г. Тюмень |
|
3 декабря 2014 г. |
Дело N А27-710/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области на решение от 29.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Серафимович Е.П.) и постановление от 18.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кайгородова М.Ю., Стасюк Т.Е., Ярцев Д.Г.) по делу N А27-710/2014 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Кемеровской области (650000, Кемеровская область, г. Кемерово, ул. Ноградская, 19А, ИНН 4207052250, ОГРН 1024200680723) к открытому акционерному обществу "Южно-Кузбасская ГРЭС" (652740, Кемеровская область, г. Калтан, ул. Комсомольская, 20, ИНН 4222010511, ОГРН 1064205110122) о взыскании 21 183 213 рублей возмещения вреда, причиненного водному объекту.
Суд установил:
Управление Росприроднадзора по Кемеровской области (далее - управление, административный орган, истец) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу "Южно-Кузбасская ГРЭС" (далее - ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", общество, ответчик) о взыскании 21 183 213 руб. возмещения вреда, причиненного водным объектам.
Решением от 29.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения постановлением от 18.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении исковых требований административного органа отказано.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
По мнению административного органа, судами не принята во внимание Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденная приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.12.2007 N 333 и постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469; сброс ответчиком сточных вод с превышением допустимых концентраций вредных веществ свидетельствует о причинении вреда водному объекту.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС", соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые управлением судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, проведенной управлением внеплановой проверкой установлено, что ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" осуществлялся сброс сточных вод в реку Кондома после охлаждения турбин и поверхностных сточных вод с территории промплощадки без очистки по выпуску N 1 (координаты места выпуска: 53°30'57"С.Ш. и 87°15'13"В.Д.).
Выявленные нарушения отражены в акт проверки от 27.01.2012 N В-574-в, на основании которого управлением вынесено постановление от 08.02.2012 N В-574/1-в о привлечении ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и выдано предписание от 27.01.2012NВ-574-в, которым обществу предписано до 01.09.2012 разработать мероприятия по доведению очистки сточных вод (производственных и ливневых) по выпуску N 1 до утвержденных нормативов качественного состава сточных вод.
Поскольку полученная ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" 11.12.2013 претензия от 06.12.2013 исх. N 19-5/6506 с предложением оплатить причиненный водным объектам вред оставлена обществом без удовлетворения, управление обратилось в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении исковых требований управления, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о недоказанности истцом факта причинения обществом вреда водным объектам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Возмещение вреда, причиненного водным объектам, предусмотрено статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций установили, что в процессе осуществления хозяйственной деятельности ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" образуются сточные воды: производственные, хозяйственно-бытовые, поверхностные (ливневые, талые) с территории промплощадки.
Производственные сточные воды, образующиеся после охлаждения конденсаторов турбин и вспомогательного оборудования, сбрасываются без очистки по выпуску N 1 в реку Кондома.
Производственные сточные воды, имеющие солевое загрязнение (продувочная вода от исправителей, парообразовательной установки, фильтров химводочистки и др.) отводятся по системе гидрозолоудаления на золоотвал N 2.
Ливневые сточные воды с территории промплощадки собираются в систему ливневой канализации и далее, объединяясь с производственными сточными водами, образующимися после охлаждения конденсаторов турбин и вспомогательного оборудования, сбрасываются по выпуску N 1 в реку Кондома. Очистные сооружения поверхностного стока отсутствуют.
Хозяйственно-бытовые сточные воды отводятся в городские централизованные канализационные сети.
Для осуществления технического водоснабжения забор воды на технологические нужды осуществляется ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" посредством двух береговых насосных станций (БНС) N 1 и N 2, расположенных на реке Кондома.
Речная вода подается на ГРЭС по пяти магистральным ниткам напорного трубопровода к пристанционному узлу, в котором уложены четыре нитки подводящих трубопроводов и две ячейки железобетонного закрытого сбросного канала. Из подводящих трубопроводов вода подается к конденсаторам турбин, отработанная вода по отводящим трубопроводам поступает в сифонные колодцы и оттуда в сбросной канал.
ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" разработана Программа мониторинга поверхностного водного объекта учета количества и качества сточных вод в период действия нормативов допустимого сброса, согласованная с Федеральным агентством водных ресурсов по Кемеровской области Верхнеобского бассейнового водного управления 17.10.2008, которая предусматривает отбор сточных и природных вод в соответствии с ГОСТом Р51592-2000 в трех точках: точка N 1 река Кондома выше на 500 м выпуска N 1, точка N 2 выпуск N 1 в реку Кондома, точка N 3 река Кондома ниже на 500 м выпуска N 1.
Также ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" имеет утвержденные в установленном порядке Нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов в реку Кондома, сосредоточенным выпуском N 1 на расстоянии 42 км от устья реки, со сроком действия с 15.10.2008 по 01.10.2013, утвержденным Верхне-Обским БВУ 17 октября 2008 года. Качественный состав сточных вод по выпуску N 1 контролируется по 12 загрязняющим веществам.
Согласно указанным нормативам для ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" установлены следующие нормативы допустимых концентраций: азот нитратный - 0,1400 мг/дм3, железо - 0,3000 мг/дм3.
Расчет суммы исковых требований был произведен управлением на основании протоколов результатов КХА сточной воды (по выпуску N 1 (точка N 2), составленным Санитарно-промышленной лабораторией химического цеха ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС".
При этом управлением не представлены суду доказательства, подтверждающие нарушение обществом нормативов предельной концентрации веществ в спорный период.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод, что истцом не подтвержден факт причиненного ответчиком вреда водным объектам.
Переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 29.04.2014 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление от 18.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-710/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Выявленные нарушения отражены в акт проверки от 27.01.2012 N В-574-в, на основании которого управлением вынесено постановление от 08.02.2012 N В-574/1-в о привлечении ОАО "Южно-Кузбасская ГРЭС" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и выдано предписание от 27.01.2012NВ-574-в, которым обществу предписано до 01.09.2012 разработать мероприятия по доведению очистки сточных вод (производственных и ливневых) по выпуску N 1 до утвержденных нормативов качественного состава сточных вод.
...
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Возмещение вреда, причиненного водным объектам, предусмотрено статьей 69 Водного кодекса Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 3 декабря 2014 г. N Ф04-12047/14 по делу N А27-710/2014