г. Тюмень |
|
16 декабря 2014 г. |
Дело N А03-8481/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 декабря 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 декабря 2014 года.
Постановлением Верховного Суда РФ от 10 апреля 2015 г. N 304-АД15-2161 настоящее постановление оставлено без изменения
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Григорьева Д.В.
Ильина В.И.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Зинченко Анны Александровны на решение от 18.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края (судья Сбитнев А.Ю.) и постановление от 26.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Марченко Н.В., Журавлева В.А., Усанина Н.А.) по делу N А03-8481/2014 по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (656056, город Барнаул, улица Максима Горького, 28,ИНН 2225068178, ОГРН 1052202281537) в лице территориального отдела в городе Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах о привлечении индивидуального предпринимателя Зинченко Анны Александровны к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд установил:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее - управление, административный орган) в лице территориального отдела в городе Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Зинченко Анны Александровны (далее - ИП Зинченко А.А.) к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 18.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 26.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявление управления удовлетворено, ИП Зинченко А.А. привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 30 000 руб. с конфискацией предметов административного правонарушения, в частности, товаров, изъятых на основании протокола от 28.04.2014: ягоды мороженые в количестве 0, 281 г., фарш мясной в количестве 2, 989 кг., сардельки "Малыш" в количестве 3 штуки, весом 237 г.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ИП Зинченко А.А., ссылаясь на нарушение судами норм права, просит вынесенные по делу судебные акты отменить и отказать в удовлетворении требований управления.
В обоснование кассационной жалобы ИП Зинченко А.А. указывает, что данные продукты не использовались ею для приготовления пищи детям.
Отзыв на кассационную жалобу от управления в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлен.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции пришел к выводу об оставлении без изменения обжалуемых судебных актов по делу.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в административный орган жалобы в отношении организации, осуществляющей деятельность по присмотру, уходу и развитию детей в центре, расположенном по адресу: г. Рубцовск, пр. Ленина, 133-14 ("Детский клуб "Совенок"), о нарушении санитарных правил и требований, определением от 28.04.2014 N 27/28 возбуждено дело об административном правонарушении, назначено проведение административного расследования.
28.04.2014 административным органом проведен осмотр помещений, территорий по указанному адресу.
По результатам осмотра составлен протокол N 27/189, в котором указано, что на кухне в холодильном оборудовании находятся пищевые продукты, в том числе, 281 г. мороженых ягод, 2, 989 кг. фарша мясного, без маркировочных ярлыков; три сардельки "Малыш", весом 237 г., производства ООО "Сибирские мясные продукты", сроком годности до 26.04.2014. По мнению административного органа, выявленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ИП Зинченко А.А. требований пунктов 3.3 и 3.20 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда" (далее - СанПиН 2.4.1.3147-13).
Полагая, что в действиях ИП Зинченко А.А. содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, главным специалистом-экспертом административного органа 06.05.2014 составлен протокол об административном правонарушении N 27/326.
Протокол и материалы по делу об административном правонарушении направлены управлением в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Зинченко А.А. к административной ответственности.
Удовлетворяя заявленное управлением требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях ИП Зинченко А.А. состава вмененного правонарушения, поэтому привлекли ее к административной ответственности по части 2 статьи 14.43 КоАП РФ в виде 30 000 руб. штрафа с конфискацией предметов административного правонарушения.
Суд кассационной инстанции, оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, исходит из следующего.
Частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, указанных в КоАП РФ, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки. Соответственно, продукция включает в себя такое понятие как пищевые продукты.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ, пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлен запрет на нахождение в обороте пищевых продуктов, не соответствующих требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты признаются некачественными, представляющими опасность для человека, снимаются с реализации, утилизируются или уничтожаются.
Из положений статьи 4, пункта 1 статьи 22 Закона N 29-ФЗ, статьи 11, пункта 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ следует, что юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, обязаны выполнять санитарные правила и принимать меры по организации и проведению производственного контроля за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов.
Приготовление пищи для детей дошкольных групп осуществляется из продовольственного сырья (полуфабрикатов) непосредственно на кухне жилого помещения. Пищевые продукты для приготовления блюд, приобретенные в продуктовых магазинах и на рынках, должны иметь маркировочные ярлыки (этикетки) и документы, подтверждающие факт приобретения пищевых продуктов (кассовый чек или копия чека, и/или товарно-транспортная накладная, и/или счет-фактура), которые сохраняются до окончания срока реализации пищевых продуктов и блюд. При хранении продуктов должны соблюдаться условия хранения и сроки годности продуктов, указанные производителем (пункты 3.3 и 3.4 СанПиН 2.4.1.3147-13).
Пунктом 3.20 СанПиН 2.4.1.3147-13 установлено, что для предотвращения возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) не допускается использование пищевых продуктов с истекшими сроками годности и явными признаками недоброкачественности (порчи).
Судами установлено и ИП Зинченко А.А. не отрицается, что на кухне в холодильном оборудовании находились пищевые продукты, в том числе 281 г. мороженые ягоды, 2, 989 кг. фарш мясной, без маркировочных ярлыков; три сардельки "Малыш", весом 237 г., производства ООО "Сибирские мясные продукты", сроком годности до 26.04.2014.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, в том числе акт проверки, протокол осмотра и приложенные к нему фотоматериалы, протокол ареста товаров и иных вещей, протокол об административном правонарушении, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нарушении ИП Зинченко А.А. требований пунктов 3.3 и 3.20 СанПиН 2.4.1.3147-13.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ИП Зинченко А.А. возможности для недопущения нарушений требований технических регламентов, обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам ее реализации, материалы дела не содержат.
Доводы ИП Зинченко А.А. о том, что продукты, которые являются предметом правонарушения, не были предназначены для приготовления пищи для детей, принесены ею для личных целей, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и обоснованно ими отклонены исходя из следующего.
Так, об указанных обстоятельствах ИП Зинченко А.А. не было заявлено при проведении осмотра, а также при составлении протокола об административном правонарушении. Кроме того, хранение продуктов с истекшим сроком годности совместно с продуктами, используемыми для приготовления пищи, также может являться причиной для возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений).
В целом доводы ИП Зинченко А.А., изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводы судов, по существу направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 18.06.2014 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 26.08.2014 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-8481/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.И. Отческая |
Судьи |
Д.В. Григорьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) под пищевыми продуктами понимаются продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки. Соответственно, продукция включает в себя такое понятие как пищевые продукты.
Пунктом 2 статьи 3 Закона N 29-ФЗ, пунктом 6 статьи 15 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) установлен запрет на нахождение в обороте пищевых продуктов, не соответствующих требованиям нормативных документов. Такие пищевые продукты признаются некачественными, представляющими опасность для человека, снимаются с реализации, утилизируются или уничтожаются.
Из положений статьи 4, пункта 1 статьи 22 Закона N 29-ФЗ, статьи 11, пункта 5 статьи 15 Закона N 52-ФЗ следует, что юридические лица, осуществляющие деятельность по обороту пищевых продуктов, обязаны выполнять санитарные правила и принимать меры по организации и проведению производственного контроля за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов."
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16 декабря 2014 г. N Ф04-12366/14 по делу N А03-8481/2014