г. Тюмень |
|
27 ноября 2014 г. |
Дело N А46-2835/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 ноября 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 ноября 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шуйской С.И.,
судей Сириной В.В.,
Тихомирова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи помощником судьи Емельяновой Е.В., рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Омского муниципального района Омской области (заинтересованного лица) на постановление от 11.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2835/2014 (судьи Золотова Л.А., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по заявлению открытого акционерного общества "Омский бекон" (644504, Омская область, Омский район, с. Лузино, ул. 30 лет Победы, 16, ОГРН 1025501857325, ИНН 5500000061) к администрации Омского муниципального района Омской области (644009, г. Омск, ул. Лермонтова, 171 "а", ОГРН 1025501867962, ИНН 5528003601) об оспаривании ненормативного правового акта органа местного самоуправления.
В заседании путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Омской области (судья Беседина Т.И.) приняли участие представители:
от открытого акционерного общества "Омский бекон" (заявителя) - Богатов А.Я. по доверенности от 29.07.2014 N 4;
от администрации Омского муниципального района Омской области (заинтересованного лица) - Вишневецкий В.В. по доверенности от 09.01.2014 N 4.
Суд установил:
открытое акционерное общество "Омский бекон" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к администрации Омского муниципального района Омской области (далее - администрация) о признании недействительным решения об отказе в выкупе земельных участков, содержащегося в письме от 28.11.2013 N исх-13/ОМС7561; об обязании принять соответствующее решение и подготовить проекты договоров купли-продажи.
Требования со ссылкой на статьи 29, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), статью 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" мотивированы исключительным правом заявителя на приобретение в собственность земельного участка.
Решением от 09.07.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Ярковой С.В.) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 11.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, принят новый судебный акт. Суд признал недействительным решение администрации об отказе обществу в выкупе земельных участков, изложенное в письме от 28.11.2013 N исх-13 ОМС-7561; обязал администрацию в месячный срок с момента вступления в законную силу данного судебного акта принять решение о предоставлении в собственность заявителя земельных участков в соответствии с поданными обществом заявлениями, направить обществу проекты договоров купли-продажи.
В кассационной жалобе администрация просит отменить постановление апелляционного суда и оставить в силе решение суда первой инстанции.
Податель жалобы, ссылаясь на пункт 3 статьи 33 ЗК РФ, Региональные нормативы градостроительного проектирования по Омской области, утвержденные приказом министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области от 30.09.2008 N 22-п, (далее - Региональные нормативы), не согласен с выводом апелляционного суда о недопустимости повторного обоснования площади необходимых заявителю земельных участков.
При этом администрация отмечает отсутствие в материалах дела доказательств того, что объекты недвижимости, расположенные на испрашиваемых земельных участках, представляют собой единый производственный комплекс. Указывает, что общество формировало земельные участки под каждым зданием в отдельности, а не как единый земельный участок под всеми зданиями; на момент формирования земельных участков нормативы их предоставления в аренду не были установлены земельным законодательством. Считает, что права на ту часть земельного участка, которая превышает размер земли, необходимой для эксплуатации объекта недвижимости, следует приобретать в ином порядке.
Заинтересованное лицо также полагает, что обществом был пропущен трехмесячный срок для оспаривания действий органа местного самоуправления, установленный частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), который просит применить при рассмотрении дела.
Отзыв на кассационную жалобу общество в установленном законом порядке не представило.
В судебном заседании представитель администрации поддержал позицию, изложенную в кассационной жалобе, а представитель общества возражал против удовлетворения жалобы.
Выслушав пояснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции не находит оснований для его отмены.
