г. Тюмень |
|
9 декабря 2014 г. |
Дело N А03-5200/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Арутюняна Валерика Гришовича на решение от 18.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Ильичева Л.Ю.) и постановление от 01.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Усанина Н.А., Журавлева В.А., Марченко Н.В.) по делу N А03-5200/2014 по заявлению индивидуального предпринимателя Арутюняна Валерика Гришовича к федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю" (656067, Алтайский край, город Барнаул, улица Власихинская, 184, ИНН 2222050662, ОГРН 1057424532560) об оспаривании постановления от 05.03.2014 N 2131/96-14 о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд установил:
индивидуальный предприниматель Арутюнян Валерик Гришович (далее - ИП Арутюнян В.Г., заявитель) обратился в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю" (далее - пограничное управление, административный орган) об оспаривании постановления от 05.03.2014 N 2131/96-14, которым он привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 18.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Решением от 18.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 01.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, оспариваемое постановление административного органа признано незаконным в части назначенного наказания и изменено с назначением ИП Арутюняну В.Г. административного наказания, предусмотренного частью 3 статьи 18.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
В кассационной жалобе ИП Арутюнян В.Г. просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, в его действиях отсутствует состав вмененного административного правонарушения; в соответствии со статьей 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или устраняющий наказание, имеет обратную силу; при привлечении его к административной ответственности имеются нарушения процедуры привлечения, в частности, он не был извещен о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении; подписи в уведомлениях выполнены не им, а иными лицами.
В отзыве на кассационную жалобу пограничное управление просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения в связи с их законностью и обоснованностью, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами норм права, пришел к выводу об удовлетворении кассационной жалобы по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, 25.02.2014 пограничным управлением в ходе осуществления контроля ведения хозяйственной деятельности на территории Государственной границы Российской Федерации выявлено, что ИП Арутюнян В.Г. в ночное время оказывает услуги общественного питания в кафе "Карина" в пограничной зоне Рубцовского района Алтайского края без уведомления об этом пограничных органов.
Это явилось основанием для составления в отношении него 28.02.2014 протокола об административном правонарушении.
05.03.2014 административным органом вынесено постановление о привлечении ИП Арутюняна В.Г. к административной ответственности по части 3 статьи 18.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ИП Арутюнян В.Г. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии состава вменяемого ИП Арутюнян В.Г. правонарушения.
Вместе с тем, посчитав, что основания для применения такой меры ответственности, как наложение штрафа в размере 20 000 руб., отсутствуют и, руководствуясь частью 2 статьи 211 АПК РФ, суды изменили оспариваемое постановление в части назначения наказания, применив наказание в виде предупреждения.
Суд кассационной инстанции считает, что судами при этом не учтено следующее.
В силу части 3 статьи 18.1 КоАП РФ ведение на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности без уведомления пограничных органов либо с уведомлением таких органов, но с нарушением установленного порядка ведения на Государственной границе Российской Федерации либо вблизи нее хозяйственной, промысловой или иной деятельности, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере до 1 000 руб. с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц - от 3 000 до 5 000 руб. с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц - от 10 000 до 30 000 руб. с конфискацией орудий совершения или предмета административного правонарушения или без таковой.
В соответствии с пунктом 2.3 Правил N 515 (в редакции до внесения изменений от 18.11.2013 N 682) работы, мероприятия в пределах пятикилометровой полосы местности, на островах или до рубежа инженерно- технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, проводятся в светлое время суток. Проведение таких работ, мероприятий в ночное время допускается в исключительных случаях на основании мотивированных предложений граждан и организаций по решению начальника пограничного органа.
Согласно пунктам 11, 18 Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче пропусков для въезда (прохода) лиц и транспортных средств в пограничную зону, разрешений на хозяйственную, промысловую и иную деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий, содержание и выпас скота в пограничной зоне, промысловую, исследовательскую, изыскательскую и иную деятельность в Российской Федерации части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, где установлен пограничный режим, утвержденного приказом ФСБ России от 13.11.2012 N 572, в редакции, действующей в спорный период времени, государственная услуга предоставляется:
пограничным органом, осуществляющим пограничную деятельность на территории приграничного субъекта (приграничных субъектов) Российской Федерации, в границах которого располагается муниципальный район (городской округ), где установлена пограничная зона, в который заявитель планирует совершить свой въезд (проход) и (или) в пределах которого им планируется осуществить хозяйственную или промысловую деятельность;
подразделением пограничного органа, осуществляющим пограничную деятельность в пределах участка (зоны ответственности), в границах которого располагается муниципальный район (городской округ), где установлена пограничная зона, в который заявитель планирует совершить свой въезд (проход) и (или) в пределах которого им планируется осуществить хозяйственную или промысловую деятельность.
