г. Тюмень |
|
11 декабря 2014 г. |
Дело N А81-1032/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 декабря 2014 года.
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение от 02.06.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Сеитов Э.М.) и постановление от 26.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Золотова Л.А., Лотов А.Н.) по делу N А81-1032/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ямал-Строй" (629700, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ямальский район, село Яр-Сале, улица Худи-Сэроко, 41, 4, ИНН 8909002384, ОГРН 1068901004567) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (629008, город Салехард, улица Мира, 40, ИНН 8901015575, ОГРН 1048900003151) об оспаривании постановления о назначении административного наказания.
Суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ямал-Строй" (далее - ООО "Ямал-Строй", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - управление, административный орган) об отмене постановления от 09.01.2014 N 607/2013, которым общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Решением от 02.06.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 26.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе административный орган, ссылаясь на неправильное применение обеими судебными инстанциями норм права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит отменить указанные судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных ООО "Ямал-Строй" требований, поскольку в данном случае имеется состав административного правонарушения; управление является уполномоченным органом, осуществляющим функции по надзору в сфере природопользования по вопросу предотвращения самовольного пользования недрами; указанный участок недр не является участком недр местного значения.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Ямал-Строй" просит оставить без удовлетворения кассационную жалобу, поскольку материалы административного дела не содержат доказательств совершения им вменяемого административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, правильность применения судами норм права, считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в ОМВД России по Ямальскому району 21.11.2013 поступила информация от Управления природно-ресурсного регулирования администрации МО Ямальский район о том, что 11.11.2013 в районе дальнего склада ГСМ в с. Яр-Сале обнаружена незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых ООО "Ямал-Строй" на площади примерно 2 100 м. 2, а также нарушение растительного покрова на площади примерно 3 600 м. 2 в связи с проездом техники.
Из письменных объяснений генерального директора ООО "Ямал-Строй" Абидокова А.Х. от 21.11.2013, данных сотруднику ОМВД, следует, что общество на территории Ямальского района занимается подрядно-строительными работами, имеет в собственности грузовые автомобили, тракторы и эскалаторы. Согласно устной договоренности с администрацией, состоявшейся летом 2013 года, общество должно было произвести прокладку насыпной дороги и выкопать карьер за складом ГСМ МЯПП ЖКХ в северной части пос. Яр-Сале, в связи с чем ООО "Ямал-Строй" и было осуществлено снятие грунта в указанном месте и выкапывание карьера под слив фекальных вод.
Материал проверки КУСП от 21.11.2013 N 1755 по факту незаконной добычи песка ООО "Ямал-Строй" направлен ОМВД России по Ямальскому району в административный орган 11.12.2013.
Рассмотрев поступившие материалы, управление составило в отношении ООО "Ямал-Строй" протокол об административном правонарушении от 30.12.2013 N 607/2013 и вынесло 09.01.2014 постановление о назначении административного наказания N 607/2013, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 800 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из отсутствия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения; отсутствии у административного органа в данном случае полномочий на составление протокола по факту выявленного правонарушения и вынесение постановления о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными и не противоречащими материалам дела.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, - предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды обоснованно пришли к выводу о недоказанности управлением в деянии общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ.
Так, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что изображенные на фотоснимках экскаватор и грузовые автомобили принадлежат непосредственно ООО "Ямал-Строй".
Кроме того, копии фотоснимков, полученные в ходе производства по делу об административном правонарушении, не имеют идентификационных признаков, свидетельствующих о дате и времени изготовления, лице, его изготовившем, месте фиксации и адресной привязки к местности, в связи с чем такие доказательства являются недопустимыми в качестве доказательства по рассматриваемому делу.
При вынесении оспариваемого постановления управление исходило из имеющейся у него информации Департамента природно-ресурсного регулирования, лесных отношений и развития нефтегазового комплекса Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - департамент) об отсутствии у ООО "Ямал-Строй" права пользования недрами для целей разведки и добычи общераспространенных полезных ископаемых, поскольку соответствующая лицензия обществу не выдавалась.
Указанная информация содержится в письме департамента от 25.09.2013 N 2701-12-05/4745.
Между тем, указанное письмо получено до возбуждения дела об административном правонарушении, в связи с чем имеются сомнения в актуальности сведений, изложенных в письме, на дату рассмотрения дела об административном правонарушении.
По мнению управления, в материалах дела содержатся доказательства совершения обществом правонарушения (объяснения инженера отдела контроля Управления природно-ресурсного регулирования Администрации МО Ямальский район Подкосова А.В. и объяснения генерального директора ООО "Ямал-Строй" Абидокова А.Х.).
Показания указанного инженера свидетельствуют лишь о выявлении данным лицом факта незаконного использования земельного участка.
Однако данные показания не являются доказательством, подтверждающим факт добычи песка.
Из письменных объяснений генерального директора ООО "Ямал-Строй" Абидокова А.Х. от 21.11.2013 следует, что общество на территории Ямальского района занимается подрядно-строительными работами, имеет в собственности грузовые автомобили, тракторы и эскалаторы. Согласно устной договоренности с администрацией, состоявшейся летом 2013 года, общество должно было произвести прокладку насыпной дороги и выкопать карьер за складом в северной части пос. Яр-Сале, поэтому обществом и было осуществлено снятие грунта в указанном месте и выкапывание карьера под слив фекальных вод.
Однако из данных показаний генерального директора ООО "Ямал-Строй" Абидокова А.Х. не следует, что общество занималось добычей полезных ископаемых, сказано лишь о намерении произвести прокладку насыпной дороги и выкопать карьер.
При этом доказательств производимых работы в материалы дела не представлено.
Принадлежность обществу специальной техники не свидетельствует о факте совершения правонарушения.
Иные доводы управления, изложенные в кассационной жалобе, в том числе о полномочиях административного органа на составление протокола по факту выявленного правонарушения и о том, что данный участок недр не является участком недр местного значения, направлены на переоценку обстоятельств, установленных нижестоящими судами, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений статьи 286 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты приняты на основе правильного применения норм материального и процессуального права, оснований для их отмены или изменения в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 02.06.2014 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 26.08.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-1032/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
В.И. Ильин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами.
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" и пунктом 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, - предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суды обоснованно пришли к выводу о недоказанности управлением в деянии общества состава административного правонарушения по части 1 статьи 7.3 КоАП РФ."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11 декабря 2014 г. N Ф04-12703/14 по делу N А81-1032/2014