г. Тюмень |
|
9 декабря 2014 г. |
Дело N А46-7539/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Сириной В.В.
судей Орловой Н.В.
Шуйской С.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Омска на решение от 25.07.2014 Арбитражного суда Омской области (судья Чернышев В.И.) по делу N А46-7539/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" (644016, г. Омск, ул. Семиреченская, 102, ОГРН 1025501399714, ИНН 5507054362) к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (644099, г. Омск, ул. Краснофлотская, 8, ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) о признании незаконным бездействия и обязании совершить действия.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Зодиак-1" (далее - ООО "Зодиак-1", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Департаменту имущественных отношений администрации города Омска (далее - департамент, заинтересованное лицо):
- о признании незаконным бездействия департамента, выразившегося в непринятии действий по приведению земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 в состояние, позволяющее использовать их в соответствии с постановлениями администрации города Омска от 24.02.2014 N 205-п и N 206-п для строительства административного здания;
- обязании департамента привести земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 в состояние, позволяющее использовать их для строительства административного здания;
- обязании департамента заключить с ООО "Зодиак-1" надлежащим образом подготовленные договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания.
ООО "Зодиак-1" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнило свои требования и просило:
- признать незаконным бездействие департамента, выразившееся в непринятии действий по приведению земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 в состояние, позволяющее использовать их в соответствии с постановлениями администрации города Омска от 24.02.2014 N 205-п и N 206-п для строительства административного здания;
- обязать департамент привести земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 в состояние, позволяющее использовать их для строительства административного здания, то есть:
а) освободить указанные участки от любого имущества и любых прав на них любых третьих лиц (обязать собственников бетонного забора демонтировать и перенести его, собственников имущества, находящегося на участках, вывезти его. Привести, если это не было сделано ранее, договорные отношения с арендатором земельного участка с кадастровым N 55:35:090108:80 в соответствие с решениями арбитражных судов);
б) обеспечить возможность подъезда автомобильного транспорта к арендуемым участкам, для чего необходимо обязать арендатора земельного участка с кадастровым N 55:35:090108:80 освободить асфальтированный проезд вдоль бульвара Мартынова к улице Маршала Жукова;
- обязать департамент заключить с ООО "Зодиак-1" надлежащим образом подготовленные договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания.
Решением от 25.07.2014 Арбитражного суда Омской области заявленные требования удовлетворены частично. Бездействие департамента, выразившееся в непринятии действий по приведению земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 в состояние, позволяющее использовать их в соответствии с постановлениями администрации города Омска от 24.02.2014 N 205-п и N 206-п для строительства административного здания, признано незаконным. Департамент обязан привести земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 в состояние, позволяющее использовать их для строительства административного здания, то есть:
а) освободить указанные участки от любого имущества и любых прав на них любых третьих лиц;
б) обеспечить возможность подъезда автомобильного транспорта к арендуемым участкам. Департамент обязан заключить с ООО "Зодиак-1" надлежащим образом подготовленные договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Определением от 05.09.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда апелляционная жалоба департамента возвращена в связи с тем, что подана по истечении срока подачи апелляционной жалобы, установленного АПК РФ, и в восстановлении пропущенного срока на ее подачу отказано.
Департамент обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение от 25.07.2014 отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований ООО "Зодиак-1" в полном объеме.
Департамент полагает, что обстоятельства, связанные с направлением обществу проектов договоров аренды земельных участков, обследованием земельных участков с составлением акта, свидетельствуют об отсутствии незаконного бездействия.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Зодиак-1" просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статей 284, 286, 287, 288 АПК РФ правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, а также соответствие выводов в указанном акте установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, суд кассационной инстанции полагает, что обжалованное решение подлежит оставлению без изменения в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 01.07.2009 N 584-р во исполнение решения от 18.02.2009 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-1307/2008 утвержден проект границ по формированию земельных участков, относящихся к категории земель населенных пунктов: площадью 1 127 кв. м - для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска; площадью 122 кв. м - для организации строительной площадки по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 01.12.2011 N 1207-р во исполнение постановления от 06.10.2011 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А46-919/2011, исполнительного листа серии АС N 001493590, выданного 06.10.2011, постановления о возбуждении исполнительного производства отдела судебных приставов по Центральному административному округу N 1 города Омска Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области от 11.11.2011, был утвержден акт от 11.05.2004 N 2700 о выборе земельного участка для строительства объекта - административного здания и предварительно согласовано место размещения административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска согласно проекту границ по формированию земельных участков, утвержденному распоряжением Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска от 01.07.2009 N 584-р.