Для получения разрешения заявитель предоставляет в пограничный орган или подразделение пограничного органа заявление по установленной форме.
Материалами дела установлено, что 16.11.2013 ИП Арутюнян В.Г. обратился в подразделение пограничного органа (к начальнику отделения (погз) ПУ ФСБ России по Алтайскому краю в с. Веселоярск) за разрешением на проведение работ по обслуживанию и организации питания граждан в кафе "Карина", расположенном на территории Рубцовского района Алтайского края, на 337 км. трассы "Барнаул-граница Республики Казахстан", в пограничной зоне Рубцовского района круглосуточно (то есть, и в темное время суток).
19.11.2013 ИП Арутюняну В.Г. выдано начальником отделения (погз) ПУ ФСБ России по Алтайскому краю в с. Веселоярск разрешение на проведение работ по обслуживанию и питанию граждан в заявленном районе, круглосуточно, что подтверждается копией корешка, серия 30/Р N 885.
В рамках осуществления контроля за административно-хозяйственной деятельностью подразделений пограничного органа начальником ПУ ФСБ России по Алтайскому краю было установлено, что указанное разрешение подписано неправомочным на то должностным лицом пограничного органа - начальником отделения (погз) ПУ ФСБ России по Алтайскому краю в с. Веселоярск, вместо начальника пограничного органа.
В связи с этим предпринимателю 07.02.2014 направлено уведомление о запрете ведения хозяйственной деятельности в темное время суток в пределах 5-тикилометровой местности вдоль Государственной границы Российской Федерации в пограничной зоне Рубцовского района Алтайского края.
Вместе с тем, Приказом ФСБ России от 18.11.2013 N 682 внесены изменения в пункт 2.3 Правил N 515, который изложен в следующей редакции, действующей с 05.01.2014 г.: работы, мероприятия в пограничной зоне, установленной шириной менее пяти километров, либо в пределах пятикилометровой полосы местности в случае, если пограничная зона установлена шириной от пяти и более километров, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, проводятся в светлое время суток (астрономическое, с восхода до захода солнца). Проведение таких работ, мероприятий в темное время суток, а также в условиях полярного дня и полярной ночи осуществляется на основании мотивированных предложений граждан и организаций по решению начальника пограничного органа или подразделения пограничного органа.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку в рассматриваемом случае на момент составления в отношении заявителя протокола об административном правонарушении от 28.02.2014 и вынесения постановления от 05.03.2014 административного органа о привлечении его к административной ответственности в Правила N 515 внесены изменения, в соответствии с которыми установлена возможность получения указанного разрешения на основании решения начальника подразделения пограничного органа (в данном случае - начальника отделения (погз)) и у ИП Арутюняна В.Г. имеется такое разрешение, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене.
Поскольку фактические обстоятельства дела, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но судами неправильно применены нормы материального права, суд кассационной инстанции на основании пункта 2 части 1 статьи 287 АПК РФ выносит по делу новый судебный акт о признании незаконным оспариваемого постановления административного органа.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 01.09.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-5200/2014 отменить.
Заявление индивидуального предпринимателя Арутюняна Валерика Гришовича удовлетворить.
Постановление федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Алтайскому краю" от 05.03.2014 N 2131/96-14 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рамках осуществления контроля за административно-хозяйственной деятельностью подразделений пограничного органа начальником ПУ ФСБ России по Алтайскому краю было установлено, что указанное разрешение подписано неправомочным на то должностным лицом пограничного органа - начальником отделения (погз) ПУ ФСБ России по Алтайскому краю в с. Веселоярск, вместо начальника пограничного органа.
В связи с этим предпринимателю 07.02.2014 направлено уведомление о запрете ведения хозяйственной деятельности в темное время суток в пределах 5-тикилометровой местности вдоль Государственной границы Российской Федерации в пограничной зоне Рубцовского района Алтайского края.
Вместе с тем, Приказом ФСБ России от 18.11.2013 N 682 внесены изменения в пункт 2.3 Правил N 515, который изложен в следующей редакции, действующей с 05.01.2014 г.: работы, мероприятия в пограничной зоне, установленной шириной менее пяти километров, либо в пределах пятикилометровой полосы местности в случае, если пограничная зона установлена шириной от пяти и более километров, на островах или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, проводятся в светлое время суток (астрономическое, с восхода до захода солнца). Проведение таких работ, мероприятий в темное время суток, а также в условиях полярного дня и полярной ночи осуществляется на основании мотивированных предложений граждан и организаций по решению начальника пограничного органа или подразделения пограничного органа.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2014 г. N Ф04-11103/14 по делу N А03-5200/2014