г. Тюмень |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А81-6312/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ильина В.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие" на решение от 25.04.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Кустов А.В.) и постановление от 19.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Киричёк Ю.Н., Кливер Е.П., Рыжиков О.Ю.) по делу N А81-6312/2013 по заявлению муниципального унитарного предприятия "Производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие" (640003, город Курган, ул. К. Мяготина, 119-209, ИНН 8903001793, ОГРН 1028900581434) к администрации муниципального образования Надымский район (629730, город Надым, ул. Зверева, 8, ИНН 8903008622, ОГРН 102890578750) о признании незаконным распоряжения от 14.11.2013 N 1935-р "О признании утратившим силу распоряжения администрации муниципального образования город Надым от 26.04.2011 N 232-р".
В заседании участвовали представители: от муниципального унитарного предприятия "Производственное ремонтно-эксплуатационное предприятие" - Кузнецова О.В. (доверенность от 01.12.2014), от администрации муниципального образования Надымский район - Галимский В.В. (доверенность от 24.10.2014).
Суд установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Производственное ремонтно- эксплуатационное предприятие" (далее - предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к администрации муниципального образования Надымский район (далее - администрация) о признании незаконным распоряжения от 14.11.2013 N 1935-р "О признании утратившим силу распоряжения администрации муниципального образования город Надым от 26.04.2011 N 232-р".
Решением от 25.04.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 19.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования заявителя отказано.
В кассационной жалобе предприятие, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам, просит отменить указанные судебные акты и принять новое решение об удовлетворении заявленного им требования.
По мнению заявителя, оспариваемое распоряжение не соответствует статьям 126, 129 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", устанавливающим основания прекращения полномочий собственника имущества унитарного предприятия, а также статьям 295, 296, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункту 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав". Кроме того, оспариваемое распоряжение нарушает права предприятия, поскольку препятствует завершению процедуры регистрации права хозяйственного ведения и восстановлению платежеспособности должника, нарушает права кредиторов на удовлетворение своих требований.
В отзыве на кассационную жалобу администрация, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанций, просит оставить обжалуемые предприятием судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции проверил правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон и пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, распоряжением администрации от 26.04.2011 N 232-р из состава муниципальной казны муниципального образования город Надым исключены, закреплены за предприятием на праве хозяйственного ведения и переданы по акту приема-передачи от 26.04.2011 N 0935 нежилые помещения общей площадью 1075,1 кв.м ("Деловой центр"), находящиеся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева д. 3/2.
Решением от 16.11.2011 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа по делу N А81-4063/2011 предприятие признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
Администрация вынесла оспариваемое заявителем распоряжение от 14.11.2013 N 1935-р "О признании утратившим силу распоряжения администрации муниципального образования город Надым от 26.04.2011 N 232-р".
Отказывая в удовлетворении требования предприятия о признании незаконным указанного распоряжения, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что согласно пункту 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием, возникает у этого предприятия с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
В соответствии со статьей 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения подлежит государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Передача предприятию имущества в хозяйственное ведение произведена на основании распоряжения от 26.04.2011 N 232-р "Об исключении имущества из состава муниципальной казны", то есть после вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Следовательно, право хозяйственного ведения на переданные по акту приема-передачи от 26.04.2011 N 0935 нежилые помещения общей площадью 1075,1 кв.м ("Деловой центр"), находящиеся по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, г. Надым, ул. Зверева д. 3/2, подлежало государственной регистрации.
Право хозяйственного ведения в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, обе судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что в связи с отсутствием государственной регистрации права хозяйственного ведения на имущество, переданное на основании распоряжения от 26.04.2011 N 232-р, у предприятия не возникло этого права, и обоснованно отказали в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным распоряжения от 14.11.2013 N 1935-р "О признании утратившим силу распоряжения администрации муниципального образования город Надым от 26.04.2011 N232-р".
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.04.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 19.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-6312/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.И. Ильин |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Передача предприятию имущества в хозяйственное ведение произведена на основании распоряжения от 26.04.2011 N 232-р "Об исключении имущества из состава муниципальной казны", то есть после вступления в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
...
Право хозяйственного ведения в силу абзаца пятого пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации (пункт 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав")."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2014 г. N Ф04-12392/14 по делу N А81-6312/2013