На основании указанных распоряжений 28.03.2013 и 25.04.2013 на государственный кадастровый учет поставлены земельные участки:
с кадастровым номером 55:36:090108:5196 площадью 589 кв. м, местоположение: г. Омск, Центральный АО, б-р Мартынова, разрешенное использование: парикмахерская, косметический салон, мастерская по ремонту и техническому обслуживанию бытовой радиоэлектронной аппаратуры и бытовых приборов, фотоателье, справочно-информационная служба, административное здание и офисы организаций непосредственного обслуживания населения, деятельность которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду и не требует установления санитарно-защитных зон; с кадастровым номером 55:36:090108:5207 площадью 563 кв. м, местоположение г. Омск, Центральный АО, б-р Мартынова, разрешенное использование: для строительства административного здания (выписки из государственного кадастра недвижимости от 29.03.2013 N 55/201/13-65202 и от 25.04.2013 N 55/201/13-89233).
Впоследствии ООО "Зодиак-1" обратилось в Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска с заявлением о представлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5196, 55:36:090108:5207 по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
В ответ на указанное обращение Департамент архитектуры и градостроительства администрации города Омска письмом от 19.06.2013 N 09/6424 сообщил обществу, что предоставление земельных участков с кадастровыми номерами 53.36:090108:5196, 55:36:090108:5207 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска невозможно по причине того, что строительство административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска планируется на земельных участках с кадастровыми номерами 55:36:090108:5196 и 55:36:090108:5207. При этом, в соответствии с Правилами землепользования и застройки муниципального образования городской округ город Омск Омской области, утвержденными решением Омского городского совета от 10.12.2008 N 201 и прошедшими процедуру публичных слушаний, а также в соответствии с проектом планировки центральной территории муниципального образования городской округ город Омск Омской области, расположенной в границах: улица Маршала Жукова - левый берег реки Оми - улица Б. Хмельницкого - улица Масленникова в ЦАО г. Омска, утвержденного постановлением администрации города Омска от 12.08.2011 N 896-п, земельный участок с кадастровым номером 55:36:090108:5196 расположен на территории зоны городской рекреации, предназначенной для улучшения экологической обстановки, на которой расположены скверы (в том числе мемориальные комплексы), бульвары, набережные, городские сады, площади. Размещение административного здания является запрещенным видом использования в указанной территориальной зоне. Создание единого имущественного комплекса в двух территориальных зонах противоречит действующему законодательству.
Законность и обоснованность таких действий Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска, выразившихся в отказе предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска, были предметом рассмотрения по делу N А46-10843/2013.
Восьмой арбитражный апелляционный суд, отменяя решение суда первой инстанции, постановлением от 25.12.2013 по делу N А46-10843/2013 признал указанные действия Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Омска незаконными и обязал последнего предоставить земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 для строительства административного здания по бульвару Мартынова в Центральном административном округе города Омска.
Постановлением от 08.04.2014 Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа указанное постановление апелляционной инстанции оставлено без изменения.
ООО "Зодиак-1" 17.04.2014 обратилось в департамент с ходатайством о принятии скорейших и необходимых мер по приведению спорных земельных участков в состояние, позволяющее использовать их для строительства и заключении надлежащим образом оформленных договоров аренды. В своем ответе (письмо от 16.05.2014 N ДИО/7573) департамент указал, что "во исполнение п. 2 постановлений администрации города Омска от 24.02.2014 NN 205-п, 206-п им подготовлены договоры аренды земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5196 и 55:366090108:5207. В адрес ООО "Зодиак-1" 21.04.2014 (исх. ДИО/6062) направлен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5207, а 17.04.2014 вами лично получен проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 55:36:090108:5196 для подписания и возврата их в департамент с целью дальнейшей регистрации в Управлении Росреестра по Омской области. Повторно прошу вас рассмотреть полученные проекты договоров и возвратить в департамент в кратчайший срок. В противном случае будет рассмотрен вопрос об отмене постановлений администрации города Омска от 24.02.2014 NN 205-п, 206-п".
