлежащий обществу объект ТП-2 расположен на территории аэропорта, используется в целях, необходимых для эксплуатации и содержания объектов воздушного транспорта (обеспечения электроэнергией), то есть для осуществления уставной деятельности общества, как предприятия воздушного транспорта, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 89:12:110201:9 относится к землям транспорта, которые ограничены в обороте.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами суда согласился.
Суд кассационной инстанции находит выводы судебных инстанций соответствующими материалам дела и установленным обстоятельствам, основанными на правильном применении норм права.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Согласно пункту 8 статьи 28 Закона о приватизации N 178-ФЗ отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель транспорта, предназначенные для обеспечения деятельности в морских портах, речных портах, аэропортах или отведенные для их развития, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ определено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов воздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения аэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземных объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 29.09.2011 N 8900/210/11-6627 земельный участок с кадастровым номером 89:12:110201:9 относится к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землям для обеспечения космической деятельности, землям обороны, безопасности и землям иного специального назначения; имеет разрешенное использование: земельные участки для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов в целях обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности; фактическое использование - для содержания и эксплуатации сооружения "ТП-2".
Принимая во внимание назначение объекта недвижимости и его фактическое использование, суды обоснованно указали, что занятый этим объектом земельный участок относится к землям транспорта, к которым применимы публичные ограничения.
Учитывая изложенное, суды правомерно признали недействительным (ничтожным) договор купли-продажи в собственность земельного участка, применив последствия недействительности ничтожной сделки.
Приведенные в кассационной жалобе доводы общества не опровергают выводы судов и не свидетельствуют о нарушении норм права, а по существу указывают на несогласие с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу, что не является основанием для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
В соответствии со статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции проверяет соответствие выводов судов о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, и не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судами.
Судом кассационной инстанции не выявлено оснований для отмены обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 02.12.2013 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2014 по делу N А81-3801/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Авиакомпания "ЮТэйр - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.В. Бушмелева |
Судьи |
С.Н. Тамашакин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса РФ определено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу подпункта 7 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров.
Согласно пунктам 1 и 5 статьи 90 Земельного кодекса РФ землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 октября 2014 г. N Ф04-9023/14 по делу N А81-3801/2013