г. Тюмень |
|
10 декабря 2014 г. |
Дело N А81-1663/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 22.05.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Сеитов Э.М.) и постановление от 31.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А81-1663/2014 по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, город Салехард, улица Матросова, 26, ИНН 8901016096, ОГРН 1048900006022) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, город Салехард, улица Республики, 28, ИНН 8901015913, ОГРН 1048900005252) об оспаривании постановления отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию Красноселькупский район Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу о назначении административного наказания от 21.03.2014 N 10.
Суд установил:
Управление Федеральной службы судебных приставов по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - УФССП по ЯНАО, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления отдела надзорной деятельности по муниципальному образованию Красноселькупский район Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - административный орган) от 21.03.2014 N 10, которым УФССП по ЯНАО привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением от 22.05.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 31.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе УФССП по ЯНАО просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, поскольку финансово-экономические обстоятельства (дефицит бюджетных средств) в настоящее время не позволяют изыскать дополнительные денежные средства на устранение нарушений обязательных требований пожарной безопасности, что свидетельствует об отсутствии вины в совершении административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить состоявшиеся по делу судебные акты без изменения в связи с их законностью и обоснованностью. По мнению административного органа, в данном случае административное правонарушение выразилось в противоправном, виновном бездействии юридического лица, у которого имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры, по их соблюдению.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и в отзыве на нее, правильность применения судами норм права, пришел к выводу об оставлении без изменения обжалуемых судебных актов по делу.
Из материалов дела следует и установлено судами первой и апелляционной инстанций, что на основании распоряжения административного органа от 04.02.2014 N 17 в отношении УФССП по ЯНАО проведена плановая выездная проверка по соблюдению обязательных требований пожарной безопасности в здании офиса по адресу: с. Красноселькуп, ул. Геологоразведчиков, д. 7, в ходе которой были выявлены следующие нарушения:
- здание офиса не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, что является нарушением части 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), таблицы N 1 пункта 9 Норм пожарной безопасности 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", пункта 9 таблицы А1, пунктов 35.3, 38 таблицы А3 приложения А Свода правил 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования" (далее - СП 5.13130.2009);
- здание офиса не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре 2-го типа, что является нарушением части 4 статьи 4, части 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ, пункта 15 таблицы N 2 Норм пожарной безопасности 104-03 "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях", пункта 16 таблицы 2 СП 5.13130.2009;
- здание офиса не обеспечено первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) согласно норм приложения N 1 и 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации (в здании отсутствуют огнетушители), что является нарушением пункта 70 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390.
Названные нарушения отражены в акте проверки от 03.03.2014 N 17, что
послужило основанием для составления 07.03.2014 административным органом в отношении УФССП по ЯНАО протокола об административном правонарушении N 10 по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
03.03.2014 УФССП по ЯНАО также выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 17/1/1.
Административный орган, рассмотрев протокол об административном правонарушении от 07.03.2014 N 10, вынес 21.03.2014 постановление N 10, которым УФССП по ЯНАО признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, УФССП по ЯНАО обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из наличия в действиях УФССП по ЯНАО состава вменяемого ему административного правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и соответствующими материалам дела.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством (статья 38 Закона о пожарной безопасности).
Исследовав полно и всесторонне в соответствии со статьей 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, суды установили, что УФССП по ЯНАО допущены нарушения названных выше требований пожарной безопасности.
Это обстоятельство не оспаривается самим заявителем.
Поскольку УФССП по ЯНАО не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного правонарушения, наличия каких-либо препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии УФССП по ЯНАО состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Нарушений положений КоАП РФ при привлечении УФССП по ЯНАО к административной ответственности судами не установлено.
Недостаточное финансирование на проведение противопожарных мер УФССП по ЯНАО само по себе не свидетельствует об отсутствии вины заявителя и не является обстоятельством, исключающим административную ответственность.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка.
Иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства и иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции считает, что оспариваемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального и процессуального права. Оснований для их отмены или изменения не установлено.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.05.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 31.07.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-1663/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством (статья 38 Закона о пожарной безопасности).
...
Поскольку УФССП по ЯНАО не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенного административного правонарушения, наличия каких-либо препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в деянии УФССП по ЯНАО состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 декабря 2014 г. N Ф04-11613/14 по делу N А81-1663/2014