Полагая, что бездействие департамента, выразившееся в непринятии действий по приведению земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 в состояние, позволяющее использовать их в соответствии с постановлениями администрации города Омска от 24.02.2014 N 205-п и N 206-п для строительства административного здания, нарушает права и законные интересы общества, последнее обратилось в арбитражный суд с требованиями по настоящему делу.
Суд первой инстанции, руководствуясь статьями 12, 13 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), частью 1 статьи 198, частями 2, 3 статьи 201, частью 5 статьи 200, частью 5 статьи 201 АПК РФ, установив, что состояние земельных участков не позволяет использовать их для целей аренды (строительство административного здания), пришел к выводу о подтверждении материалами дела незаконного бездействия со стороны заинтересованного лица.
При этом отметил, что применением в данном случае восстановительной меры в виде обязания департамента привести земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 в состояние, позволяющее использовать их для строительства административного здания, то есть: освободить указанные участки от любого имущества и любых прав на них любых третьих лиц; обеспечить возможность подъезда автомобильного транспорта к арендуемым участкам, защита нарушенных прав заявителя будет обеспечена надлежащим образом.
Судебная коллегия, отклоняя доводы кассационной жалобы, исходит из установленных судами обстоятельств и следующих норм права.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела, во исполнение постановлений администрации города Омска от 24.02.2014 N 205-п и N 206-п департаментом были подготовлены проекты следующих договоров:
- аренды N Д-Ц-31-10534, в соответствии с условиями которого департамент (арендодатель) предоставляет, а ООО "Зодиак-1" (арендатор) принимает в аренду сроком на 3 года, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 589 кв. м; границы участка обозначены в кадастровом паспорте, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью; кадастровый номер участка: 55:36:090108:5196; местоположение участка: Омская обл., г. Омск, ЦАО, б-р Мартынова; цель использования участка: для строительства административного здания;
- аренды б/н, в соответствии с условиями которого департамент (арендодатель) предоставляет, а ООО "Зодиак-1" (арендатор) принимает в аренду сроком на 3 года, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, расположенный в городе Омске, относящийся к категории земель населенных пунктов, площадью 563 кв. м; границы участка обозначены в кадастровом паспорте, прилагаемом к настоящему договору и являющемуся его неотъемлемой частью; кадастровый номер участка: 55:36:090108:5207; местоположение участка: Омская обл., г. Омск, ЦАО, б-р Мартынова; цель использования участка: для строительства административного здания.
В пункте 4.2 проектов указанных договоров департамент указал, что арендодатель обязан передать арендатору участок в состоянии, соответствующем для использования в предусмотренных целях.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должно содержаться, в том числе, указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, учитывая, что согласно акту обследования от 11.07.2014 N 307-ф, составленному главными специалистами управления земельных отношений департамента Казанцева А.В. и Тимошенко А.П., на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090108:5196 расположены декоративные зеленые насаждения и малые архитектурные формы, в том числе - два памятника; на земельном участке с кадастровым номером 55:36:090108:5207 расположено железобетонное ограждение строительной площадки общества с ограниченной ответственности "Управляющая компания "РИКОМ-ТРАСТ", в связи с чем подъезд к земельному участку отсутствует, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о нахождении земельных участков с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 в состоянии, не пригодном для целей строительства административного здания, что свидетельствует о непринятии департаментом соответствующих мер в рамках исполнения постановлений администрации города Омска от 24.02.2014 N 205-п и N 206-п.
Таким образом, требования общества в части признания незаконным такого бездействия и обязания департамента привести земельные участки с кадастровыми номерами 55:36:090108:5207 и 55:36:090108:5196 в состояние, позволяющее использовать их для строительства административного здания, то есть: освободить указанные участки от любого имущества и любых прав на них любых третьих лиц и обеспечить возможность подъезда автомобильного транспорта к арендуемым участкам, правомерно удовлетворены судом первой инстанции. Возложение на департамент обязанности по заключению договоров аренды указанных земельных участков не нарушает прав департамента, является его обязанность согласно ранее принятым решениям.
Таким образом, доводы заинтересованного лица не опровергают выводы суда, основанные на фактических обстоятельствах, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о нарушении норм права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ могут быть основанием для отмены или изменения судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 25.07.2014 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-7539/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.В. Сирина |
Судьи |
Н.В. Орлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 9 декабря 2014 г. N Ф04-11309/14 по делу N А46-7539/2014