Из материалов дела усматривается, что обществу на праве собственности принадлежат производственные объекты недвижимости, расположенные на находящихся в муниципальной собственности и арендованных им земельных участках со следующими кадастровыми номерами:
- 55:20:200803:947, площадью 4 492 мI (постановление администрации от 25.10.2010 N 2787-п, договор от 08.11.2010 N АЗ-20-620/2010), схема расположения земельного участка и площадь утверждены постановлением администрации от 08.07.2010 N 1866-п, на земельном участке расположено здание склада нефтебазы (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2010 серии 55АА N 098795);
- 55:20:200803:948, площадью 9 293 мI (постановление администрации от 25.10.2010 N 2789-п, договор от 08.11.2010 N АЗ-20-618/2010), схема расположения земельного участка и площадь утверждены постановлением администрации от 12.07.2010 N 1916-п, на земельном участке расположено здание склада машинного двора (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2010 серии 55АА N 098437);
- 55:20:200803:949, площадью 15 849 мI (постановление администрации от 25.10.2010 N 2767-п, договор от 08.11.2010 N АЗ-20-623/2010), схема расположения земельного участка и площадь утверждены постановлением администрации от 08.07.2010 N 1873-п, на земельном участке расположена теплая стоянка для тракторов (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2010 серии 55АА N 098436);
- 55:20:200803:951, площадью 1 706 мI (постановление администрации от 25.10.2010 N 2792-п, договор от 08.11.2010 N АЗ-20-621/2010), схема расположения земельного участка и площадь утверждены постановлением администрации от 08.07.2010 N 1867-п, на земельном участке расположено здание склада отделения N 1, шиферного (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2010 серии 55АА N 098440);
- 55:20:200803:952, площадью 1 990 мI (постановление администрации от 25.10.2010 N 2794-п, договор от 08.11.2010 N АЗ-20-622/2010), схема расположения земельного участка и площадь утверждены постановлением администрации от 08.07.2010 N 1868-п, на земельном участке расположено здание проходной машинно-тракторной мастерской (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2010 серии 55АА N 097353);
- 55:20:200803:953, площадью 9 327 мI (постановления администрации от 25.10.2010 N 2790-п, от 02.03.2011 N 638-п, договор от 04.05.2011 N АЗ-20-286/2011), схема расположения земельного участка и площадь утверждены постановлением администрации от 08.07.2010 N 1871-п с изменениями от 02.03.2011, на земельном участке расположено здание склада машинного двора, шиферного (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2010 серии 55АА N 097292);
- 55:20:200803:954, площадью 2 951 мI (постановление администрации от 25.10.2010 N 2791-п, договор от 08.11.2010 N АЗ-20-617/2010), схема расположения земельного участка и площадь утверждены постановлением администрации от 08.07.2010 N1870-п, на земельном участке расположено здание теплой стоянки для К-700 (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2010 серии 55АА N 098441);
- 55:20:200803:955, площадью 3 693 мI (постановление администрации от 25.10.2010 N 2793-п, договор от 08.11.2010 N АЗ-20-615/2010), схема расположения земельного участка и площадь утверждены постановлением администрации от 12.07.2010 N1917-п, на земельном участке расположено здание склада материалов на территории (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2010 серии 55АА N 098439);
- 55:20:200803:956, площадью 2 010 мI (постановление администрации от 25.10.2010 N 2788-п, договор от 08.11.2010 N АЗ-20-616/2010), схема расположения земельного участка и площадь утверждены постановлением администрации от 12.07.2010 N 1869-п, на земельном участке расположено здание весовой зернотока (свидетельство о государственной регистрации права от 12.07.2010 серии 55АА N 097056).
Все перечисленные земельные участки находятся в Розовском сельском поселении Омской области. Арендуемые земельные участки сформированы и поставлены на кадастровый учет, а договоры аренды содержат их индивидуальные характеристики.
Общество обратилось в администрацию с заявлениями от 19.06.2012 N 01-16/416 и N 01-16/415 о предоставлении вышеупомянутых арендуемых земельных участков в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Администрация письмом от 28.11.2013 N исх-13/ОМС7561 сообщила обществу о невозможности предоставления испрашиваемых земельных участков в связи с необоснованием заявителем площади этих участков и указала, что права на те части земельных участков, которые превышают размер, необходимый для эксплуатации объектов недвижимости, следует приобретать не в соответствии со статьей 36 ЗК РФ, а в ином порядке.
Заявитель, считая данный отказ противоречащим закону и нарушающим его права и законные интересы, оспорило отказ в арбитражном суде.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявления, исходил из того, что в нарушение требований статей 33, 35, 36 ЗК РФ общество не обосновало размер необходимых ему земельных участков, а обозначенные в поданных заявлениях размеры земельных участков значительно превышают предусмотренные Региональными нормативами.
Апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленные требования, счел их доказанными, указав, что общество представило все документы, предусмотренные Перечнем документов, необходимых для приобретения прав на земельные участки, утвержденным приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475; к определению площади испрашиваемых земельных участков не применяются Региональные нормативы, поскольку они распространяются на планировку, застройку и реконструкцию территорий городских округов, городских и сельских поселений Омской области в пределах их границ, носят рекомендательный характер, тогда как испрашиваемые земельные участки были сформированы и поставлены на кадастровый учет и необходимы заявителю для эксплуатации используемых им объектов недвижимости в едином производственном процессе.
Выводы апелляционного суда соответствуют закону и установленным обстоятельствам по делу.
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пунктом 1 статьи 28 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с данным Кодексом.
Порядок приобретения права на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения и сооружения, регламентирован пунктами 5-8 статьи 36 ЗК РФ.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (пункт 5 статьи 36 ЗК РФ).
В месячный срок со дня поступления указанного в упомянутой норме заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
Апелляционным судом установлено, что общество, обращаясь в администрацию с заявлениями о приобретении за плату в собственность земельных участков с кадастровыми номерами 55:20:200803:947, 55:20:200803:948, 755:20:200803:951, 55:20:200803:952, 55:20:200803:953, 55:20:200803:954, 55:20:200803:955, 55:20:200803:956, представило все необходимые документы, подтверждающие факт нахождения на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих обществу на праве собственности, а также наименование, инвентарные номера этих объектов недвижимости; документы, свидетельствующие о наличие прав собственности на них заявителя; копии кадастровых паспортов на земельные участки; копии кадастровых паспортов на объекты недвижимости; копии свидетельств о государственной регистрации прав на объекты недвижимости; копию свидетельства о регистрации общества в качестве юридического лица.
В нарушение вышеприведенных норм администрация осуществляла рассмотрение заявлений общества более одного года (19.06.2012- 28.11.2013).
По правилам пункта 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
В оспариваемом отказе администрация не указала, каким именно нормам или правилам землепользования и застройки не соответствует размер испрашиваемых обществом земельных участков.
Ссылку заявителя на Региональные нормативы апелляционный суд отклонил в связи с неприменением данного нормативного акта к разрешаемому спору, тем более что они не содержат предельные размеры земельных участков, предоставляемых для эксплуатации сельскохозяйственных объектов.
Проанализировав представленные в дело доказательства, апелляционный суд пришел к выводу, что площадь всех испрашиваемых обществом земельных участков перед предоставлением ему в аренду определена в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства с учетом разрешенного и фактического использования, необходима заявителю для эксплуатации объектов недвижимости как единым производственным комплексом; земельные участки поставлены на государственный кадастровый учет; местоположение границ земельных участков и их площади согласованы с администрацией; на момент подачи обществом заявки о предоставлении земельных участков в собственность их назначение не было изменено.
Довод администрации о необходимости повторного обоснования размера испрашиваемых земельных участков, границы которых ранее сформированы и подтверждены данными Единого государственного кадастра объектов недвижимости, противоречит требованиям статей 33, 35, 36 ЗК РФ, приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, в связи чем отклоняется.
Поскольку требование администрации о применении к разрешаемому спору положений части 4 статьи 198 АПК Ф о пропуске обществом трехмесячного срока заявлено только в суде кассационной инстанции, то оно не подлежит рассмотрению (глава 35 АПК РФ).
При таких обстоятельствах заявление общества удовлетворено правомерно.
Учитывая, что нормы материального права апелляционным судом применены правильно и не допущено нарушений норм процессуального права, то отсутствуют основания для отмены обжалуемого постановления и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
постановление от 11.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-2835/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.И. Шуйская |
Судьи |
В.В. Сирина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В месячный срок со дня поступления указанного в упомянутой норме заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ).
...
По правилам пункта 3 статьи 33 ЗК РФ для целей, не указанных в пунктах 1 и 2.1 настоящей статьи, предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
...
Довод администрации о необходимости повторного обоснования размера испрашиваемых земельных участков, границы которых ранее сформированы и подтверждены данными Единого государственного кадастра объектов недвижимости, противоречит требованиям статей 33, 35, 36 ЗК РФ, приказу Минэкономразвития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, в связи чем отклоняется."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 ноября 2014 г. N Ф04-11347/14 по делу N А46-2835/2014